Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Начинается дегуманизация искусства




С головокружительной быстротой новое искусство разделилось на множествонаправлений и разнообразных устремлений. Нет ничего более легкого, нежелиподмечать различия между отдельными произведениями. Но подобноеакцентирование различий и специфики ни к чему не приведет, если сначала неопределить то общее, которое разнообразно, а порою и противоречивоутверждается во всех них. Еще старик Аристотель учил, что вещи различаютсямежду собою в том, в чем они походят друг на друга, в том, что у них естьобщего[8]. Поскольку все тела обладают цветом, мы замечаем, что одни телаотличаются по цвету от других. Собственно говоря, виды - это специфика рода,и мы различаем их только тогда, когда можем увидеть в многообразииизменчивых форм их общий корень. Отдельные направления нового искусства меня интересуют мало, и, занемногими исключениями, еще меньше меня интересует каждое произведение вотдельности. Да, впрочем, и мои оценки новой художественной продукции вовсене обязательно должны кого-то интересовать. Авторы, ограничивающие свойпафос одобрением или неодобрением того или иного творения, не должны были бывовсе браться за перо. Они не годятся для своей трудной профессии. Какговаривал Кларин о некоторых незадачливых драматургах, им лучше бы направитьусилия на что-нибудь другое, например завести семью. - Уже есть? Пустьзаведут другую. Вот что важно: в мире существует бесспорный факт нового эстетическогочувства[*Эта новая восприимчивость присуща не только творцам искусства, нотакже и публике. Если сказано, что новое искусство есть искусство дляхудожников и понятное художникам, ясно, что речь идет не только о тех, ктоего создает, но и о тех, кто способен воспринимать чисто художественныеценности]. При всей множественности нынешних направлений и индивидуальныхтворений это чувство воплощает общее, родовое начало, будучи ихпервоисточником. Небезынтересно разобраться в этом явлении. Пытаясь определить общеродовую и наиболее характерную черту новоготворчества, я обнаруживаю тенденцию к дегуманизации искусства. Предыдущийраздел помогает уточнить эту формулу. При сопоставлении полотна, написанного в новой манере, с другим, 1860года, проще всего идти путем сравнения предметов, изображенных на том идругом, - скажем, человека, здания или горы. Скоро станет очевидным, что в1860 году художник в первую очередь добивался, чтобы предметы на его картинесохраняли тот же облик и вид, что и вне картины, когда они составляют часть"живой", или "человеческой", реальности. Возможно, что художник 1860 годаставит нас перед лицом многих других эстетических проблем; но тут важноодно: он начинал с того, что обеспечивал такое сходство. Человек, дом илигора узнаются здесь с первого взгляда - это наши старые знакомые. Напротив,узнать их на современной картине стоит усилий; зритель думает, чтохудожнику, вероятно, не удалось добиться сходства. Картина 1860 года тожеможет быть плохо написана, то есть между предметами, изображенными накартине, и теми же самыми предметами вне ее существует большая разница,заметное расхождение: И все же, сколь ни была бы велика дистанция междуобъектом и картиной, дистанция, которая свидетельствует об ошибкаххудожника-традиционалиста, его промахи на пути к реальности равноценны тойошибке, из-за которой Орбанеха у Сервантеса должен был ориентировать своихзрителей словами: "Это петух"[9]. В новой картине наблюдается обратное:художник не ошибается и не случайно отклоняется от "натуры", отжизненно-человеческого, от сходства с ним, - отклонения указывают, что онизбрал путь, противоположный тому, который приводит к "гуманизированному"объекту. Далекий от того, чтобы по мере сил приближаться к реальности, художникрешается пойти против нее. Он ставит целью дерзко деформировать реальность,разбить ее человеческий аспект, дегуманизировать ее. С тем, что изображенона традиционных полотнах, мы могли бы мысленно сжиться. В Джокондувлюблялись многие англичане, а вот с вещами, изображенными на современныхполотнах, невозможно ужиться: лишив их "живой" реальности, художник разрушилмосты и сжег корабли, которые могли бы перенести нас в наш обычный мир,вынуждая иметь дело с предметами, с которыми невозможно обходиться"по-человечески". Поэтому нам остается поскорее подыскать илисымпровизировать иную форму взаимоотношений с вещами, совершенно отличную отнашей обычной жизни; мы должны найти, изобрести новый, небывалый типповедения, который соответствовал бы столь непривычным изображениям. Этановая жизнь, эта жизнь изобретенная предполагает упразднение жизнинепосредственной, и она-то и есть художественное понимание и художественноенаслаждение. Она не лишена чувств и страстей, но эти чувства и страсти,очевидно, принадлежат к иной психической флоре, чем та, которая присущаландшафтам нашей первозданной "человеческой" жизни. Это вторичные эмоции;ультраобъекты[*Ультраизм, пожалуй, одно из наиболее подходящих обозначениидля нового типа восприимчивости[10]] пробуждают их в живущем внутри насхудожнике. Это специфически эстетические чувства. Могут сказать, что подобного результата всего проще достичь, полностьюизбавившись от "человеческих" форм - от человека, здания, горы - и создав непохожее ни на что изображение. Но, во-первых, это нерационально[*Однапопытка была сделана в этом крайнем духе - некоторые работы Пикассо, но споучительным неуспехом.]. Быть может, даже в наиболее абстрактной линииорнамента скрыто пульсирует смутное воспоминание об определенных "природных"формах. Во-вторых, и это самое важное соображение, искусство, о котором мыговорим, "бесчеловечно" не только потому, что не заключает в себе"человеческих" реалий, но и потому, что оно принципиально ориентировано надегуманизацию. В бегстве от "человеческого" ему не столь важен термин adquem, сколько термин a que[11], тот человеческий аспект, который оноразрушает. Дело не в том, чтобы нарисовать что-нибудь совсем непохожее начеловека - дом или гору, - но в том, чтобы нарисовать человека, который какможно менее походил бы на человека; дом, который сохранил бы лишь безусловнонеобходимое для того, чтобы мы могли разгадать его метаморфозу; конус,который чудесным образом появился бы из того, что прежде было горнойвершиной, подобно тому как змея выползает из старой кожи. Эстетическаярадость для нового художника проистекает из этого триумфа над человеческим;поэтому надо конкретизировать победу и в каждом случае предъявлять удушеннуюжертву. Толпа полагает, что это легко - оторваться от реальности, тогда как насамом деле это самая трудная вещь на свете. Легко произнести или нарисоватьнечто начисто лишенное смысла, невразумительное, никчемное: достаточнопробормотать слова без всякой связи[*Эксперименты дадаистов[12]. Подобныеэкстравагантные и неудачные попытки нового искусства с известной логикойвытекают из самой его природы. Это доказывает ex abundantia[13], что речь насамом деле идет о едином и созидательном движении] или провести наудачунесколько линий. Но создать нечто, что не копировало бы "натуры" и, однако,обладало бы определенным содержанием, - это предполагает дар более высокий. "Реальность" постоянно караулит художника, дабы помешать его бегству.Сколько хитрости предполагает гениальный побег! Нужно быть "Улиссомнаоборот" - Улиссом, который освобождается от своей повседневной Пенелопы иплывет среди рифов навстречу чарам Цирцеи. Когда же при случае художникуудается ускользнуть из-под вечного надзора - да не обидит нас его гордаяпоза, скупой жест святого Георгия с поверженным у ног драконом!

