Фридрих Ницше замыкает своей философией XIX век. Его воззрения — яркая реакция на философию Нового времени, прежде всего на логоцентризм. Сущность вещей, считает Ницше, это не научная или моральная, а слепая воля к власти. Все слабое Ницше презирает, а все сильное воспевает. Симпатии Ницше на стороне сильных личностей, способных вести за собой слабовольные массы. Лозунг Ницше — живи опасно.
Ницше — прекрасный филолог и музыкальный импровизатор. Все это переплавляется у него в своеобразную философскую форму, где яркие литературные эссе, проповеди, афоризмы, декларации, написанные подчас в музыкальных ритмах, то и дело противоречат друг другу. Ницше разрушает нововременной логоцентризм. Старые ценности его не устраивают. Науку он ставит не слишком высоко. Довольно часто "воля к истине" есть лишь выражение бессилия "воли к творчеству". Само понятие истины Ницше ставит под сомнение. Откуда известно, что истина есть? Человек интерпретирует, но не ради истины, а реализуя свое стремление к власти. Ницше решительно выступает против "малокровных" идеалов христианства, морали, науки.
Кажется, что Ницше разрушил все ценности Нового времени. Но... "бог умер; и мы хотим — пусть живет сверхчеловек". На место Бога Ницше ставит человека, но это и есть главное положение философии Нового времени. Ницше не отказался от философии Нового времени и вместе с тем многое в ней разрушил. Он мечтал "о неслыханном синтезе", но осуществить его не сумел. Философия Ницше венчает собой философию Нового времени.
Ницше умер в 1900 г., на пороге Новейшего времени — ХХ века. Не стало альпиниста, но осталось его дело. Философское восхождение продолжалось, впереди, в серебристых облаках уже виднелись новые вершины.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие нововременной философии.
· Философия Нового времени ставит в центр своего внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант, Ницше), либо "коллективного" человека (Маркс). Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична.
· В философии Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание.
· Философия Нового времени очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта к познавательным способностям души, Гегеля к универсальным идеям, Маркса к науке).
· Для философии Нового времени очень характерен преобладающий интерес к методам, способам познания (сравните методы Локка, Канта, Гегеля, Маркса).
· Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку ставят превыше всего, философию стремятся поставить на научные рельсы).
· Наукоцентризм приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам — правовым (Локк), моральным (Кант), экономическим и политическим (Маркс).
· Возрастает ориентация на практику. Кант, Гегель, Маркс начинают подчеркивать приоритет практики по сравнению с теорией.
· Философия Нового времени знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии, классической философии. Идеалы классической философии во многом отрицаются уже в философии Ницше.
· Философия ХХ века — это неклассическая философия.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ"
Почему исторический период 15-16 вв. был назван эпохой Возрождения? В философском плане имелось в виду возрождение творческого наследия античности.
Что такое гуманизм? Признание в качестве основных философем ценностей личности, таких, как свобода, справедливость, право на творчество.
Что такое антропоцентризм? Признание человека, а не природы или Бога, высшим творением мироздания.
Почему Декарт так ратовал за ясные идеи? Фактически, речь шла об исходных научных принципах, которые невозможно опровергнуть ни логически, ни экспериментально.
Чем отличается сенсуализм от рационализма? Спор идет о приоритете в познании чувственного (сенсуализм) или же мыслительного (рационального). Сенсуалисты ошибочно считали, что понятия выводятся непосредственно из чувственных данных. Рационалисты, в свою очередь, ошибочно полагали, что значение чувственного познания несущественно.
Что такое идеализм? Философское учение, делающее упор на идеях, понимаемых либо в качестве общего того или иного класса вещей, либо мыслей. В философском отношении термин "идеализм" устарел.
Разве Кант прав, считая, что научные принципы могут быть доопытными, т.е. априорными? Не слишком ли странно он рассуждает? Кант, действительно, во многом прав. Суть дела состоит в следующем. Научные принципы разом соотносятся со многими единичными явлениями. Поэтому представление о них всегда требует выхода за конкретику данных изучаемых процессов. Этот "выход за конкретику" надо как-то обозначить. В этой связи появляется термин " априорные принципы". Эмпирический статус априорных принципов не до конца был ясен Канту.
