Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понимающая социология М. Вебера




Выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого и начале нынешнего века сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1864-1920). В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско – социологических взглядов. Берутся на вооружение разработанная им методология социального познания, концепции понимания, идеальных типов, его учение о культуре, этике, социологии религии. Сегодня западные социологи рассматривают Вебера «в качестве одной из тех ключевых фигур, обращение к которым открывает перспективу плодотворного обсуждения фундаментальных вопросов социологической теории» (Гайденко П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. – М.: Политиздат, 1991.- С.17)

С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятельность являются предметами изучения социологии, а только такие, которые, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, а скажем, со стороны машин или природы, оно, по Веберу, не считается социальным. Не являются таковыми и подражательные действия.

Социальные действия составляют, по Веберу, систему их сознательного, осмысленного взаимодействия. В таком качестве они образуют предмет внимания так называемой понимающей социологии, заключающейся в том, что если действия человека осмыслены и внутренне ориентированы на что-то другое, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Другими словами, надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. В такой роли социология выступает как понимающая (социология понимания).

М. Вебер создал и развил концепцию понимающей социологии, задачи которой, по его мнению, заключаются в том, чтобы понять и объяснить 1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; 2) какие понятные социологу последствия имели их стремления для «осмысленно-соотнесенного поведения других людей» (См.: Вебер М.Избранные произведения. – М.: Прогресс,1990.-С.499.)

Вебер исходит из того, что понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов может быть как логическим, т.е. осмысленным с помощью понятий, так и чисто эмоциональным. В этом случае оно достигается посредством «вчувствования», «вживания» социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Он называет этот процесс сопереживанием. Тот и другой уровни понимания социальных действий, из которых складывается общественная жизнь людей, играют свою роль. Однако более важно, по Веберу, логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки. Их постижение на уровне «вчувствования» он характеризовал как подсобный метод исследования.

В своей социологии понимания Вебер не мог обойти проблему ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Речь идет, прежде всего, о понимании сознательных установок субъекта на указанные ценности, которые определяют содержание и направленность его поведения и деятельности. В то же время социолог сам исходит из определенной системы ценностей, что неизбежно сказывается на ходе и результатах его исследований.

М. Вебер предложил свое решение проблемы ценностей. В отличие от Риккерта и других неокантианцев, рассматривающих указанные выше ценности как нечто надисторическое, Вебер трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи, как «свойственное эпохе направление интереса». Тем самым ценности из области надисторической переносятся в историю. Эта трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности. Она сыграла важную роль в развитии Вебером теории социального действия.

Важнейшей составляющей данной теории является концепция идеальных типов. Вебер трактовал идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической инструкции». (Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Указ. Соч. С.42) Это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения.

Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оптимальных общественных состояний – состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.д. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых, необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку идеальный тип не совпадает полностью с тем, что есть в обществе, и нередко противоречит действительному положению вещей, он, по словам Вебера, в той или иной мере несет в себе черты утопии.

И все-таки идеальные типы, выражая в своей взаимосвязи систему духовных и иных ценностей, выступают как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь.

Учение М. Вебера об идеальных типах не потеряло своей актуальности. Оно служит для его последователей своеобразной методологической установкой социального познания и решения практических проблем, связанных, в частности, с упорядоченностью и организованностью элементов духовной, материальной и политической жизни.

М. Вебер выделял четыре типа социального действия:

целерациональное действие – это когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех.

Ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения.

Аффективное действие происходит через аффекты, т.е. бессознательные психологические импульсы и чувства. Традиционное действие осуществляется через привычку.

В этой классификации степень осознанности наращивается от аффективных и традиционных социальных действий к ценностно-рациональным и целерациональным. В реальном поведении людей чаще присутствуют все указанные типы или виды действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержанием и механизмом осуществления социального действия. Необходимы научные представления о них, чтобы учитывать все это. Вебер отмечает, что эти четыре идеальных типа, т.е. теоретически смоделированные им виды социальных действий, не исчерпывают всего их многообразия. Но поскольку их можно считать самыми характерными, то знания о них могут быть весьма полезными для теоретиков и практиков не только из области социологии.