ПРИЗЫВ К ПОНИМАНИЮ

В произведениях искусства, предпочитавшегося в прошедшем столетии,всегда содержится ядро "живой" реальности, и как раз она выступает вкачестве субстанции эстетического предмета. Именно этой реальностью занятоискусство, которое свои операции над нею сводит порой к тому, чтобыотшлифовать это "человеческое" ядро, придать ему внешний лоск, блеск -украсить его. Для большинства людей такой строй произведения искусствапредставляется наиболее естественным, единственно возможным. Искусство - этоотражение жизни, натура, увиденная сквозь индивидуальную призму, воплощение"человеческого" и т. д. и т. п. Однако ситуация такова, что молодыехудожники с не меньшей убежденностью придерживаются противоположноговзгляда. Почему старики непременно должны быть сегодня правы, еслизавтрашний день сделает молодежь более правой, нежели стариков? Преждевсего, не стоит ни возмущаться, ни кричать. "Dove si srida поп e verascienza"[14], - говорил Леонардо да Винчи; "Neque lugere, neque indignari,sed intelligere"[15], - советовал Спиноза. Самые укоренившиеся, самыебесспорные наши убеждения всегда и самые сомнительные. Они ограничивают исковывают нас, втискивают в узкие рамки. Ничтожна та жизнь, в которой неклокочет великая страсть к расширению своих границ. Жизнь существуетпостольку, поскольку существует жажда жить еще и еще. Упрямое стремлениесохранить самих себя в границах привычного, каждодневного - это всегдаслабость, упадок жизненных сил. Эти границы, этот горизонт естьбиологическая черта, живая часть нашего бытия; до тех пор пока мы способнынаслаждаться цельностью и полнотой, горизонт перемещается, плавнорасширяется и колеблется почти в такт нашему дыханию. Напротив, когдагоризонт застывает, это значит, что наша жизнь окостенела и мы началистареть. Вовсе не само собой разумеется, что произведение искусства, как обычнополагают академики, должно содержать "человеческое" ядро, на которое музынаводят лоск. Это прежде всего значило бы сводить искусство к одной толькокосметике. Ранее уже было сказано, что восприятие "живой" реальности ивосприятие художественной формы несовместимы в принципе, так как требуютразличной настройки нашего аппарата восприятия. Искусство, котороепредложило бы нам подобное двойное видение, заставило бы нас окосеть.Девятнадцатый век чрезмерно окосел; поэтому его художественное творчество,далекое от того, чтобы представлять нормальный тип искусства, является,пожалуй, величайшей аномалией в истории вкуса. Все великие эпохи искусствастремились избежать того, чтобы "человеческое" было центром тяжестипроизведения. И императив исключительного реализма, который управлялвосприятием в прошлом веке, является беспримерным в истории эстетикибезобразием. Новое вдохновение, внешне столь экстравагантное, вновьнащупывает, по крайней мере в одном пункте, реальный путь искусства, и путьэтот называется "воля к стилю". Итак, стилизовать - значит деформировать реальное, дереализовать.Стилизация предполагает дегуманизацию. И наоборот, нет иного способадегуманизации, чем стилизация. Между тем реализм призывает художника покорнопридерживаться формы вещей и тем самым не иметь стиля. Поэтому поклонникСурбарана, не зная, что сказать, говорит, что у его полотен есть характер, -точно так же характер, а не стиль присущ Лукасу или Соролье, Диккенсу илиГальдосу. Зато XVIII век, у которого так мало характера, весь насыщенстилем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 402 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2716 - | 2291 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.