Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 7. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVIII в




 

Эта тема раскрывает загадки и тайны стиля рококо. Как художественное направление рокайльное искусство сложилось к середине XVIII столетия. Культура этого века получает в на­следство от предыдущего столетия особое эстетическое созна­ние, в котором художественный вкус важнее многих других качеств человека. Высокоразвитый вкус, с точки зрения роко­ко, — характеристика высокообразованного и утонченного че­ловека. Он, прежде всего, предполагал умение отличать пре­красное в природе и искусстве; знание того, по каким законам возможно искусственное воссоздание природы, а также уме­ние глубоко наслаждаться художественным произведением. Искусство должно быть похоже на природу, и наоборот. Если для барочных эффектов необходима вся гамма эмоциональных состояний (от радости до трагедии), то для наслаждающегося рококо — лишь изысканно тонких, изящных. Для художест­венного языка рококо слово «изящный» ключевое. Оно харак­теризует красоту очертаний предметов, их соразмерность, от­точенность формы, изысканность, элегантность внешнего вида, грациозность движений. В манере мастеров рококо есть виртуозная легкость и тонкость исполнения, найденная мера между изысканностью и простотой. Современники называли рококо «стилем Людовика XV», отмечая тем самым эпоху его возникновения (1715—1774). Слово «рококо» произошло от французского «рокайль», что значит искусственный грот, ра­ковина, хрупкая, тонко расчлененная асимметричная природ­ная форма. Можно сказать, что рококо является декоратив­ным продолжением стиля барокко. Тем не менее это немного не так. Барокко был стилем абсолютизма. Пышность, помпез­ность и мощь — вот ключевые слова, которые могли бы оха­рактеризовать это направление. Индивидуальное, камерное является краеугольным камнем стиля рококо. Внешне стиль мало отличается от предыдущего. Но ломаность линий барок­ко компенсировалась объемом, размером самой формы. Ли­нии рококо, где бы они ни присутствовали, будь то ножки стола и стула, ручка кофейника или двери, создаются как бы на надломе. Все немного «хочет» упасть, продемонстрировать себя с лучшей стороны. Все предметы «смотрят» на себя в зер­кало, интересуясь, «как там я? Не плохо ли выгляжу?» В про­тивовес парадности и масштабности барокко в интерьерах ро­коко появляется больше утонченности и интимности. Аристо­кратический «мятеж» против грубой реальности сказывался в том, что естественной тектонике, естественным свойствам ма­териалов и пропорциям предпочитались атектоничность, иные, чем в натуре, пропорции, отвергались законы силы тя­жести. Хрупкие столики и пуфы стоят на тонких, загнутых книзу ножках. Как раз те части стульев, которые являются не­сущими и по логике вещей должны быть наиболее устойчивы­ми и крепкими, имеют вид неустойчивый и облегченный.


Орнамент. Уже в конце XVII в. орнамент начинает приоб­ретать все большую легкость. В начале XVIII в. доминирует построение орнаментальной композиции из прямых и округ­лых линий, сходящихся под прямым углом. Акантовый лист становится все тоньше, трельяж широко распространяется как один из излюбленных мотивов. Львиные маски и спокойные юношеские лица все чаще заменяются легкими консольками с женскими головками, изогнутыми в грациозном повороте. По­пулярен ажурный или рельефный С-образный орнамент. Ро­зетка поражает беспорядочностью своих прорезных лепестков с капризным нагромождением форм. После 1725 г. в декоре чаще встречаются новые мотивы, характерные для стиля роко­ко. Стиль рококо — чисто декоративный стиль интерьера, объ­явивший войну всякой ясной конструктивности. Орнамент рокайль не подчеркивает архитектонику зала, членение стен и потолка. Наоборот, он как бы стремится нарушить его струк­туру, лишить ее логики и ясности восприятия. Первым и не­пременным свойством этого декора является его асимметрич­ность, наклонная ось в композиции. Раковина играет в этой орнаментике главенствующую роль. Она не рассматривается больше как широкий сплошной волнистый веер. Края ее глу­боко прорезаны, она почти распадается на отдельные лепест­ки. К началу века такая раковина превращается уже в пальмет­ту, а в искусстве рококо — в некий совершенно условный ор- пимент, так называемый рокайль. Акантовый лист отходит на нторой план. Его место занимают свивающиеся тонкие листья. В своих асимметричных изгибах они переплетаются с рокай­лями, вместе с ними обвиваются вокруг огромных стенных зеркал, вокруг спинок, ручек и сидений изысканной мебели. Иллюзия этого непрерывного плавного потока еще поддержи­вается тем, что в мебели и в других предметах прикладного искусства отрицается прямая линия. В своем отвращении к прямой линии декор неукоснительно разрушает форму. Брон­зовые часы, стенники, канделябры — все состоит из извиваю­щихся разорванных форм, которым часто трудно дать опреде­ленное название. Тем не менее искусство рококо открывает новые, невиданные красоты: отрицая симметрию, оно создает своеобразное равновесие, отрицая привычный ритм, создает новые, не менее изысканные ритмы, отрицая прямую линию, заставляет любоваться красотой линий изогнутых. Стремление изумить, поразить воображение привело мастеров рококо к ак­тивному использованию разнообразных материалов: темного дуба, оживленного раскрашенным штуком, латуни, черепахи, перламутра, мрамора, эмали, слоновой кости. Были созданы искусственные материалы: бисер, стеклярус; разработана бога­тая палитра цветного золота четырех оттенков: красного, белого, зеленого, лимонного. Предпочтение отдавали лимон­ному и сочетанию зеленого с белым. Внимание к материалу, умение показать его с самой выгодной стороны, обыграть его естественную красоту характерны для лучших ювелирных из­делий.

