Объективный идеализм о субстанции:
1) Античный идеализм (Платон) – подлинная субстанция мира – идеи;
2) Классическая немецкая философия (Гегель) субстанцией мира является абсолютная логическая идея
3) Аристотель, Фома Аквинский, современный неотомизм – материя существует как некое аморфное тело, подлинной субстанцией мира является Бог. Бог – форма форм (Аристотель)
Субъективный идеализм:
Мир не обладает субстанциональностью.
Материализм о субстанции:
1) Античный (милетская школа) – субстанция мира – некая стихия (Фалес – вода, Гераклид – огонь)
2) Атомистическая школа – субстанция обладает структурой, состоит из атомов.
Атомы: 1. неделимы
2. неуничтожимы
3. несотворимы
А значит, мир несотворим и неуничтожим.
3) Средние века: материализм существует в виде течения номинализм
4) Материализм XVII-XVIIIвв. Эпоха Нового времени. Материализм основывается на данных естествознания. Наиболее развитые науки: математика и механика.
Черты материализма XVII-XVIIIвв.:
1. В качестве материи признавал некую первичную однородную субстанцию, т.е. материю сводили к первоматерии, которую отождествляли с атомами;
2. Атомы неделимы, неуничтожимы, несотворимы, как и мир. Вывод о неучтожимости субстанции.
3. Эти первородные атомы подчинены законам механики, которые применялись по всему миру.
4. Важнейшим свойством материи являлась масса.
3). Физика не решает вопрос о существовании материи.
Пути выхода (Ленин):
1). Физикам необходимо усвоить диалектику.
2). Электрон так же неисчерпаем, как и атом, т.е. электрон делим.
В Х1Хв. Энгельс и Маркс критикуют механистический и метафизический материализм.
Революция и кризис физики конца 19 - начала 20 вв
Конец XIX в. – Революция и кризис физики.
Открытия физики:
1895 г. – открытие рентгеновских лучей.
1896 г. – Беккерель открыл радиоактивность;
Это явление зафиксировало. Что масса вещества изменяется в связи с излучением (дефект массы).
1897 г. – открытие электрона Томсоном (атом делим).
1898 г. – открыт радий.
Максвеллом открыт закон электромагнитных явлений – материя может существовать в виде поля.
Старая метафизическая теория физики не способна объяснить новые открытия.
Кризис философских основ физики. Часть физиков разуверились в материализме (материя исчезла) и перешли на позицию идеализма. Многие физики и философы перешли на позиции агностицизма.
Возникает Махизм (позитивизм II этапа). Махисты пытались создать философию на новых открытиях физики.
Плеханов – новый русский человек, который рассмотрел теорию махизма. Махизм субъективный идеализм.
Причины кризиса:
1). Метафизический способ мышления.
2). Неправильное понимание математизации физики.
3). Принцип соответствия Бора. Каждая новая теория включает в себя предыдущую теорию как частный случай.
Выводы Ленина.
1). Исчезла не материя, а исчез тот предел, до которого мы знаем материю.
Нельзя сводить материю к атомам веществу электроном.
2). Терпит крах лишь метафизические представления о материи, а не материя.
Ленинское определение материи
МАТЕРИЯ – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которое копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует, не зависимо от них.
Объективная реальность
Объективность означает, что нечто существует до, вне и независимо от человеческого сознания.
«вне» - внешний мир не принадлежит сознанию.
«независимо» - внешний мир для своего существования не нуждается в сознании.
Ленин отвергает объективный идеализм.
Мир познаваем через ощущения.
Ощущения способы давать нам достоверные знания.
Материя как субстанция
Чтобы установить, какую методологическую роль способно играть понятие материи в развитии науки, научного познания природы, общества, человека, сознания, культуры, важно определить, каким конкретным содержанием может быть наполнено понимание материи в качестве субстанции. И здесь опять-таки следует выделить две, но теперь уже существенно различающиеся между собой традиции. Одна из них, наиболее древняя, склонна трактовать субстанциальность материи (роль материи как субстанции) в качестве именно исходного "субстрата", "материала", из которого как бы "построены" все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм таких античных мыслителей, как Левкипп и Демокрит. С их точки зрения, все тела во Вселенной состоят как бы из "первокирпичиков", никем не создаваемых и неуничтожимых "атомов". Эта идея атомистического строения всех тел во Вселенной была затем воспринята наукой Нового времени и сыграла выдающуюся роль в ее развитии. Другая традиция в понимании субстанциальности материи (ярким представителем которой в эпоху Просвещения был Д. Дидро) ориентирована на понимание ее как бесконечно развивающегося многообразия мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не "до" и не "наряду" с другими телами, явлениями, процессами и т.д., а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. И если в задачу конкретных наук входит исследование свойств конкретных же объектов мира (от элементарных частиц до метагалактики в целом), то в задачу философии - исследование всеобщих свойств материи, обеспечивающих единство объектов мира и, главное, делающих возможным их качественное многообразие вплоть до появления таких высших форм организации, как жизнь, разум, общество, культура, дух, ценности.