Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Династии и династии Комнинов 1 страница




 

 

Оформление феодальных отношений обусловило стремление господствующего класса все культурное наследие прошлого и прежде всего античные традиции приспособить к своим интересам. В период Македонской династии (842—1057) и династии Комнинов (1057—1204) в византийской столице вновь пробуждается интерес к классической литературе и философии. Анна Комнин, одна из образованнейших женщин своего времени, изучала Гомера, в подражание древним сама сложила поэму, прославляющую отца, Алексея Комнина.

Образование и научные знания

В XI—XII вв. значительный рост переживает светское образование, основанное на античных традициях. В Константинополе в XI в. возрождается университет — центр светского образования для всей империи. На юридическом факультете университета изучали римское право, латинский язык, византийскую юриспруденцию, готовили судей, нотариусов, чиновников различных рангов. Все новые идеи, проникавшие сюда, сурово пресекались государством и церковью.

В византийской науке Х в. связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. При императоре Константине VII Багрянородном (913—959) в Византии издано несколько больших сборников и энциклопедий, в числе которых историческая, сельскохозяйственная, медицинская и ветеринарная. Эти энциклопедии составлены преимущественно из произведений античных авторов, но в систематизации, подборе и обработке материала отображается перелом культуры, вызванный переходом к феодализму. Около 975 г. была составлена литературная энциклопедия, содержавшая сведения об античных и византийских авторах — Суда1, содержащая около 30 тыс. статей, расположенных в алфавитном порядке: объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних и ранневизантийских авторов и т.п. материалы. Византийская наука сохранила его. Современники-византинисты и по сей день черпают из него разнообразные сведения.

Большой материал для изучения истории византийской культуры этой эпохи дают мемуары крупнейшего византийского ученого и писателя XI в. Михаила Пселла (1018 — ок. 1078 или ок. 1096) — автор «Хронографии», жизнеописаний императоров, которых он знал. Ему же принадлежит обзор «квадривиум» — курса светского образования, включающего четыре предмета: арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Эта работа М. Пселла в XVI в. была переведена на латинский язык; особенно она повлияла на развитие в Западной Европе математики.

В области медицинской науки в этот период развивались исследования по фармакологии, уходу за новорожденными детьми, свойствам пищи. Представлены сочинения о животных, птицах и др. В области исторических наук в Х— XII вв. произведения византийских авторов носили преимущественно характер хроник и мемуаров, хотя в них использовались приемы античной стилистики.

На XI—XII вв. приходится наибольшая интенсивность философских дискуссий, что обусловило более раннее по сравнению с Западом разложение схоластики. Ведущие представители византийской философии XI в. — Михаил Пселл и Иоанн Штал (2-я пол. XI в.). Они пытались отделить философию от богословия, хотя оставались на позициях идеализма.

Литературная жизнь

В этот период литературная жизнь Византии переживает оживление. Ее представители — Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливающие культурное наследие к интересам господствующей элиты. Особенностью общественной жизни Византии было развитие городов, что предопределяло и большую роль их светской жизни. В XI в. виднейшим представителем придворной литературы был Михаил Пселл — плодовитый писатель, перу которого принадлежали сочинения по истории, богословию, математике; он автор стихотворений, од и эпиграмм, тонкий стилист. В «Хронографии» им даны яркие характеристки, что свидетельствует о наблюдательности историка-реалиста. Следует отметить Феодора Продрома (ок. 1100 — ок. 1170), использовавшего в некоторых своих произведениях разговорный язык того времени. Ему принадлежат любовный роман в стихах «Роданфа и Досикл», драматическое стихотворное подражание пародийной греческой поэме «Война мышей и лягушек» и др.

Широкое распространение получили в придворных кругах прозаические и стихотворные романы. Однако большинство из них написано высокопарным, напыщенным стилем, с обилием цитат из античных авторов.

В литературе этого периода появились произведения, отражавшие взгляды и настроения провинциальной феодальной знати и различных групп городского населения. Талантливым произведением признана сатира «Тиларгон» — о нравах и обычаях Византии XII в. Народное творчество X—XII вв. представлено эпическими, лирическими и сатирическими произведениями, главным образом стихотворными.