Мебель. Прикладное искусство, однако, создавало вещи, которыми можно было пользоваться. В этот период в моду вхо­дят восточные, прежде всего, китайские, мотивы. Изящные по форме, украшенные тонким, изысканным декором, художест­венные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем, процветавшим при европейских королевских дворах. Первые китайские образцы были завезены в Европу торговыми судами вест-индских компаний еще в начале XVII в. В середине XVIII в. увлечение «китайщиной», коллекционирование фарфо­ра и лаков, подражание китайским образцам достигает апогея. Братья Мартэн выпускают изящную, декорированную китай­скими мотивами мебель в технике черного лака. Ведущим цен­тром французской, да и всей европейской художественной ме­бели этого периода был Париж. После 1743 г. вошло в правило ставить клеймо мастера или цеха на особенно качественные предметы мебели. Эта форма защиты качества продукции была последним отголоском цехового строя. Во второй половине XVIII в. парижские цехи — «Корпорация столяров и черноде- ревцев» — объединяла около 1200 мастеров-мебельщиков. Фан­тазии мастеров-краснодеревщиков была предоставлена полная свобода. Мебельщики потворствовали вкусам заказчиков, при­думывая всевозможные формы и типы изделий, способных удовлетворить любую потребность и прихоть человека во всех случаях жизни. Столы, например, отличались огромным коли­чеством разновидностей: столики-тумбы, вырастающие из изго­ловья кровати; столы в спальне, столы на колесиках для подачи пищи, кофейные, карточные, столы для игры в шашки, для цветов, будуарные столы и многое-многое другое. Особым раз­нообразием отличались стулья. Существовало множество типов табуретов и скамеечек всевозможных форм, высоты и стилей. Мебель эпохи Людовика XV, в особенности сундуки и настен­ные часы-консоли, прекрасно вписывались в причудливые формы и рокайльные узоры интерьеров в стиле рококо.

В XVIII в. в Италии происходит возрождение техники маркетри, пережившей свой расцвет еще в XVI в. Самым та­лантливым мастером, специализировавшимся на инкруста­ции ценных пород дерева слоновой костью, был Пьетро Пиффетти (1700—1777), работавший при Савойском дворе. С 1760-х годов на работы краснодеревщиков Венеции и Ге­нуи заметное влияние оказывает английский стиль мебели, известный под названием «чиппендейл».

Керамика. Подлинным переворотом в истории западноев­ропейской керамики стало изобретение в начале XVIII в. не­мецким химиком Иоганном Бетгером фарфора. Вскоре в сак­сонском городке Мейсене была открыта мануфактура, начав­шая производить один из самых ценных фарфоров в мире — мейсенский. Фарфор из Мейсена прославился своими изящ­ными сюжетными статуэтками, сервизами, вазами, туалетны­ми приборами, псевдокитайскими изящными безделушками — разрисованными фигурками китайских мандаринов, лодочка­ми и пагодами. Во Франции керамическое дело также пережи­вает подъем.

Изданный Людовиком XV в 1759 г. эдикт, предписывав­ший отправить в переплавку сервизы из золотых и серебряных блюд, способствовал появлению сервизов из фаянса, а затем и фарфора. Фаянсовые изделия самых изящных форм, украшен­ные великолепными росписями, выпускают в Марселе (в мас­терских вдовы Перрена) и в восточных районах Франции (в Нидервиллере, Страсбурге и Люнвилле). Однако истинным за­конодателем мод в производстве керамики со второй полови­ны XVIII в. стал французский севрский фарфор, который вы­пускался на мануфактуре в Севре с 1756 г. Предшественницей этого предприятия была небольшая мануфактура в Венсене в пригороде Парижа, основанная Людовиком XV в 1738 г. и пе­реведенная позднее в Севр. Венсенский фарфор отличался вы­соким мастерством отливки фарфоровых цветов в стиле роко­ко. Покровительницами Севрской мануфактуры являлись так­же фаворитки короля мадам Дюбарри и мадам де Помпадур, имя которой получил один из классических цветов севрского фарфора «роз Помпадур». К работе в Севре были привлечены талантливые художники и скульпторы: Франсуа Буше, Клод Дюплесси. Севрские мастера великолепно работали как с гла­зурованным фарфором, так и с бисквитом. Цветочный декор был их излюбленным мотивом украшения — необыкновенной красоты букеты, корзины, венки. Статуэтки из бисквита стали визитной карточкой севрского фарфора.