Что такое категорический императив Канта и не слишком ли он категоричен? Категорический императив — это абсолютный закон поведения, при нарушении которого люди теряют свое человеческое достоинство. Так, если некто использует другого как средство, т.е. вопреки ценностям последнего, то он признает подлинным человеком только себя, т.е. выступает против человечества.
Почему такое большое внимание уделяется диалектике идей? Речь идет о том, как идеи соотносятся друг с другом. Это действительно очень важный вопрос.
Что такое противоречие? Это высказывания, не согласующиеся друг с другом. Так, два высказывания "2+2=4" и "2+2=5" образуют противоречие. Важно понимать, что понятие "противоречие" относится исключительно к высказываниям, но не к вещам и людям. Между людьми часто случаются конфликты, истинное описание которых всегда непротиворечиво. Так, высказывания "Субъект А утверждает, что 2+2=4" и "Субъект В утверждает, что 2+2=5" непротиворечивы, но они свидетельствует о том, что лишь высказывание субъекта А математически истинно. Субъекты не могут быть противоречивыми, противоречивыми могут быть лишь их высказывания.
Верно ли, что главное понятие теории Маркса — понятие "общественного труда"? Верно. Из общественности труда Маркс делал вывод о том, что недопустима эксплуатация одними людьми других: работающие сообща — да не обидят друг друга. Маркс рассуждал, видимо, несколько упрощенно, без учета многообразия форм собственности.
Какие резоны были у Ницше воспевать не человека, а сверхчеловека? Нет ничего удивительного в том, что предпочтения философов разнятся. Восхищение Ницше заслуживал человек как аристократ аффектов и воли к власти, ярких чувств и поступков.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Р.ДЕКАРТА
Декарт — родоначальник философии Нового времени. Он в отличие от многих своих коллег очень ясно и четко понимал необходимость союза философии и наук. "Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих".
Декарт обладал ясным умом и широчайшими интересами. За какую бы науку он не брался, везде находил на первый взгляд простые, а по сути новаторские решения. Это относится к философии, математике, физике, космологии, физиологии.
Главный вклад Декарта в философию — это развитый им метод научных размышлений.
Декарт чурался дрязг, политических разборок, грубых столкновений. По этой причине он покинул шумную Францию и прожил около 20 лет в более спокойной Голландии. Однако новаторские воззрения Декарта и здесь не остались без внимания. В Утрехтском университете против Декарта был предпринят настоящий крестовый поход. По этой причине Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм. Здесь теплолюбивый француз, беседуя с королевой в утренние, особенно холодные часы заболевает воспалением легких, что и послужило причиной его смерти.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И.КАНТА
Кант всю свою жизнь прожил в Кенигсберге, в Восточной Пруссии (ныне Калининград). Кант был равнодушен к богатству, когда ему предлагали переехать в другой город, суля многократное повышение жалованья, он отказывался. Не женился. Имел много друзей. Преподавал в университете. Был чрезвычайно щепетилен в вопросах науки и морали. Если перечисляют великих философов, то, после Платона и Аристотеля, как правило, называют Канта.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ К.МАРКСА
С юных лет решил посвятить свою жизнь делу установления справедливого общественного порядка. Укрепился в своей решимости после того, как создал теорию об общественном труде, результаты которого, как он считал, не распределяются между гражданами по справедливости. С целью совершения социалистической революции он организовал Международное товарищество рабочих (Лондон, 1864 г.).
Жил страстно. Уже после помолвки семь лет ждал возможности создать семью со своей возлюбленной Женни фон Вестфален. От этого брака родилось семеро детей, из которых взрослыми стали только три дочери.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Ф.НИЦШЕ
С молодых лет Ницше выделялся своей талантливостью. Любимцу студентов-филологов предложили место профессора еще тогда, когда он был студентом, в 24 года. А Лейпцигский университет присудил Ницше степень доктора без защиты диссертации, да и без самой диссертации. В талантливости Ницше его педагоги не сомневались. Но когда на свет одно за другим стали появляться произведения Ницше, наступило замешательство. Любезный и скромный человек пошел в настоящее наступление на все общепризнанные ценности, от науки до христианства.
В таланте Ницше причудливо соединились филологическая утонченность, философский скепсис и буйство музыкальной стихии, импровизации. Все это вылилось в пропаганду сверхчеловека.
Последние 11 лет своей жизни Ницше был сумасшедшим.
Нацисты использовали воззрения Ницше в своих целях. Этому способствовало ознакомление Гитлера с философией Ницше, музей которого он как-то посетил. Ницше — излюбленный философ графоманствующих эстетов.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ"
1. Какое отношение к действительности господствует в эпоху Возрождения?