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма.

Воплощением рациональности Вебер считает правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Правовое государство развивается на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых.

Среди смыслообразующих начал человеческого поведения Вебер особо выделял религию. Его интересовала не сущность религии, а ее восприятие человеком, понимание им религии, опирающееся на субъективные переживания. Вебер типологизирует эти субъективные представления по степени их рациональности. Исследуя различные формы религиозной жизни, Вебер фиксирует преобладание в разных странах либо ритуально-культового, либо мистико-созерцательного, либо скептически-рационального смыслов.

Это позволило ему выявить связь между религиозными убеждениями и экономическим поведением. Анализируя экономическое развитие целого ряда стран, Вебер пришел к выводу, что в странах, в которых преобладают религии с рациональными чертами, формируются рациональные формы жизнедеятельности людей.

Конфуцианство, по мнению Вебера, в качестве главных ценностей выделяет благополучную земную жизнь, отсутствие веры в загробную жизнь. Порядок и гармония – основные принципы конфуцианства. Однако конфуцианство не отвергало и магию, которая, как признавалось, имеет власть над злыми духами. В этой религии соединились два начала: этико-рациональное и иррационально-магическое. Поэтому в Китае не мог утвердиться формально-рациональный тип управления и сходный с западным рациональный тип хозяйства.

Напротив, протестантизм способствует развитию у людей стремлению к прибыли, рациональной дисциплине труда в определенном наборе этических правил – «этике честной наживы». В протестантизме соединяются различные элементы: ритуальные, мистические и рациональные.

Возрождение учения Вебера происходит именно потому, что он высказал глубокие суждения о решении сложных проблем, которые стоят перед нами сегодня. Нельзя не согласиться с Вебером в том, что «признаком научного познания является объективная значимость его выводов, т.е. истина». (Вебер М. Указ. соч. С. 345.)

Не являясь сторонником материалистического понимания истории, Вебер в то же время высоко ценил учение Маркса о роли экономических отношений в жизни общества, никогда не искажал и не упрощал этого учения.

3.Современная западная социология.

Социологическая наука ХХ-ХХ1 столетий представляет собой разнообразие школ и направлений, развитие которых было востребовано потребностями общественного прогресса. Во второй половине ХХ века промышленно развитые страны перешли в постиндустриальную стадию. Постиндустриальное общество востребовало новый тип работника, способного быстро осваивать новые профессии, ориентированного на духовные ценности. Это обусловило сдвиги в социальной структуре, преимущественным элементом которого становится средний класс. Происходит возрастание роли наукоемких и высокотехнологичных отраслей, которые в состоянии ориентироваться на изменения в потребительском спросе.

Первоначально необходимо было собрать эмпирический материал, который позволял понять и решить такие задачи как борьба с преступностью, безработицей, нищетой, неграмотностью и т.д. По этой причине первоначально до 40-х гг. ХХ в. в социологии преобладало эмпирическое направление. Конкретным выражением этого направления стала Чикагская школа эмпирической социологии в США.

Однако по мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Поэтому в 50-60-е гг. ХХ в. в социологии возобладало фундаментальное направление (функционализм, конфликтология, феноменология и т.д.).

Эмпирическая социология представлена различными школами и направлениями. Целью данных исследований являлась выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни, исследуемых учеными на основе собранного эмпирического материала. Для его получения стали использовать полевые исследования, опрос, интервью. Возникала потребность интерпретировать собранный фактический материал.

В 30-е гг. ХХ в. в США достаточное распространение в социологии получило бихевиористское направление. Оно отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида. Поведение индивида понималось как его реакция на поведение других людей. По мнению американского социолога Джорджа Мида необходимо рассматривать социальную жизнь в контексте теории социальной интеракции (взаимодействия). По Миду, в совокупности межиндивидуальных взаимодействий формируется общество и сознание индивида.

Важным направлением в эмпирической социологии является психологическое, которое объясняет общественные явления психическими факторами, действиями сознания. Основоположником психологического направления в социологии является Габриель Тард (1843-1904). Он полагал, что социология, изучая общество, должна исходить из психических отношений между индивидами. Основным процессом, составляющим их содержание, является подражание, посредством которого один человек берет пример с другого. Когда индивид находит новый способ поведения, ему подражают другие индивиды.

