Рассмотренные выше “силовые” факторы урегулирования отношений человека и природы будут определяющими при построении общества устойчивого развития. В первую очередь именно благодаря этим факторам отмечается прогресс в охране окружающей среды в развитых странах.
Тем не менее, только “силовых” методов управления отношениями в системе “человек – природа” недостаточно. Необходимо воспитание нового человека с развитым чувством экологического самосознания. Различные аспекты решения этой проблемы составляют содержание этой главы.
Экология и нравственность
“Нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан и всего общества в целом. Кант считал нравственное чувство “некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей” (“Краткая философская энциклопедия”, 1994: с. 309).
Нравственность применительно к социальной экологии приобретает особый оттенок. Нравственным может быть признано только то, что при использовании природы как общечеловеческого достояния ее не разрушает.
Любое действие, которое способно нанести вред природе, опосредствованно наносит вред всем другим природопользователям. В этом случае нравственный аспект поведения – согласование своих личных интересов с интересами других людей – становится особенно важным. Квалификация поступков и проступков на нравственные и безнравственные при этом осложняется в силу некой “иерархии нравственностей”: то, что нравственно для одного человека или его семьи, может быть безнравственным для населения поселка, города или даже государства; то, что нравственно для государства – безнравственно для мирового социума; и, наконец, то, что нравственно для одного поколения социума, может оказаться безнравственным для последующих поколений.
Проблема нравственности отношений с природой возникла только у человека. Причем безнравственность поведения человека стала проявляться все более очевидно по мере того, как он отдалялся от своих четвероногих собратьев и повышался уровень его энерговооруженности и технической оснащенности, что давало ему возможность расширять масштабы своего влияния на природу.
По человеческим меркам, все виды, кроме человека, живут по законам “высокой нравственности”, и именно эта “нравственность” позволяет сохраняться экологическому равновесию в природе. У Д. Киплинга в “Маугли” идея “нравственности” животных проходит красной нитью через всю книгу. Животные охотятся только для того чтобы обеспечить себя пищей, и не уничтожают больше того, что необходимо. Если же их потребности выходят за рамки “нравственности”, их жестко контролирует природа – недостаток ресурсов сдерживает рост популяций. “Нравственны” волки, которые регулируют плотность популяций оленей и не дают им возможности полностью выесть лишайниковый покров тундры; “нравственны” степные орлы, которые не дают расплодиться мышевидным грызунам, угрожающим степному травостою.
Сегодня, когда человечество стало на грань глобального экологического кризиса, приоритетной становится именно “глобальная нравственность”, так как использование ресурсов конкретными участниками мирового сообщества и целыми государствами не должно лишать возможности нормально жить поколения наших потомков. Именно повышение уровня “коллективной нравственности” должно обеспечить построение того стиля жизни мирового сообщества, который получил название устойчивого развития.
В современном мире возрастает роль воспитания нравственного отношения к природе на всех уровнях социальной иерархии – в семье, школе, трудовом коллективе, селе или городе, республике. Успех этого воспитания во многом зависит от системы экологического образования.
Экологическое образование
Образование всегда отражает социальный заказ и обеспечивает получение тех знаний, которые полезны для жизни в тех или иных конкретных исторических и географических условиях.
На рубеже третьего тысячелетия социальный заказ – подготовка экологически образованного человека. Сегодня знать экологию также необходимо, как свой язык, основы математики, физики, химии, биологии или истории. В РФ и РБ приняты соответствующие законы о политике в области экологического образования. В 2002 г. принята «Концепция развития экологического образования в РБ». В этом документе система экологического образования признана задачей государственного значения, требующей незамедлительного решения.
Эффективная система экологического образования должна опирается на следующие принципы.
Непрерывность. Экологическое образование начинается в самом раннем возрасте, проходит через среднюю общеобразовательную и специальную школу, вуз, курсы повышения квалификации. Оно должно сочетаться с экологическим просвещением – пропагандой экологических знаний через средства массовой информации.
Доступность. Учитывается уровень подготовки обучаемого.
Модульность. В зависимости от будущей профессии обучаемого программа включает набор разделов экологии (модулей), который наиболее полезен для профессиональной подготовки. При этом, модули, включающие основы общей и социальной экологии, являются обязательными.
Региональность. В содержании экологического образования органично сочетаются базовые (общеэкологические) знания и региональный компонент (знания о конкретной экологической ситуации в регионе, где происходит процесс обучения).
На фоне множества проблем, которые предстоит решать республике на начальном этапе экономического подъема, когда ограничены возможности инвестиций в модернизацию технологий, инвестиции в экологическое образование – наиболее эффективный вариант расходования средств “на экологию”. Такие инвестиции позволят готовить экологически образованных специалистов, которые смогут наиболее успешно участвовать в решении вопросов улучшения состояния окружающей среды.
