Отношения науки и общества всецело взаимны. Подобно тому как преобразования внутри науки происходят благодаря общественным событиям, так и ещё в большей степени общественные преобразования осуществляются благодаря развитию науки. Эти последствия многообразны – прямые и косвенные, они оказывают влияние на материально-технический уровень развития общества и на идеи, с помощью которых оно поддерживается и преобразуется. Прямые последствия материально-технических изменений легче всего увидеть, и большинство людей считает их основными результатами науки. Эти последствия выделяются в непрерывном и постоянно ускоряющемся потоке новой техники и улучшения старой в преобразованном механико-электрико-химическом мире XX века – мире, немыслимом без науки. Косвенные последствия этих материально-технических изменений, осуществлённых наукой, гораздо важнее. Хотя первоначальный рост самой науки явился продуктом действия экономических и политических сил, когда наука утверждалась как средство обеспечения экономической и политической власти, сам прогресс науки стал одной из действующих сил экономической и политической жизни. Ни одно современное промышленное государство не может существовать без науки; оно не сможет долго просуществовать, не используя целиком свои ресурсы интеллигенции для развития науки и всё более широкого её использования. Следовательно, политические формы нашего времени являются в какой-то мере результатом материально-технических последствий развития науки.
Однако материально-технический способ воздействия не является единственным способом влияния науки на общество. Идеи науки имеют глубокое воздействие на все другие формы человеческой мысли и действия – философские и политические, а также религиозные и художественные. Здесь влияние науки гораздо сложнее, чем в плане материально-техническом. Идеи науки – это не просто плоды логики экспериментальных методов; они прежде всего являются идеями, выведенными из социальной интеллектуальной основы прошлых времён, идеями, которые преобразуются- и подчас лишь весьма незначительно – в ходе проверки научным экспериментом. Так, например, обстояло дело с идеей естественного закона Ньютона, которая была отражением учреждения законной, а не авторитарной формы правления, или с дарвиновской теорией естественного отбора и борьбы за существование в ходе эволюции, которая была отражением свободной конкуренции, полностью присущей эпохе капитализма. Однако хотя эти идеи происходят из более ранних социальных форм, они, будучи восприняты и использованы наукой, в свою очередь укрепляются и преобразуются. Они используются для научного санкционирования общественной практики, как это было показано во многих примерах её истории, начиная с миросозерцания Аристотеля и далее.
Полное понимание постоянно изменяющихся отношений науки и общества предполагает учёт как материальных, так и идеологических факторов. Никакое общество не может обойтись без совокупности научных знаний, необходимых для функционирования производительных сил. Однако, как мы видели, эта совокупность знаний до недавнего времени была весьма незначительной. Любая наука определённого общества в дополнение к этому минимуму имеет все необходимое для поддержания – в содружестве с философией и религией – существующего общественного строя. Между прочим, это обеспечивало интеллектуальным занятием немногих членов господствующего класса, которые склонны были использовать таким образом свой досуг. От такой науки нельзя было ожидать, чтобы она сама по себе стимулировала изменения в технике или определяла вид производства, однако при наличии других факторов можно было пробудить эти её возможности. Эти факторы в большинстве своём были экономическими. Машины эпохи промышленной революции – это не простые дары изобретателей, в прежние времена была масса искусных людей, а возникли, как мы видели, вследствие свободных капиталов и рабочей силы и тех благоприятных возможностей, которые рынок представлял для получения прибыли. Однако, раз возникнув, новый процесс или машина – или, ещё лучше, новый научный принцип, способный вызвать к жизни многие новые процессы и машины, как, например, получение Фарадеем электрического тока в магнитном поле, - обязательно должны изменить условия производства и создать новые возможности для изменений в экономике.