В противоположность теории подражания возникали концепции, стремившиеся ввести большее число психических фактов, которые могли бы более полно объяснить разнообразие общественных явлений. Автор теории инстинктов Мак-Дугалл объяснял социальные явления инстинктами, а инстинкт понимал как «наследуемую или врожденную психофизическую склонность, благодаря которой лицо, которому она присуща, обращает внимание на известного вида вещи, испытывает определенного рода эмоциональное воодушевление, когда замечает этот предмет, и определенным образом на него реагирует». Мак-Дугалл различает инстинкт избегания и эмоцию страха, инстинкт любознательности и эмоцию удивления, инстинкт борьбы и эмоцию гнева, инстинкт самоунижения и мечту утверждения, подкрепленные эмоциями покорности и надменности, родительский инстинкт и эмоцию нежности, а также инстинкт сплочения в группу. Основные инстинкты могут различным образом сочетаться, и на этой основе можно объяснить все общественные явления.

Тесно связана с этим психоаналитическая школа, создателем которой был Зигмунд Фрейд. Согласно Фрейду, все существующие социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения, имеющего индивидуальную природу, - полового влечения (либидо). Оно преобразует энергию в позитивные формы, такие, как наука, искусство и т.д.(этот процесс называется сублимацией), или, напротив, вызывает различные болезненные состояния (неврозы).

Одним из наиболее плодотворных вариантов классификаций направлений современной академической социологии был предложен шведским социологом П. Монсоном, выделяющим четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из предмета общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. К этой традиции относятся, прежде всего, школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонса) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).

Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объективную социологическую теорию. К ним относят такие направления как символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменологию (А. Шюц, Н. Лукманн) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы серединную позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций – теория действия, или теория обмена (Дж. Хоманс).

Четвертый подход - марксистский. По типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира (например, неомарксизм Г. Маркузе), тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Социология в России и Казахстане. Русская дореволюционная социологическая мысль, еще не изученная до конца и не по достоинству не оцененная, начинала свое развитие с того же теоретического уровня, на котором находилась тогда европейская социология. Идеи О. Конта были изучены в России: передовая интеллигенция тянулась ко всему новому.

На первом этапе (60-80-е гг. Х1Х в.) в русской социологии доминировал позитивизм. Позитивизм привлекал не только научным, но и социальным пафосом – желанием переделать общество на строго научных основах. Новое знание, основанное на статистических расчетах, объявлялось позитивистским, или материалистическим. Во многом продвижению точного метода в социальных науках способствовала земская статистика – опросы крестьян, изучение их хозяйственного уклада и образа жизни. На становление социологии оказали влияние усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, дифференциация в крестьянской среде, рост численности рабочего класса.

Позитивистская социология была представлена в России различными направлениями: географическая школа (Л.И. Мечников), органицизм (А.И. Стронин), психологизм (субъективная школа: П.Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н.И. Кареев, С. Н. Южаков)

На втором этапе (вторая половина 80-х гг. –90-е гг Х1Х в.) развиваются марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Представителями антипозитивизма были Б.А. Кистяковский, П.И. Новогородцев, Л.И. Петражицкий.

Третий этап развития русской социологии ограничен первыми десятилетиями ХХ в. В этот период распространяется неопозитивизм, сочетающий функционализм и эмпирические исследования. (Г.П. Зеленый, А.С. Звоницкая и др.). Це нтральной темой их исследования стали структура «социального взаимодействия» и изучение элементов среды в виде социальных групп и слоев.

Среди самых выдающихся имен, которые Россия дала мировой социологии, необходимо назвать Питирима Сорокина (1889 – 1968), которого в силу универсальности охвата социологической проблематики, значения теоретического и методологического вклада в мировую социологию можно сравнить разве что с Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в России, а умерший в США, прославил российскую социологию. Его книга «Социальная и культурная динамика» (1937 г.) – беспрецедентный по объему научный труд, превзошедший «Капитал» К. Маркса. Другая его книга «Социальная мобильность» (1927 г.) признана мировой классикой. Сорокин констатировал кризисное состояние современной культуры, проанализировал различные его причины и формы. В качестве путей выхода из кризиса ученый предлагал нравственно религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности. Сорокин является создателем современной теории стратификации. Автор рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека.

