Индивид - единичный представитель челов. рода без учета его биологич особен-ей, специфики реальн жизни и деят-ти.
Личность - отдельный человек с опред чертами харак-ра,индивид. способностми и наклонностями. Каждая личность-человек, но не каждый человек-личность.
Черты личности: -определенный жизнен опыт; -мировоззрение; -разумность иречь; -ярко выраженная жизнен позиция.Осн вид деят-ти: труд
Неотъемлимые компоненты личности: разумность, определенность, обладание речью, сила воли, способн к труд деят-ти, ответсвтвенность, ценностная ориентация,оригинальность чувств, стремление к свободе, самостоятельность, ответственность за свои поступки, подчиняет все свои действия к осуществлению жизнен позиции, смысленность, проявление в общ-ве все компонентов
Когда станет моральный(личностный) выбор, определиться сущность человека(животное/личность).В процессе труда Ч доказывает,что он личность.
59. Проблема свободы и ответственности в жизнедеятельности личности. Детерминизм и фатализм.
Свобода – есть познанная необходимость и обусловленная этим практическая деятельность человека. Бывает экономическая, политич, духовная.
Ответственность есть способность личности принимать соответствующие обстановке решения, предвидеть последствия своих действий и отвечать за них перед обществом.
Ответственность выступает мерой свободы личности. Важнейшими из них являются: а) политическая; б) правовая; в) гражданская; г) моральная; д) административная.
Необходимость первична (чем глубже познал, тем свободнее стал)
Детерминизм — учение о первоначальн определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеч жизни, со стороны Бога, или только явлений природы, или специально человеч воли. Каждое произошедшее событие, включая и человеч поступки, и поведение, однозначно определяется множеством причин, непосредственно предшествующих данному событию.
Фатали́зм (от лат. fátalis — определённый судьбой) — вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе кот убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.
60. Роль личности в истории. У.Джеймс соч. «Личность». Критика волюнтаризма и фатализма
Роли: -труженик; -собственник; -потребитель; -семьянин; -гражданин; -защитник страны. Выполняются человеком в зависимости от социальной зрелости и профессиональной подготовленности.
Волюнтаризм, который, отрицая объективный характер законов общественного развития, утверждает, что развитие общества зависит от воли “героев”, ведущих за собой “толпу”. Здесь провозглашается идея определяющей роли личности в историческом процессе.
Фатализм, наоборот, отрицая роль личности, считает, что в человеческой истории все предопределено судьбой, что человек не способен влиять на предначертанный ход событий.
Величина и ценность личности определяется суммой и значимость совершенных ею дел на благо общ-ва.
61. Роль народных масс в историческом процессе
Марксисты Народ – это трудящиеся (основная масса) и выразители поступательного движения, т.е. все прогрессивные силы. Народные массы – наиболее значительный субъект исторического прогресса, творец истории, её решающая сила.Роль народа: -создатель материальных ценностей и главная производительная сила общества; -борец за права человека, за улучшение жизни людей; -источник и творец культурных ценностей;-защитник Отечества; -главная сила в установлении всеобщего мира на планете и добрососедских отношений между народами.
В.О. Ключевський. Народ как этническая и этическая общность. “Для народа характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов”.
А И. Герцен Народ — консерватор по инстинкту. “Он держится за удручающий его быт, за тесные рамы... Он даже новое понимает в старых одеждах... Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы”
Н А. Бердяєв Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен... Если воля народа подчинена злым стихиям, то она — порабощенная и порабощающая воля. Различайте: “народ” (я, ты, мы, он) и “массу” толпу (оно, а не мы).“Массы живут по преимуществу интересами экономики, и это сказывается роковым образом на всей культуре, которая делается ненужной роскошью”.