Изобразительное искусство и архитектура

В середине IX — середине XI вв. наблюдается расцвет византийского искусства, который условно называется Македонским Возрождением, что было связано с усилением экономической, политической, военной и международной мощи феодализировавшейся Византии. Середину XI—XII вв. определяет «комниновский» период, но архитектурные памятники этих двух периодов составляют единую группу, несмотря на различия в типах и местных стилистических направлений.

В церковной архитектуре базилика как форма культового здания в виде удлиненной постройки к этому времени отживала свой век. Ее место стал занимать крестово-купольный храм, имевший в плане форму креста с равными ветвями и куполом в центре. Становление крестово-купольной архитектуры было длительным и сложным процессом — от создания шедевра архитектуры храма св. Софии в VI в. до Х в. В X—XII вв. крестово-купольное зодчество стало доминировать как в самой Византии, так и в сопредельных с ней странах.

Появляются новые тенденции — сокращаются масштабы храма. Грандиозные храмы для народа уходят в прошлое. Распространение получают сравнительно небольшие церкви, предназначенные для городского квартала, сельского прихода, монастыря или замка. Другая тенденция — храм одновременно растет в высоту, изменяются пропорции здания — вертикаль становится преобладающей идеей. Устремление ввысь дает новое эмоциональное и эстетическое наполнение культовому зодчеству. Третье новшество — до этого периода главную роль в культовых сооружениях играло внутреннее пространство, купол смотрелся изнутри и символизировал Вселенную. В XI—XII вв. все большее значение приобретает внешний вид храма. Замкнутые, с широкими нерасчлененными гладкими плоскостями, закрытые фасады и стены сменяются новыми архитектурными формами экстерьера: фасады членятся, украшаются легкими колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных проемов, впервые появляется асимметрия. Художественная выразительность здания значительно увеличивается благодаря внешнему декору.

Храм крестово-купольного типа

Широко применяют облицовку фасадов разноцветным камнем, кирпичным узорочьем, декоративным чередованием слоев красного кирпича и белого раствора. Благодаря цвету создается совершенно новый художественный облик храмов. Сложившись окончательно в XI в., этот стиль достиг апогея в XII в.

Впервые новый тип храма был воплощен в новой базилике Василия Македонянина «Новая церковь» («Неа», 881). Современники отмечали, что храм-базилика был украшен, как невеста. Он имел пять куполов и белую колоннаду снаружи. Мозаики располагались по строго определенному церковно-догматическому плану, отражая тему иерархии феодального общества. Церковь признается классическим памятником этого периода. Эта базилика не сохранилась, но ее повторения получили распространение по всему византийскому миру, в том числе и в России.

 

 

Церковь девы — покровительницы котельщиков в Фессопонике. 1028

 

Старые и новые формы культового зодчества на большей территории империи сосуществовали долго. К XI в. относятся такие памятники архитектуры, как храм Католикон в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде и монастырь Дафни близ Афин, предоставляющие собой варианты крестово-купального храма. Собор монастыря Хосиос Лукас был воздвигнут императором Василием II (958—1025), прозванным Болгаробойцем (в прославление своих военных побед над болгарами), и неоднократно достраивался. Примерами классического варианта крестово-купольного храма являются церковь Богоматери в Солуни (1028), церковь Феодоры в Афинах (1049), церковь Пантелеймона в Солуни (XIII в.).

В искусстве с Х—XI вв. начинает господствовать пышная декоративность. Торжественный монументализм все чаще соединяется с усложненной символикой. В живописи и архитектуре утверждаются строгая рассудочность, симметрия. На фресках и мозаиках храмов преобладает уравновешенность линий и движений человеческих фигур. В таких храмах купол ставится на высокий цилиндрический барабан и обособляется, храм по существу состоит из самостоятельных объемов и пространственных ячеек. Вместо ажурности, игры светотени, просветов теперь застылая масса, гладкие и непроницаемые стены. Большинство храмов XI—XII вв. суровы, величественны и строги.

В решении задачи подчинения человека догматам православия значительную помощь оказала архитекторам монументальная живопись. Если в ранневизантийской живописи чередовались символические и Легендарно-исторические темы, то теперь живопись подчиняется догматике. Особенно большое значение придается изобразительным мотивам. Церковная роспись складывается в законченную систему, освященную авторитетом церкви. Все византийские храмы XI—XII вв. украшаются по раз и навсегда выработанной схеме.