15.3. Общественные экологические движения (“зеленые”)
“Зеленые” – это общественные движения и политические партии, ставящие задачей улучшение экологической ситуации на планете. “Зеленые” есть в большинстве европейских стран, в США, Японии. Наиболее авторитетная международная организация, объединяющая “зеленых” разных стран, "ГРИНПИС" организована в 1971 г. “Зеленые” ставят задачей путем организации митингов и пикетов влиять на решения правительств и муниципальных властей с целью заставить их проводить последовательную экологическую политику.
Платформа “зеленых” включает требование ограничить загрязнение окружающей среды, шире использовать вторичные ресурсыи нетрадиционные источники энергии. “Зеленые” выступают против потребительского подхода, занимаются проблемами экологического образования. Наибольших успехов они достигли в ФРГ (общее число участников природоохранных общественных организаций в ФРГ превышает 3 млн. человек), получив значительное количество мест в бундестаге и сыграв большую роль в разработке программы улучшения экологической ситуации в стране.
В России “зеленые” представлены несколькими организациями (“Экологический фонд России”, “Социально-экологический союз России”, “Экология и мир”, “Российская партия зеленых”, “Хранители радуги” и др.). Был создан “Общероссийский союз общественных экологических организаций”, который в 2004 г. преобразован в Российскую партию зеленых. Эта партия должна координировать работу общественных организаций в области охраны окружающей среды.
“Зеленые” РФ были организаторами многочисленных акций против строительства атомных электростанций, предприятий по ликвидации химического оружия, создания могильников радиоактивных отходов и др. “Зеленые” выступали против строительства Башкирской АЭС, Иштугановского водохранилища и ряда крупных промышленных объектов в республике.
В последние годы активность “зеленых” в РФ заметно снизилась ввиду того, что часть выдвигаемых ими требований о закрытии или модернизации опасных производств была выполнена действительно под давлением общественности, часть по чисто экономическим причинам. Однако главной причиной послужило резкое обнищание значительной части населения, когда остро место встал вопрос о прожиточном минимуме.
Развитию движения “зеленых” помешало также то, что из коньюнктурных соображений экологические требования включались в политические программы кандидатов во время выборов в центральные и местные органы власти. Оживления движения “зеленых” можно ожидать с началом экономического подъема в стране, когда их требования сможет поддержать государство. Ситуация с “зеленым” движением в РБ примерно такая же, как в РФ.
Экология и религия
Определенный вклад в экологизацию образа жизни может внести религия, хотя его не следует переоценивать, особенно когда речь идет о религиях “иудаистского куста”, возникших на ближнем Востоке (иудаизм, христианство, ислам). В основе всех религиозных догматов этих конфессий лежит сценарий, в котором обосновывается исключительная роль человека как образа Божия. Так, в “Библии” говорится:
“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле”. Бытие. 1:26.
“И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимся по земле”. Бытие. 1:28.
Разумеется, со временем религиозные деятели все яснее осознают опасность такого подхода и пишут о том, что и в “Библии” сказано о недопустимости получения сверхприбыли от природы. (Бог рекомендует заботиться только о хлебе насущном на один день!). Еще более активно на природоохранном значении религии настаивают исламисты.
Отношение ислама к проблеме охраны природы Эл Гор в книге “Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух” характеризует так:
Пророк Мухаммед сказал: “Мир зелен и прекрасен, и Бог назначил вам призирать за ним”. Основополагающие концепции ислама, преподаваемые Кораном, – “таухид” (единство), “халифа” (опека, попечительство) и “ахра” (ответственность) – это также столпы экологической этики ислама. Земля суть священное творение Аллаха, и среди множества поучений Мухаммеда по этому поводу есть такое: “Тот, кто посадил дерево и прилежно за ним ухаживает до тех пор, пока оно не вырастет и не начнет приносить плоды, будет вознагражден”. Первый мусульманский калиф Абу-Бакир следовал Корану и “хадис” (устной традиции Пророка), когда приказывал своим войскам: “Не рубите дерева, не грязните реку, не вредите животным и всегда оставайтесь милосердными и человечными к творению Бога, даже к своим врагам”.
Тем не менее, антиэкологичность религии (причем одинаково всех конфессий!) проявляется в отвержении любых форм регулирования числа детей в семье. Эта религиозная инерция является одним из главных тормозов в решении демографической проблемы. Единственное, что последовательно экологично во всех религиях, – это воспитание скромного образа жизни и ориентация верующего на иные, духовные ценности, нежели золото или новый автомобиль.
В целом, следует признать, что ни образование, ни религия главными рычагами воздействия на стиль жизни людей быть не могут. Значительно большую роль играют экономические механизмы регулирования природопользования и экологическое право.
Контрольные вопросы к главе 15
1. Что такое «иерархия нравственностей» в отношениях общества и природы?
2. Перечислите основные принципы экологического образования.
3. Почему в РФ (и в РБ) не эффективно “зеленое” движение?
4. Может ли религия быть фактором, определяющим взаимоотношения человека и природы?
Вопрос для обсуждения
В какой степени нравственность, образование и религия могут смягчить отношения общества и природы?