Одним из наиболее интересных людей, с кем мне доводилось встречаться в своей жизни, я считаю Бена У., которому сейчас 81 год. У него удивительная жена, семеро детей, куча внуков и быстро растущий клан правнуков. Кроме того, он исключительно богат. Недавно Бен сказал мне:
— Я даже не знаю точно, сколько чего у меня есть, но полагаю, что никак не меньше 300 миллионов долларов.
Я проработал с Беном больше 20 лет. Самым интересным периодом нашего знакомства было время, когда я помогал ему писать мемуары. Он не собирался выносить свою автобиографию на суд широкой публики, а просто хотел познакомить своих нынешних и будущих наследников с некоторыми основополагающими правилами того, как делать деньги и наслаждаться жизнью.
Я согласился на эту работу, потому что сам хотел узнать его секрет. Мне хотелось понять, как человек из семьи с более чем скромным достатком и тремя семестрами колледжа за плечами смог стать владельцем такого количества нефтяных скважин, доходных домов, торговых центров, участков земли, бриллиантов, золота, акций и других материальных ценностей.
Кроме того, я хотел узнать, почему такой богатый
человек живет в скромном доме, ездит на 6-летней машине и покупает готовые костюмы в недорогом универмаге.
Однажды после обеда, когда мы обсуждали его мемуары, Бена потянуло на откровенность.
— Дэвид, — сказал он мне, — сегодня я объясню тебе свою философию наживания денег. Потом ты включишь ее в мою книгу, чтобы мои праправнуки тоже поняли, что я имел в виду.
Я пообещал сделать все, что в моих силах, и мы начали.
— Делая деньги, я всегда придерживался четырех принципов, — сказал Бен. — Первый состоит в том, что нельзя позволять деньгам брать над собой верх. Еще очень давно я убедился в том, что деньги губят людей, которые им поклоняются. Что касается меня, то я всегда отдавал десятую часть доходов церкви и на другие полезные дела. А когда я покину этот мир, большая часть моего богатства пойдет на достойные цели. Видишь ли, меня привлекает возможность делать деньги, а не тратить их. Некоторым людям нравится тратить деньги на скаковых лошадей или спускать в рулетку, но меня больше занимает процесс накопления. Я оцениваю себя по количеству накопленных ценностей.
— Но не кажется ли тебе такой подход немного узковатым и эгоистичным?
— Вовсе нет, — объяснил Бен. — Видишь ли, когда я делаю деньги, то помогаю и другим людям тоже становиться богаче. С одной стороны, я плачу большие налоги. И эти деньги кому-то помогают. Я смотрю на налоги как на плату за возможность заниматься бизнесом. А теперь позволь привести несколько конкретных примеров того, как я помогаю людям, когда делаю деньги. Взять хотя бы нефтяное месторождение, разработанное мною в Небраске. Я помог группе инвесторов, пожелавших войти со мной в долю и заработать много денег. Я делал деньги для буровой компании и ее работников. Кроме них, я помогал зарабатывать операторам трубопроводов, рабо-
чим нефтеперегонных заводов и компаниям, продающим нефтепродукты. Когда я пошел на риск и нашел нефть, то отчасти помог удержать уровень мировых цен от дальнейшего взлета. Но при всем том я не попал под власть денег. Я управлял ими сам.
— А в чем заключается твой второй принцип наживания денег?
— Это терпение. Я считаю, что нетерпеливость разрушает мечты людей о богатстве больше, чем что-либо другое. В молодости, — продолжил Бен, — я накопил 10 тысяч долларов. Для меня в то время это были большие деньги. Затем я познакомился с одним деловым на вид брокером, который очень складно рассказал мне, как я могу доверить ему эти деньги и, используя его беспроигрышную формулу, превратить их в миллион всего за 30 месяцев. И я, молодой и наивный дурак, купился. Три месяца спустя, вернувшись домой из недельного отпуска, я узнал, что у меня на счете нет ни цента. Мой гениальный брокер потерял все мои деньги. Но эти потерянные 10 тысяч долларов в конечном итоге оказались моей самой лучшей инвестицией. Окончив Гарвард, Принстон и Йелль, я не узнал бы больше о том, как наживать и терять деньги, — рассмеялся он.