Средневизантийская система росписи сохранила традиции старой символики: купол — олицетворение неба, поэтому его украшает пребывающий на небе и взирающий оттуда на землю Вседержитель. По четырем стенам от него располагаются четыре ангела как хранители четырех стран света. Четыре паруса купола украшают евангелисты, разнесшие по всем странам света учение Христа. Святые выстраиваются внизу как бы хороводом вокруг центрального изображения. Стены опоясывают росписи эпизодов священной истории.

Мы видим, что живописная система росписи XI—XII вв. проникнута идеей чиноначалия, пронизывающей все византийское мировоззрение того времени. В росписях Христос все больше уподобляется самодержцу, ангелы — телохранителям, святые — придворным. Как царица небесная в красных сапожках византийской императрицы восседает на троне Богоматерь. Таким образом, вся система росписи представляет пирамиду, увенчанную огромной фигурой Христа, утверждающего извечность этого порядка.

Стилизованные архитектурные ансамбли, фантастические пейзажи фона делаются все более абстрактными и зачастую заменяются золотыми или пурпурными плоскостями. Творчество художника становится безликим, оно сковано традицией и церковным авторитетом.

Церковное богослужение превратилось в Византии в пышную мистерию. Через магическую силу искусства церковь пыталась идейно воздействовать на массы народа.

В XI—XII вв. наблюдается подъем в искусстве иконописи, хотя и здесь был выработан ряд постоянных условных художественных средств. Бесплотные фигуры охвачены единым строгим контуром, свет как бы пронизывает лики и одеяния персонажей, преображая человеческое тело; фоном, как правило, служило золото. Однако о том, что в эти годы не иссякла творческая энергия византийских мастеров, можно судить по шедевру византийской иконописи — иконе Владимирской Богоматери. Это произведение художника столичной школы, выполненное для русского князя. Икона относится к редкому в Византии так называемому типу умиления. Щечкой к матери прижимается изображенный на иконе младенец. Она смотрит перед собой проникновенным взглядом, как бы не замечая ласки сына. Взгляд ее исполнен материнской тревоги. Владимирская Богоматерь своей глубокой жизненностью не уступает «Никейским ангелам». Но она строже и в ее глазах больше назидания.

Искусствоведы полагают, что в решении темы материнства византийские мастера не только продолжили античное искусство, но пошли дальше. В искусстве древности эта тема была развита мало, в произведениях на эту тему нет такой близости между матерью и младенцем, как в византийской Богоматери. Мастер создал образ общечеловеческого значения.

Другая византийская икона XII в. — «Григорий Чудотворец». У святого суровое аскетичное лицо, оно мужественно и спокойно, взгляд глубокий.

Прикладное искусство и миниатюра представлены двумя направлениями — образцами придворного официального искусства и произведениями для более демократических кругов населения.

Изделия из слоновой кости и камня, художественное стекло и ткани, икона, керамика были широко распространены в пределах империи. Славились высоким мастерством многокрасочные перегородчатые эмали.

Большого мастерства византийцы достигли в обработке золота. Это огромные кубки, усыпанные драгоценными камнями, тяжелые ризы на иконах, оклады богослужебных книг. Перегородчатая эмаль византийцев соперничала по красоте с мозаикой. Во всем средневековом мире славились византийские парчовые ткани. Прикладное искусство Византии одухотворено: блеск золота, прозрачность хрусталя, сверкание драгоценных камней — все это подчинялось задачам художественной выразительности и гармонии. Византия прочно сохраняла традиции производства стекла, унаследованные от позднеантичной эпохи. Из стекла изготовляли лампы, лампады, чаши, рюмки, кувшины, украшения. Любимым цветом для посуды был насыщенный синий в сочетании с золотом, фиолетовый и светло-пурпурный, в сочетании с серебром. Византийское стекло распространилось по всей Европе.

Поразительной высоты достигло в Византии искусство резьбы по слоновой кости. Пластинки из этого драгоценного материала служили иконками, украшали переплеты книг, шкатулки. И в мелких произведениях византийцы умели создать впечатление величия, почти как в большом памятнике. Так, на рельефе XII в. «Дмитрий на коне» (Хранится в Оружейной палате Московского Кремля) Дмитрий представлен как победитель, триумфатор. Очертание коня, всадника и его плаща охвачено единой плавно изгибающейся линией — такая слитность была незнакома античному искусству. Линейный ритм придает победителю особую одухотворенность.

