Можете ли вы словесно описать то, что чувствуете?
Есть ли ощущения периодического «покалывания», или давления в руках? Напоминает ли это «морской прилив и отлив»?
Какие слова для описания вы бы использовали?
Запишите это в журнал, или на магнитофон.
Упражнение 2.19.
Рекомендуемое время – 5 - 7 минут.
При том же положении головы, держа кончики безымянных пальцев и мизинцев на затылочной кости, можете ли вы почувствовать очень легкий «нырок» затылка вперед при боковом расширении головы, ощущаемом ладонями? И возвращение его в исходное положение при обратном сужении головы?
Можете ли вы, посредством контакта среднего и указательного пальца (расположенных на сосцевидной и височной кости соответственно) почувствовать то, что там происходит?
Запишите это в журнал, или на магнитофон.
Можете ли также через контакт большого пальца, ощутить, что делается с теменной костью при этих ритмических пульсациях?
Опишите это таким же образом.
Мы вернемся к упражнению Апледжера чуть позднее (стр.), когда будем изучать пальпацию черепно-крестцовых ритмов по всему телу и оценивать ваши начальные «открытия» и описания.
Упражнение 2.20.
Рекомендуемое время – 10 минут.
Уложите пациента на спину. Подведите свою доминантную руку под крестец таким образом, чтобы кончики разведенных пальцев, расположенных на основании крестца, шли от одного крестцового сочленения к другому. Копчик должен мягко покоиться на основании ладони, предплечье и локоть удобно лежат на поверхности лечебного топчана.
Встаньте на колени, или сядьте, чтобы на протяжении всего упражнения, то есть десяти минут, или около того, чувствовать себя удобно.
С закрытыми глазами сосредоточьте внимание на всех ощущениях в пальпирующей руке.
Удается ли вам почувствовать ритм, синхронный с нормальным дыханием?
Если да, попросите пациента задержать дыхание и наблюдайте то, что в это время происходит с движением крестца.
Пальпируется ли едва заметное движение в тот момент, когда дыхание задержано?
При возобновлении дыхания почувствуйте, как это тонкое движение снова меняется. Следует постепенно учиться разделять движение, связанное с дыханием и более тонкий и незаметный «черепной дыхательный» ритм. Проведите по возможности большее время за изучением этих едва различимых вариаций движения крестца.
Тщательно и подробно запишите то, что вам удалось открыть после каждого из сеансов как в этом, так и при выполнении похожих упражнений.
Филипп Гринмэн (1989) приводит для повышения мастерства пальпации несколько великолепных упражнений: как для начинающих, так и для более искушенных.
Они приводятся ниже:
Упражнение 2.21.
Рекомендуемое время – 7 минут.
Сесть вместе с партнером за узкий стол, лицом друг к другу. Так как вы собираетесь работать с левыми предплечьями друг друга при помощи своих правых рук, положите левые предплечья на стол, ладонями вниз, а правые (пальпирующие) кисти и пальцы – на левое предплечье партнера так, чтобы концы пальцев находились чуть ниже локтевого сгиба.
Начальная оценка, без движения, ставит целью сосредоточение на том, что ощущается.
Насколько теплой/прохладной, сухой/влажной, толстой/тонкой, грубой/гладкой, является пальпируемая кожа?
Затем вы и ваш партнер разворачиваете предплечье наверх так, чтобы на те же самые вопросы можно было ответить в отношении ладонной поверхности. Сравните ощущения при пальпировании дорсальной и ладонной поверхностей.
Оцените и подберите слова к отмеченным различиям фактуры, темперетуры, толщины и т.д.
Запишите свои результаты.
Упражнение 2.22.
Рекомендуемое время – 5 минут.
В таком же положении, поддерживая плотный контакт с кожей, выполняйте легкие движения кистью, двигая кожу относительно нижележащих тканей. Движения кистью относительно предплечья совершаются как продольные, так и поперечные. Оценивайте пальпируемые ткани подкожной фасции. Постарайтесь определить ее толщину и эластичность.