— А в чем же состоит твой третий принцип?
— Погоди минуту, — ответил Бен. — Я еще не закончил со вторым. Я не могу достаточно хорошо описать, что такое терпение. После того как ты научишься использовать его, деньги начинают практически сами заботиться о себе. В бизнесе я уже больше 60 лет. Первый миллион я заработал, когда мне было 30 лет. Когда мне исполнилось 40 лет, миллионов было уже пять. Еще через 10 лет цифра подскочила до 30 миллионов. К 60 годам миллионов стало почти 80. А за последние 20 лет они выросли до 300 миллионов.
Затем Бен немного отвлекся и сказал:
— Знаешь, я думаю, зря мы не учим детей в школе тому, что такое капитал на самом деле. Большинство из них думает, что это деньги, которые нужно тратить. Но
капитал — это совсем не то. Капитал — это деньги, которые нужны для того, чтобы сделать еще больше денег. Другая вещь, которой мы не учим молодежь, — это то, как быстро растет капитал, если инвестировать его с умом. 10 тысяч долларов, вложенные под 12 сложных процентов, всего через 30 лет составят сумму в 300-400 тысяч долларов.
Бен помолчал минуту и потом продолжил: — Теперь позволь раскрыть суть моего третьего принципа накопления богатства — занимаясь инвестициями,.никогда не рисковать без оглядки. С тех пор как я прогорел на сделке с 10 тысячами долларов, я все всегда проверяю заранее. Ты бывал в торговом центре, который я построил? Так вот, прежде чем приступить к работе, я заказал три независимых проекта. Я хотел убедиться в том, что он будет расположен в правильном месте. Создавая венчурное предприятие по поиску нефти, я поступаю точно так же. Я нанимаю независимых геологов — лучших из тех, кого можно найти, — которые должны изучить район и определить, какова степень вероятности наличия там промышленных запасов нефти или газа. Так что никогда не рискуй необдуманно. Как можно тщательнее проверяй каждый вариант вложения денег. Точно не скажу, но думаю, что примерно 19 из каждых 20 предлагаемых мне сделок я отвергаю. А теперь перейдем к четвертому принципу — эмоциональному. Никогда нельзя злоупотреблять доверием людей, которых ты пригласил вложить деньги вместе с тобой. Независимо от тщательности проведенной проверки, иногда инвестиции все же не оправдываются. Я помню случай, который произошел со мной лет 20 назад. Я наткнулся на, казалось бы, беспроигрышный вариант инвестиций в недвижимость. В одном средней величины городе собирались строить новый аэропорт. Мои эксперты по недвижимости сказали, что они на 99% уверены в том, где его будут строить. Поэтому я организовал синдикат для покупки земли в прилегающих районах, которые могли оказаться самыми
удобными местами для постройки мотеля, ресторана и некоторых других объектов, необходимых аэропорту. Я был настолько уверен в удаче, что даже предложил моей секретарше и ее мужу тоже вложить небольшую сумму. Полностью доверившись мне, они инвестировали в мой проект 15 тысяч долларов — почти все, что у них было. К нашему несчастью, городской совет выбрал для строительства учасгок с другой стороны от города. Наш проект обернулся полной катастрофой. Но больше всего меня мучило сознание того, что я втянул в сделку секретаршу и ее мужа. У них просто не было венчурного капитала. Когда я понял, что наши инвестиции безвозвратно потеряны, то выписал секретарше чек на всю вложенную ими сумму. С того дня я ни разу не приглашал никого к участию в рискованных проектах, если неудача могла обернуться для них катастрофой.
Повторим еще раз четыре пункта разработанной Беном формулы наживания денег:
1. Делайте деньги с удовольствием, но не позволяйте им взять власть над вами.
2. Терпение, терпение и еще раз терпение.
3. Вкладывая деньги, никогда не рискуйте без оглядки. Прежде чем инвестировать, наведите справки.
4. Позаботьтесь о том, чтобы люди, которые не могут позволить себе рисковать, не пострадали. Далеко не у каждого из нас хватит смелости замахнуться на цифру в 300 миллионов долларов. Но принципы Бена применимы независимо от масштаба вашей цели. Ключом к их использованию остается настойчивое терпение.