Нач. 5в. – Греко-персидские войны, столкновение Запада и востока, изменяется скульптура.
Вместо архаики с ее суровыми, угловатыми, угрюмыми изображениями, неровными поверхностями – строгая простота форм и жестов. Этот стиль – прлог к греч. классике.
· Голова белокурого мальчика(до 480г)
· Фронтонные группы Эгинского хр(кон6в.)
Изображается сцена битвы. Из архаических пережитков- яркая окраска статуй, строгое подчинение фигур передней плоскости фронтона.
От класс. Стиля – единство масштаба фигур, их абсолютная округлость, отделение от фона, обилие пустого пространства м. фигурами.
Т.обр. эгниты дают отправной пункт для развития стиля. Конечная цель эволюции – преодоление фронтальности.
· Аполлон Пьомбьино
· Группа тираноборцев 1 опыт статуаной группы, нет единства.
· Аполлон из Помпей(с лирой)
· Аполлон на омерале
· Эрот Соранца – еще совсем мальчик, нога отставлена в сторону
· Кассельский Аполлон- ярко выраженная индивидуальность.
· Женская статуя в эпоху классики – почти не развивается. Сменяется мода: и на смену роскошным одеяниям приходят простые пеплосы. Прогресс в изображении фигуры под одеждой.
Проблема обнаженного женского тела: в архаику не изображали, а в классику- просыпается к нему интерес. Мужская фигура от статике к динамике, женская- наоборот(раненная ниобида).
Каламид(автор Апаллона на омфале, Аспидии)
Середина 5в., работал в Афинах. Обычно работал в бронзе Много изображал богов и героев, а также- женских фигур.
Он преодолел жесткость и неподвижность архаики, но еще не достиг мягкой округлости классического стиля. В его статуях сочетались условность и хрупкая грация. Статуи более рассчитаны на легкий декоративый эффект силуэта, чем на пластичность форм. Мастер строго стиля оч. Сдержан, несвободен в средствах, тяготеет к изяществу.
Пифагор(нач 4в)
Работал в Ю. Италии. Исключительно в бронзе.
· Статуя бегуна Астила
· Статуя Панкратиаста в Дельфах
· Колесница, запряженная 4ой
Ему скорее свойственны сила, нежели мягкость и изящество. Сильный реалистичный уклон искусства Пифагора. Стремился подчинить движения определенному ритму и внести гармонию в пропорции человеч. Тела.
· Бронз. Статуя хромого Филонтета а Сиракузах
.
Дискобол Людовизи – в стадии подготовительного движения.
Заслуга Пифагора- хиастический ритм.
Рельеф.
В строгом стиле нет такого интереса к рельефу. Здесь преодоление архаических традиций происходит гораздо медленнее, чем в скульптуре.
· Метопы в Селинунте
· Трон Людовизи(Афродита рожд из пены- тетка посередине 2 др-х)
· Хр. Зевса в Олимпии
11.Высокая классика.
Граница между 2 стилями(ранняя/высокая классика) примерно 450гднэ, когда формы становятся более свободными, более закругленными, концепция более возвышенной. Появляется форма синтеза монументального и изобразительного искусства, созвучие ваяния и зодчества. Основа их синтеза – достигшая совершенства храмовая архитектура. Стремление греков к выражению в архитектуре, они изучают масштабы, овладевают пластикой.
Греки все время стремились выделить в архитектуре некие общие законы гармонии. Но основы греческого искусства – не сухо математические. Пропорция, порядок и ритм – не заданная извне числовая система, а то, что находится в основе соразмерности, лежит в основе бытия.
Эуритмия – особое качество восприятия, та самая искомая гармония, это понятие близко античному понятию соразмерности, Ритма.
Понятие симметрии определяется присутствием кратных отношений частей. Симметрия в широком смысле выражает принципы разумности, гармоничности в противовес неопределенности и хаосу.
Мир для зарождающегося античного идеализма – отражение идей или предшествующей ему гармонии, а для античных материалистов – мир вечен сам по себе. И в так. Случае он выражается в своей космической сущности наиболее совершенной мерой через гармонию, соразмерность симметрию. Высшее воплощение этих качеств – человек. Творчество открывает способность человека подчинить себе мир, утверждает его причастность к красоте.