Музыка

В конце Х в., когда Киевская Русь приняла христианство, византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение. Но в связи с общей эволюцией Византии, ее политического строя и культуры с этого времени намечается постепенный упадок музыкального искусства: сникает импровизаторство, статичность и застылость образов преобладают в культовой музыке. В XII—XIV вв. в период поздневизантийского феодализма господствует внешняя красочная орнаментальность.

Эпоха Палеологов

 

Династия Палеологов — последняя в истории Византийской империи. Этот новый и последний период истории искусств Византии условно называется Палеологовским Возрождением (1261 — 1453).

Начало кризиса феодализма и культуры

В XIII в. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204—1261 гг. прекратилось существование Византии. Бывшая империя представляла собой мозаику из небольших государств. Этот период характеризуется спадом в развитии ее культуры.

Варварски уничтожались культурные ценности, происходила напряженная борьба византийских ученых о «латинянами». Поэтому в XIII—XIV вв. разрабатывались в основном богословские проблемы и отчасти исторические. Наиболее крупный историк этой эпохи — Никита Хониат, автор обширного исторического труда из 21 книги, охватывающего период с 1180 по 1206 гг. Труд содержит ценные сведения о четвертом крестовом походе и завоеваниях Византии крестоносцами и справедливую оценку «латинского» завоевания, оказавшегося губительным для Византии.

Из географических сочинений выделяют «Историю земли» и «Всеобщую географию», являющихся разделами общей работы богослова, историка и географа Никифора Влеммида (1197 или 1198—1272).

Начавшийся кризис феодализма в Византии в XIV—XV вв. усилил борьбу церкви с наукой и научными знаниями. Мистицизм захлестывает все отрасли науки, догматические рассуждения заполняют даже математические произведения. Из-за противодействия духовенства не был проведен в жизнь новый византийский календарь Никифора Григора (1295—1360). В то же время зарождение в византийских городах капиталистических элементов усиливает интерес к достижениям античной науки. Одним из первых в европейской литературе Максим Плануд (1260—1310) указал на индийское происхождение так называемой арабской системы цифр, чему он посвятил работу «Счетное искусство по индийскому образцу». Эта система уже была известна в Византии.

Математика была хорошо развита в этой стране, о чем свидетельствуют сочинения по геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии. Николай Артабасд Рабд (XIV в.) в своих математических письмах охарактеризовал византийскую систему счета на пальцах. В работах по астрономии учитывались достижения арабских ученых.

Появляются элементы гуманистического мировоззрения, особенно ярко выраженного в творчестве виднейшего византийского философа и ученого XV в. Георгия Темиста Шифона (1355—1452). Он ставит задачу перед наукой понять и объяснить природу как человека, так и систему Вселенной, частью которой является человек.

Медицинская наука на этом этапе включает анатомию, физиологию, фармакологию. Здесь, а также в области медицинского инструментария начинают использоваться достижения арабов. На медицинском факультете Парижского университета вплоть до XVII в. применялось руководство по фармакопее, составленное в XIII в. византийским врачом Николаем Мирепзосом.

Исторические труды этого периода отражали интересы различных религиозно-политических группировок в среде господствующего класса Византии.

Развитие византийской науки затормозило турецкое завоевание 1453 г., уничтожившее ростки капитализма и повернувшее общественный строй государства вспять. В связи с внешнеполитическими неудачами в византийской философии в XIII—XV вв. усиливаются мистические течения. Поздневизан-тийскую философскую мистику представляли Григорий Синаит (рубеж XIII и XIV вв.), Николай Кавасила (XIV в.), Григорий Полома (ок. 1297—1360). У них были противники, представлявшие также интересы феодальных групп. Вместе с тем в XIV—XV вв. в Византии зарождается новое, родственное социально и идейно западноевропейскому гуманизму, философское направление, важную роль в котором играл Георгий Плифон.

Литература

Латинское завоевание принципиально нового в развитие литературы Византии не принесло. Не потеряла своеобразия византийская литература и при Палеологах. Уже вполне сложившиеся формы византийской культуры полнее и глубже, чем в предшествующий период, перерабатывали и ассимилировали внешние влияния, в том числе западноевропейские. Представители литературы этого времени — Никифор Григора, Лапиф, Акиндин, придворные поэты XIII—XIV вв. — Мануил Олабол и Мануил Фил. Сохранилось несколько романов: «Илиада» Гермониака, «Ахиллеыда» и др.