Высылка в 1922 г. большой группы ученых из России сразу сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Ко второй половине 20-х гг. общий уровень официальной философии и социологии в СССР резко снизился. В духовной области прочно утвердились принципы, проповедуемые сторонниками Пролеткульта. Тем не менее, 20-е гг. дали замечательных мыслителей – выдающегося экономиста и социалиста в сфере экономической социологии Н.Д. Кондратьева, автора социальной инженерии и самой эффективной по тем временам системы НОТ А.К. Гастева, замечательного ученого С.Г. Струмилина, написавшего фундаментальные труды по социальной истории общественного труда и бюджета времени. Все это люди с мировым именем.

Первые попытки возрождения социологии в России были предприняты в 60-е годы. Во многом благодаря работам Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А. Г. Здравомыслова. Ю.В. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и другим в стране расширились масштабы социологических исследований. Предметом их были социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи. 6 июня 1989г. в МГУ был открыт первый социологический факультет в СССР. Проблемы социологического образования постоянно обсуждаются в журнале «Социологические исследования» - в рамках «круглых столов» и в специально созданной рубрике «Кафедра».

Социальные идеи и учения казахского народа имеют давнюю традицию, восходящую к самой древности. История развития социологии в Казахстане в полном объеме еще не изучена, это предмет историко-социальных исследований недалекого будущего. Социальная жизнь древнетюркской общины строилась на многоступенчатой системе подчинения, где власть принадлежит хану. Одним из видных мыслителей своего времени является Жусуп Баласагуни, который жил в Х1 в. во времена расцвета караханидов. Баласагуни большое внимание уделяет вопросам, способам и методам управления. Государством, общественно-политическим положениям и законам, с помощью которых регулируются взаимоотношения между людьми.

Другим социальным философом периода расцвета караханидского каганата является Махмут Кашгари, который акцентирует внимание на важности знания, воспитанности, нравственности в построении общественной жизни.

Большое влияние на формирование социальных взглядов казахской интеллигенции сыграл присоединение Казахстана к России в 30-40 –е годы ХУ111 в. Среди европейски образованных ученых особо блистают имена Ч. Валиханова, С. Бабаджанова, И. Алтынсарина и самородка казахской культуры Абая. После революции 1917 года в России происходит и размежевание в социальных взглядах казахской интеллигенции. Казахская либерально-демократической интеллигенция представлена в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и др.

В настоящее время в нашей стране состоялась институционализация социологии. В ведущих вузах Казахстана открыты кафедры и подготовлены сотни специалистов. В последние десять лет защищено несколько десятков докторских и кандидатских диссертаций. Открылся ряд частных исследовательских структур. Произошла определенная дифференциация отраслей социологии. Значительный вклад в развитие отечественной социологии внесли такие ученые как М. Аженов, Г. Акмагамбетов, Н. Аитов, И. Айтимбет, Б. Бектурганова, К. Биекенов, К. Габдуллина, Л. Гуревич, С. Жусупов, С. Оспанов, А. Рогачев, А. Рузанов, З. Шпукенова и другие.

Спецификой развития социологии в нашей стране является то, что на первом этапе ею занимались в основном специалисты в области социальной философии. Это отражало общее состояние в бывшем СССР. Потребность в серьезной теоретической разработке таких важнейших соцйиологических проблем, как социальная структура общества, этнические отношения, механизмы самоидентификации, культурная фрагментация общества, бедность и транзитность весьма велика. Именно теории среднего уровня остаются слабым местом казахстанской социологии. Создана Ассоциация социологов Казахстана, целью которой является: 1. интеграция в международные социологические структуры; 2. создание учебных пособий по социологии; 3. поддержка молодых социологов; 4. знакомство широкой аудитории с современной социологической мыслью.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1241 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2463 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.