На примере Мирона и его шк. проиллюстрируем переход к высокой классике.
Мирон(сер5в)
Работал исключительно в бронзе. Мирон, хоть его и обвиняли в несколько сдержанной и консервативной манере, умел передавать чувства. Мы не можем противопоставить Миорна с 1 стороны Поликлету – творцу чисто формальных, пластических ценностей, а с др. стороны – Фидию, воплотителю высших идей в скульптуре. Особ. Любил изображать атлетов- победителей(бегун Лад, Дискобол).
· Дискобол
Проблему стремительного и напряженного движения разрешена блестяще: он изобразил юношу в момент между 2 движениями. Но – еще сильные пережитки архаизма. Линейно-точная трактовка тела. Статуя рассчитана на смотрение с 1 тчк. Лицо- не выражает индивидуальности. Эта статуя полна удивительной органической жизни, выражает физическую энергию, но ничего не говорит зрителю о чувствах.
· Афина и Марсий
· Голова Персея(На Акрополе)
· Аполлон Кассельский- относят к работам Мирона.
Ранее творчество Мирона – изображение Гераклов. В св. ранних работах- сходство с Лисиппом. Т.обр, тв-во Мирона: группа Эрехтея, затем – Гераклы, затем АиМ, дискобол, Персей, Аполлон.
Сначала интерес Мирона сосредоточен исключительно на физической энергии, на телесных хар-х человека. Позднее он обращается к психологической мотивировке движений. Позднее физическая и динамическая концепции статуи, кот. Разработал Мирон, б. вытеснены репрезентативной и статической моделью Фидия. Стержень- реалистический подход к натуре, динамические мотивы.
Поликлет(сер 5в)
Глава северопелопонесской шк., родом из Аргоса. Ранее Тв-во – юноши – победители Олимпийских игр. Украшал Аргосский Терайон, втч сделал статую Афины из золота и слоновой кости.
Поликлет – наибольший формалист из мастеров классического стиля, его в первую очередь интересовало не содержание образа, а проблема формы. Без эмоций, в основном – рационалистические предпосылки.
Он был великим теоретиком искусства, написал произведение «Канон». Там изложил общезначимые з-ы пропорций. Принципы Поликлета основаны на соотношении м. отдельными частями фигуры. Он стремиться избегать крайностей, желая достичь гармонии.
· Дорифор(копьеносец)
Для Поликлета оч. Важна пластика. Он стоит в позе шага: задача – движение в состоянии покоя:
· Геракл – поздняя статуя, развитие канона.
Самым радикальным образом в творчестве Поликлета эволюционировала идея контрапоста, понятие пластической динамики. Появляется трехмерное тело.
Поликлет овладевает глубиной, пластическим объемом. Старается преодолеть гнет передней плоскости и развернуть свои движения в пространстве. Но! Жертвует органичной натуральностью мотива.
Сообщают также о женских статуях Поликлета(Гера в Аргосе)+ Амазонка(Берлинская, победа в конкурсе за лучшую Амазонку).
Фидий(нач 5в)
Афинский скульптор. Его работы: скульптуры Парфенона, Афина Парфенос, Зевс Олимпийский.
При жизни не очень популярен, но в эпоху, когда греческое искусство начало клониться к упадку, пик его славы. В его искусстве очень важна глубина религиозного чувства.
Самая ранняя работа – Афина из золота и слоновой кости+ Палатинская Афмна.
Скульптурная группа, созданная в честь победы в Марафонской битве
· Афина Промахос(с копьем)
· Зевс Олимпийский(или оч. Ранняя работа, или оч. Поздняя)
· Афина Лемния
· Деметра и кора.
Статуя Амазонки(Маттери)- опирается на копье
Искусство Фидия глубоко одухотворено, но душевные переживания, индивид. Чувства и желания мало его интересуют. Его композиции – прямолинейны.
· Афина промахос(? О дате создания)_- его последняя работа.
Т.обр. Фидий – идеально-тектонический стиль, нигде не переходящей границы чистой классики.