Особый расцвет, который переживает традиционное для Испании производство керамики, был связан с необходимо­стью обеспечивать керамическими изделиями заморские ко­лонии. Старая мануфактура в Талавере постоянно наращива­ла объемы производства. Если в XVII в. основным источни­ком декора были итальянские образцы, то в XVIII в. возросло влияние восточного искусства. На мануфактурах в Манисесе, возле Валенсии, возрождается производство керамики с люс- тром. В 1727 г. граф де Аранда основал в Алькоре, возле Ва­ленсии, поточное производство фаянсовой посуды, наняв для этой цели триста работников, в том числе французов, италь­янцев и голландцев. Благодаря мастерам-керамистам, выпи­санным им из Мустье, в Испании получили распространение орнаментальные мотивы в манере Берена. На фабриках Тала- веры, Манисеса и других городов Каталонии создавали поли- хромные изразцовые панно, сюжетные и орнаментальные, широко применявшиеся во внутреннем и внешнем декоре дворцов и церквей.

Ткачество. Общие перемены в декоративном оформлении интерьеров рококо изменили характер шпалер. Во Франции в XVIII в. открывается ковровая мануфактура, возглавляемая Удри. Стремясь к точному воссозданию живописных ориги­налов, фабрики использовали в работе огромное — более 1200 — количество тончайших цветовых оттенков. Были соз­даны серии ковров, получивших название «алентуры» (от франц. «окружение, обрамление»), Алентуры имитировали картину в деревянной раме, висящую на узорной ткани. Во­круг рамы располагались гирлянды цветов, фигурки амуров.

Необычайного расцвета в это время достигло искусство резьбы по слоновой кости. Его наиболее известным центром во Франции был город Дьепп, где изготовлялись отличавшие­ся удивительной тонкостью исполнения миниатюрные скульптуры и портреты, барельефы, табакерки, флаконы.

Металл. Выдающихся результатов достигли французские мастера золотых и серебряных дел. К сожалению, мало что сохранилось в самой Франции, так как большая часть таких изделий была отправлена в переплавку. В 1750 г. в Париже работали около пяти сотен мастеров-ювелиров, лучшими сре­ди которых были Тома Жермен (1673—1748) и Франсуа-Тома Жермен (1726—1791). Это была та область прикладного ис­кусства, где формы рококо усваивались с особой легкостью. Не меньшим спросом пользовались и мастера сварочных ра­бот, необходимых для изготовления лестничных и балконных решеток, ворот и оград с ажурными узорами.

Одним из самых процветающих видов прикладного искус­ства Испании было производство изделий из металла, достиг­шее в XVIII в. той же славы, какой оно пользовалось в XVI столетии. В полумраке церквей поблескивали замечательные решетки из кованого позолоченного железа или бронзы с фантастическим барочным плетением, служившие оградой для капелл. В произведениях серебряных дел мастеров наряду с литьем по-прежнему широко применялась техника чеканки.

В середине XVIII в. в Англии была мода на серебро. Стре­мясь сделать изделия из этого драгоценного металла доступ­ными для более широкой публики, шеффилдский мастер То­мас Боулсовер изобрел в 1742 г. технику покрытия изделия серебряными пластинами, получившую название «шеффилд­ская пластина».


На рубеже XVII и XVIII вв. в уже сложившемся облике европейских ювелирных украшений появляется новый эле­мент — алмаз, ограненный особым способом и названный бриллиантом, в переводе — «сверкающий». Светоносный бриллиант становится основным акцентом изделия, его дос­тоинства ярче выявляются в сочетании с цветными камнями и общей легкостью конструкции. Важным элементом формо­образования ювелирных изделий XVIII в. были мотивы цве­точных композиций. Это были довольно сложные украше­ния, целиком составленные из цветов и листьев, выполнен­ные из драгоценных камней, золота, серебра. Некоторые украшения-букеты подобраны из ярких и сочных по цвету камней: аметистовые тюльпаны, рубиновые розы, аквамари­новые ромашки, бирюзовые незабудки. Среди изумрудных листьев можно рассмотреть гранатовую гусеницу, бабочку с агатовыми прозрачными крылышками, мушку из халцедона. Букеты привлекают свежим и неповторимым разнообразием каменных цветов. Ювелиры XVIII столетия в своих работах широко использовали приемы литья и чеканки, ручной и ма­шинной (гильошировка) гравировки, применяли матовое и блестящее золото, а также золото зеленого, желтого и красно­го цветов, опалесцирующие эмали, перламутр, гравирован­ный и гладкий, с локальными накладками и мозаичный.

К концу XVIII столетия капризные, доведенные до край­него перенасыщения формы начинают постепенно «успокаи­ваться», в искусстве начинают преобладать более строгие и упорядоченные формы, тяготеющие к античным первоисточ­никам, к простоте и ясности. Можно сказать, что стиль роко­ко стал апогеем, завершающим стилем абсолютистских мо­нархий. Все последующие художественные течения будут ото­бражением республиканских правлений.







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 864 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1985 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.