В цивилизации возникает политическая организация людей, появляется возможность создать над трудовой общиной самостоятельное образование- политическую власть. Власть на вершине, тк она соприкасается с небом, она от бога.. От бога власть получает жрец и передает ее царю. Функции царя и жреца соединить было нельзя. Жрец защищает духовную сущность царя, а царь защищает церковь, тк жрец не имел права поднимать меч. Царь являлся символом единства территории, воинской этической доблести, его жизнь была полностью ретуализирована.. Даже его движения не могли быть произвольными. Жрец же, наоборот, был носителем динамичного начала. Он был носителем знания культуры. Помощником жреца в древнем обществе был поэт
Симито- хамитская культура признавала вмешательство бога в мир, для нее царь и есть бог. Самопознания нет. Человек может только обращаться к Богу и выполнять его закон. В индоевропейской культуре все иначе.. В индии выступает прообраз разделения светской и духовной власти.. Царь не прямой бог. Жрецы - это только служители бога.. Все, что ты хочешь спросить у оракула, есть в некотором роде ты сам
Царская власть частично передается дружинникам, которые получают землю и становятся аристократией. Во время война эти люди должны воевать, в мирное время хранить все свои лучшие качества (этика). В борьбе с аристократией(чтобы они не растащили государство по частям) верховная власть полагалась на чиновников.. Знание начинало постепенно отделять от жрецов и религиозной культуры.
Свободные общинники не имели никаких обязанностей, кроме труда. Очень рано вводится система налогов. В сознание древнего человека не включались рабы, тк рабский труд не играл в этом обществе большой роли.
Цивилизация Междуречья
Месопотамия (гр «Междуречье) расположена между реками Тигр и Евфрат. Эта территория делится на 2 части: нижнюю Месопотамию, где Тигр и Евфрат текут близко друг к другу и Верхнюю, где они расходятся. Нижняя Месопотамия была наиболее плодотворной частью передней Азии Но масштабная ирригация привела к быстрому ее истощению. Первыми поселенцами на этой территории были субареи, пришедшие с гор Загроса. Но в 4 тыс до н. э Нижняя Месопотамия была заселена новым народом шумерами. (культура Урук). Племенной союз с центром в Ниппуре. Выделалась властная верхушка, возникла пиктографическая письменность
К концу 4 тыс на территории Месопотамии обнаруживается уже новый народ- аккадцы, который ассимилирует шумеров. 3 тыс – потоп. После потопа Мессопотамия оказывается раздробленной(3 тыс- 24 век)Гегемонию приобретают поочередно: Киш(последний царь Агга),Урук и Ур.. В 24 в власть в Кише захватывает Саргон.. Он собирает войско, в которое призывает всех обездоленных. Это позволяет ему объединить под своей властью всю Месопотамию(это государство продержалось около 100 лет, но было очень не спокойно)В конце 23в – вторжение народа кутик. В 22 в – освобождение от от этого народа Уруком и Уром- 3 династия Ура. От этого времени сохранилось большое количество документов.. Огромное количество чиновников, гос система рабовладение, фактическая ликвидация общины.ю Вторжение амареер- Старовавилонский период(19-17 вв) 1792- начало правления Хаммурапи. Умер в 1750. Вторжение касситов- старовавилонский период(16-12 вв). К концу 14 века начинается борьба между Ассирией и Вавилонией. В сер 12 века в Месопотамию вторгаются элламы, уничтожившие касситскую династию. 11- 10 века- нашествие арамейских племен Навухудоносор.
Менталитет и культура
.Полное отсутствие абстрактных абсолютных ценностей, во главе угла ставилось физическое благополучие общества и его членов. Индивидуальная радость и страдание. «Эпос о Гильгамеше». Пантеон: Ан –бог неба, Энлиль – воздуха и Энки- бог воды и хранитель мудрости. 7 великих богов Вавилонии: Ан Энлиль, Эа, Син(бог луны), Шамаш(солнца и социального порядка), Мардук(покровитель Вавилона)Иштар(богиня плодородия, любви, войны, круговорота жизни и смерти). Собрание богов и отдельные боги определяли судьбу всякого существа. На загробный мир они смотрели совершенно безнадежно. Повышенного этического автоитета за богами никто не признавал.
Важнейшим культурным открытием была словесно- слоговая клинопись(знак, первоначально обозначающий односложное слово, обозначал и соответствующий слог).Библиотека Ашшурбанипала. Наука носила прикладной характер. Вавилонская башня (храм Мардука) и висячие сады при Навуходоносоре. Законы Хаммурапи.