Актуальный вопрос того времени о церковной унии с западной церковью усилил внимание к догматическим богословским спорам, которые проникли даже в поэтические произведения. Наметился «уход в прошлое» — попытка реставрировать в языке и стилистике нормы, давно похороненные историей, что было симптомом кризиса феодализма. В то же время в XIV—XV вв. появилось течение, сходное по типу с отношением к классическому наследию первых итальянских гуманистов. Его представляли Мануил Хрисолор — выдающийся преподаватель, ритор и философ, Плифон и Виссарион Никейский.

Из произведений народного творчества сохранилось немало эпиграмм и пародий, иногда остро сатирических и даже антиклерикальных. Распространенным был жанр рассказов-новелл, а также «животный эпос». Дошла до нас полностью и сатирическая повесть «Пулолог» (XIV в.). Сохранился ряд превосходных образцов искреннего глубокого поэтического вдохновения («Родосские песни любви», XV в.). Народным языком написана стихотворная версия «Морейской хроники», повествующей о судьбах крестоносцев в Южной Греции.

Издания текстов, охватывающих все виды литературы, не имеется. Наиболее полно представлена церковная литература в изданиях беллетристов и в «Петрологии» — «Полном собрании творений отцов церкви, изданном аббатом Минем» (161 том издания 1857—1866).

Под свежим впечатлением событий турецкого завоевания в 1453 г. сложено несколько «плачей», посвященных падению Константинополя и Трапезунда.

Изобразительное искусство и архитектура

Памятники эпохи Палеолологов сохранились в Константинополе и в Спарте, где их особенно много. Так как эпоха была уже не способна к созданию большого архитектурного стиля, строились либо небольшие храмы, либо перестраивались старые. В эти годы приобрел живописный вид древний храм монастыря Хора (ныне мечеть Кахриэ Джами) благодаря обустройству его причудливыми притворами с переходами. Особенной нарядностью отличаются храмы Мистры (в Спарте), объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм. Если типы зданий в зодчестве удерживались прежними, то орнаментация становилась богаче, композиции ансамблей — более живописными, пропорции — более хрупкими. В XIV в. сооружена церковь Апостолов в Солуни, дворец Текфур-серай в Константинополе.

В живописи, однако, проявились новые устремления. Это наглядно выразилось в церкви монастыря Хора. Мозаика и фрески Кахриэ Джами принадлежат к числу лучших памятников живописи эпохи Палеологов. Решающую роль в этих живописных циклах играет драматическое переживание евангельской истории. В храме Кахриэ Джами трогательно рассказана история Марии и Христа. Она представлена длинным циклом, который, как лентой, опоясывает неровные поверхности стен и сводов притворов. В фигуре Марии — выражение грусти и томления, когда она выслушивает несправедливые упреки Иосифа. В сцене Рождества она нежна, при бегстве в Египет — тревожна, у ног Христа ее фигура полна глубокого благоговения. Порывистое движение во всех фигурах, они хрупки, изящны. Отдельные лица святых среди фресок этого храма замечательны: нахмуренный Анфим, мудрый и строгий Иоанн Златоуст, юношески прекрасный Прокопий. В эту эпоху плотные и яркие цвета средневизантийской живописи сменяются приглушенными оттенками нежно-розового, голубого, сиреневого. Византийские мастера XIV в. предпочитали фреску, миниатюру и икону мозаике.

Новое направление отразилось в миниатюре. В миниатюре рукописи XIV в. пророк взволнован голосом с неба, и он делает решительный поворот, фигура даже немного выходит за пределы рамы. Миниатюра выполнена широким живописным приемом.

Византия XIV в. испытала признаки внутреннего оскудения. Не смог найти применения своему дарованию Феофан Грек (ок. 1340— 1405), возросший на лучших традициях константинопольской школы. Он отправился на Русь. Феофан Грек считается последним и едва ли не величайшим из византийских мастеров эпохи Палеологов. Свой огромный талант он проявил в росписи Спасо-Преображенского собора в Новгороде (1378): свободное живописное письмо, величественные замыслы, могучие фигуры старцев и праотцов дышат особенной силой, кажется, что они вобрали в себя всю вековую мудрость Востока.