2. Господствует ли в эпоху Возрождения теоцентризм?
3. Какие идеи являются наиболее ясными?
4. Можно ли получить математическое понятие "точка" непосредственно из эксперимента?
5. В чем состоит научный подвиг Ньютона?
6. В чем состоит правда рационализма?
7. В чем состоит правда сенсуализма?
8. Можно ли считать положение "перед законом все равны" научной идеализацией?
9. Благодаря чему возможна по Канту арифметика? Прав ли он?
10. В чем состоит по Канту долг человека?
11. Почему Кант считал недостаточной этику добродетелей?
12. Является ли конфликт философским противоречием?
13. Был ли Маркс прав в критике капитализма (рассуждайте теоретически)?
14. Превознося сверхчеловека, не умолял ли Ницше значение рядовых людей?
Примечание: оценка число правильных ответов"5" — 14-13 "4" — 12-11 "3" — 10-9 "2" — 8-0
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ"
1. Метод индукции в философии Ф.Бэкона
2. Научный метод Р.Декарта
3. Философия Г.Лейбница
4. Спор Дж.Локка и Г.Лейбница по вопросам познания
5. Эстетическое отношение к действительности в эпоху Возрождения
6. Структура классической механики и гипотетико-дедуктивный метод
7. Философский анализ положения "перед законом все равны"
8. И.Кант объясняет возможность наук
9. Этика долга И.Канта
10. И.Кант о религии и Боге
11. Проблематизация положения: "Из человеколюбия лгать позволительно"
12. Проблема противоречий в логике
13. Сравнение диалектики по Сократу и по Гегелю
14. Учение К.Маркса об абстрактном (общественном) труде
15. Критика К.Марксом капитализма
16. Учение К.Маркса о восхождении от абстрактного к конкретному
17. Учение Ф.Ницше о сверхчеловеке
18. Критика Ф.Ницше морали
19. Критика Ф.Ницше религии
20. Характерные черты нововременной философии
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ"
§ Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М.: Логос, 1999. С.58-62.
§ Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980.
§ Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Политиздат, 1978.
§ Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч.1. С.196-198; Ч.2. С.9-15, 419-422.
§ История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.2. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1996.
§ Бэкон Ф. Новый органон // Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1972. Т.2.
§ Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т.1.
§ Лейбниц Г.В. Монадология // Соч. В 4 т. М.: Мысль, 1982. Т.1.
§ Спиноза Б. Этика // Избранные произведения. В 2 т. М.: Госполитиздат, 1957. Т.1.
§ Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1996.
§ Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996.
§ Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1983.
§ Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.
§ Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989.
§ Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М.: Высшая школа, 1973.
§ Вопросы философии. 1995.? 1. С.118-158 (подборка статей о современном состоянии диалектики).
§ Гегель. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. Т.1.
§ Маркс К. Предисловие. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.6-7.
§ Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.1-4.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ"
1. Эстетическое.
2. Нет, теоцентризм не господствует в эпоху Возрождения, он всего лишь рядоположен антропоцентризму.
3. Научные.
4. Нет, нельзя. Понятие "точка" придумывается.
5. Подвиг Ньютона состоит в том, что он превратил физическое знание в науку.
6. Рационализм фиксирует умозрительность теории.
7. Правда сенсуализма состоит в том, что в любой науке задействуются чувства ("наука проходит через чувства").
8. Положение "перед законом все равны" может быть научной идеализацией (но оно может также использоваться чисто риторически, при лицемерном выступлении против беззакония).
9. По Канту, арифметика возможна благодаря тому, что у человека есть внутреннее чувство времени. Кант не совсем прав: все математические теории, в том числе и арифметика, изобретаются человеком благодаря его продуктивному воображению.
10. По Канту, долг человека состоит в том, чтобы по-настоящему быть человеком, а это значит не нарушать категорический императив.
11. Кант считал недостаточной этику добродетелей потому, что она не знает этических законов. А ведь наука должна опираться на законы.
12. Конфликт — это конфликт, под философское понятие "противоречие" его невозможно подвести.
13. Теория К.Маркса оказалась несколько упрощенной трактовкой капитализма, поэтому его критика не во всем удачна. В публицистическом плане критика К.Марксом капитализма в значительной степени актуальна и поныне.
14. Ницше в своей оценке значимости рядовых людей был несправедлив.
ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