На протяжении всей истории как общественные, так и естественные науки выступают в этой роли ускорителей общественных изменений, как действующие силы, хотя и не двигатель, сами изменяясь в ходе этого процесса. Путь научного и путь экономического развития столь близко сходятся по месту и времени, что их ассоциация не может быть случайной. Иногда природа этой связи между научной и экономической деятельностью разрывалось на страницах этой книги; однако не существует и, действительно, не может существовать простой связывающей их формулы. Как уже отмечалось, именно экономические и политические условия определённого места и времени особенно благоприятствуют росту науки, ставя новые проблемы и содействуя успешному их решению. Фактически нахождение проблемы более важно, чем нахождение её разрешения: последнее может быть получено с помощью экспериментов и логической аргументации, первое – только с помощью воображения, побуждаемого пережитыми трудностями.
Отношение науки и экономики.
А) Влияние науки на экономику: 1.Наука - это важнейший инструмент интенсификации производства: материалы, оборудование и т.п. 2.На основе внедрения наукоемких технологий формируется новый мировой экономический порядок. 3.На основе научного знания происходит НТР в середине 20-го века, когда наука становится решающей производительной силой. Предметы труда для переработки, например, лунного грунта созданы благодаря науке; конвейерной работы нет, происходит экологизация, ресурсосбережение.
Б) Влияние экономики на науку: 1. Определяет приоритетные направления прикладных исследований. 2.Осуществляет их финансирование. Проблемы: Слабый интерес бизнеса к фундаментальным исследованиям. Ожидание быстрого экономического эффекта от научных разработок. Нестоимостная производительность научной деятельности. Конфликты между интересами бизнеса и общечеловеческими ценностями (дешевле оплатить страховку за жизнь, чем покупать новый самолет). Невозможность четкого определения экономического эффекта от полученных научных достижений.
Наука не только энергоемкое, но и финансово затратное предприятие, не всегда является прибыльным. Также в реальном производственном процессе существуют тормозящие механизмы, направленные на сохранение и модификацию уже существующей технологии и препятствующие ее резкой смене и деконструкции. Если прикладные науки, обслуживая производство, могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов, то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом государственного бюджетного финансирования. Практический выход фундаментальных исследований непредсказуем и не может быть гарантирован, непосредственно связан с его успешным технологическим применением. Именно обоснованная экономическая стратегия в отношении технических наук нуждается в выверенных и точных ориентирах, учитывающих всю масштабность и остроту проблемы взаимодействия мира естественного и мира искусственного, экономики и наукоемких технологий, экспертизы и гуманитарного контроля.
Отношение науки и власти:
А) Влияние власти на науку: 1) Политический аспект (финансирование фундаментальной науки для обеспечения последующего технологического прорыва государства; обеспечение науки военными заказами; создание положительного имиджа ученых государства; организация международных аспектов научной деятельности). 2) Управленческий аспект (планирование научной деятельности - статьи бюджета на науку; реформирование научных структур; обеспечение интеграции науки, производства и высшей школы; контроль за научной деятельностью). 3) Финансово-хозяйственный аспект (материально-техническое обеспечение научной деятельности - наукограды, технопарки; бюджетное финансирование и организация грантов).
Б) Влияние науки на власть: 1) Лоббирование интересов науки в госструктурах. 2) Борьба за научную автономию. 3) Отстаивание интересов ученых в международном масштабе. 4) Борьба за мир (ядерное оружие).
Сама наука обладает властными функциями и может функционировать как форма власти и контроля. На практике власть либо курирует науку, либо диктует ей свои властные приоритеты. С точки зрения государства наука должна служить делу просвещения, делать открытия и предоставлять перспективы для экономического роста и благосостояния народа. Развитая наука - показатель силы государства. Наличие научных достижений - экономический и международный статус государства, жесткий диктат власти неприемлем. Вместе с тем наука имеет специфические цели и задачи, ученые придерживаются объективных позиций, для НС неприемлемо вмешательство власти и народа. Это нерентабельная отрасль производства, сопряженная с высокой степенью риска. Отсюда возникает проблема определения наиболее приоритетных сфер государственного финансирования.
Современное состояние науки вызывает необходимость государственного регулирования темпов и последствий научно-технического развития, прикладных инженерных и технологических приложений и их гуманитарного контроля. Когда же наука ориентируется на идеологические принципы того или иного типа государства, она превращается в лженауку. Подлинной целью государственной власти и государственного регулирования науки должно быть обеспечение роста научного потенциала во благо человечества.