Но традиции дряхлели. Перенесенное на Афон и на Крит византийское искусство развиваться дальше не смогло. Последний из критских живописцев Доменико Теотокопули вынужден был покинуть родину. Он глубоко изучал искусство в Италии и вошел в историю мировой живописи под именем Эль Греко (1541-1614).

 

 

Особенности исторического развития Византии предопределили сложный путь формирования ее культуры и искусства. Являясь преемницей Римской империи, культура Византии глубоко впитала греко-римские художественные традиции. С другой стороны, занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населявших империю. Поэтому, несмотря на сохранение античных форм хозяйства и культурного наследия, византийское государство находилось в значительной зависимости от варварского окружения. Таким образом, главные источники, питавшие византийское искусство, — Древняя Греция и Восток.

Однако византийское искусство нельзя считать не самостоятельным. Подвергаясь значительным изменениям, культура Византии окончательно сложилась в VI в. и сохраняла в течение многих веков постоянные черты.

Самая существенная особенность византийского искусства — его культовость, связь с церковным обрядом, богослужением. Светское искусство играло подчиненную роль. Первейшая задача художника здесь — создание одухотворенного образа, способного вознести душу верующего из мира земного в мир небесный. Общественная мысль, литература, искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей.

Византия, являясь связующим звеном между западной и восточной цивилизациями, дала миру высокие образцы искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, утонченность эстетического выражения. Византийское искусство стало эталоном для искусства православного мира, а Византийская церковь — мировым центром православной веры.

Исключительно важна просветительная роль Византии, которую она сыграла в Средние века. Мир многим обязан Византии. Она спасла Европу от арабов. Она сохранила для Европы античное искусство. Византийским переписчикам мы обязаны знаниями произведений Софокла и Эсхила. Греки, бежавшие после турецкого завоевания из Византии в Италию, стали там учителями греческой философии. Византийские мастера построили собор св. Марка, который был школой итальянских зодчих и живописцев. Влияние Византии простиралось до Франции, Германии, господствовало на Балканах. Многим ей обязан Кавказ, хотя и имел свою художественную традицию. Древнерусское искусство имело своей основой Византию, но в процессе эволюции приобрело характер вполне самостоятельной школы. Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Православия.

 

 


 

 

 

Арабского

Востока Культура

 

Под средневековой культурой Арабского Востока (V—XVI вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность, — Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки. Процесс арабизации был по историческим меркам стремительным, однако он имел свою довольно длительную предысторию. Ведущую роль в нем сыграли племена, населявшие Аравийский полуостров.

 

16.1. Арабский Восток –

Родина ислама

 

Племена Аравии

Основная часть территории Аравии — степи, пустыни и полупустыни; лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники-бедуины, которые называли себя арабами — слово «араб» означало «лихой наездник». Уже в первые века нашей эры летучие бедуинские отряды, верблюжьи и конные, превратились в грозную силу, с которой вынуждено было считаться оседлое городское население. Кочевники грабили караваны горожан — они считали их имущество своей законной добычей, нападали на деревни, травили посевы. Горожане сопротивлялись и зло высмеивали «верблюжатников». Однако и тем, и другим было трудно в непростых природных условиях, требовавших максимального напряжения сил, для того чтобы выжить. В их отношении к миру было больше сходства, чем различий, и жизненными ценностями как оседлых, так и бедуинов были активность, предприимчивость и умение отказывать себе во всем. В среде кочевых племен и зародился ислам1 — будущая мировая религия, оказавшая исключительно сильное влияние на страны Востока и быстро распространившаяся и принятая всеми жителями Аравийского полуострова.

Пророк Мухаммед

Ислам возник в начале VII в. н. э. Основателем ислама был реальный человек — пророк Мухаммед1, биография которого довольно хорошо известна.

Мухаммед рано осиротел и его воспитывали дедушка, а затем дядя, богатый торговец. В молодости Мухаммед был пастухом, а в 25 лет стал работать у 40-летней вдовы, матери нескольких детей. Она организовывала караваны, которые отправлялись за товарами в другие земли. Они поженились — это был брак по любви, и у них родилось четверо дочерей. Всего же у пророка было девять жен.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 362 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2310 - | 2034 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.