Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Наука и философия 17ого века как культурный феномен




Спорные хронологические границы эпохи:

Начало: кон 16в (позднее Возр – кто-то относит Ренессанс еще к Ср, кто-то – преддверие НВр), или 1492 – год открытия Америки Колумбом

Конец: еще большая неопределенность, т.к обычно за Новым временем следует «Новейшее», а это уже примерно 20в. Конец Нового вр - кон 19в (начало модерна, авангард). Можно соотнести с классическим мышлением. Неклассика нач-ся примерно с сер 19в или чуть раньше в математике – Лобачевский, Риман. В истории философии водораздел – Гегель (завершает Н.Вр, глобальный синтез основных характеристик). После него в основе др моделей уже не разум.

 

Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием новизны - духовно-культурный фактор (расцвет светской науки и культуры, их выход из религиозной сферы, интерес к Античности). Очевидно, отделяющим Средние века от Нового времени, был целый комплекс глубоких изменений во всех сферах. Западные исторические школы, придерживающиеся культурологического подхода, определяют Н.Вр как период изменений в сознании человека и общества, культуре, характеризующиеся расцветом науки, техническим прогрессом, секуляризацией сознания.

Отметим наиболее важные моменты, сыгравшие главную роль в формировании новоевропейской культуры, теоретического мышления и нового типа сознания связано с процессами:

секуляризация, с движением Реформации и затем Контрреформации, с бурным развитием городов, открытием Нового Света, возрастанием роли денежного хозяйства и предпринимательства, т.е. становлением капитализма, а также с созданием нового типа науки - экспериментально-математического естествознания.

 

Все большую самостоятельность по отношению к церкви и религии приобретает не только социально-политическая и экономическая, но и духовная жизнь - философия, наука, искусство. Философия осознает себя автономным, независимым от откровения знанием о Боге, мире и человеке. Происходит смена мировоззренческих ориентиров. В то время как средневековый человек рассматривал земную жизнь как приготовление к жизни вечной, - взгляд человека нового времени устремлен прежде всего на мирское существование. Это выражается в частности в распространении в XV-XVII вв., с одной стороны, пантеистических учений (стремление преодолеть дуализм посюстороннего и потустороннего миров и дать природе божественный статус, сакрализация прир – у Бруно, Спинозы, позже – Руссо, романтики, Гете), а с другой, различных вариантов утопизм а как стремления устроить Царство Божие на земле (Кампанелла, Мор)

*** Томмазо Кампанелла (1568-1639) - итал. философ, поэт, полит. деятель; создатель коммунистич. утопии. Возглавил в Калабрии заговор против исп. владычества, был схвачен, ок. 27 лет провел в тюрьмах, где создал десятки соч. по философии, политике, астрономии, медицине, в т.ч. "Город солнца" - произв. в форме рассказа мореплавателя об идеаль­ной общине (в рамках всемирной теократии), руководимой учено-жреч. кастой и харак­теризующейся отсутствием частной собственности, семьи, гос. воспитанием детей, об­щеобязат. трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения. Автор канцон, мадригалов, сонетов.

Томас Мор (1478-1535) - англ. гуманист, гос. деятель и писатель; один из осново­положников утопич. социализма. Друг Эразма Роттердамского. Будучи католиком, отказался дать присягу королю "верх. главе" англиканской церкви, после чего обвинен в гос. измене и казнен; канонизирован католич. церквью. В соч. "Утопия" (1516), содержащим описание идеального строя фантастич. о. Утопия (назв. дано М.), изобразил общ-во, где нет частной собственности и обобщест­влены произ-во и быт; труд - обязанность всех, распределение происходит по потреб­ности.

 

Появление нового типа человека - человека с развитым и рефлектированным индивидуальным сознанием. Наиболее характерная черта средневекового общества – корпоративизм, огромное кол-во людей жили, действовали, чувствовали и мыслили практически одинаково. Выдающиеся люди – представители системы, это зависит не от их индивидуальных особенностей. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность и все чаще представляет не то или иное сообщество, но самого себя. Сознание собственной силы и таланта, гордость, честолюбие, самоутверждение отличают человека на заре нового времени. Почти религиозное почитание выдающихся людей в эпоху Возрождения оказывает существенное влияние и на общество Нового времени. Человек берет на себя творческие функции, ощущает себя за счет этого равным по возможностям Богу, у него бесконечные возможности, тк Бог не дал ему никакой полной определенности – дано владеть, чем хочет и быть, кем хочет. Слава среди современников и память потомков становится своего рода земным «суррогатом» взыскуемого в средние века Царства Небесного; честолюбие, почти демоническое, составляет отличительную черту многих возрожденческих гуманистов и ученых-естествоиспытателей нового времени. Стремление отличаться от других, разностороннее развитие личности – все эти характерные черты человека Возрождения лежат и в основе типа сознания человека Нового времени, тк именно они приводят к развитию наук, искусств и философии. Ослабление чувства солидарности - оборотная сторона культа индивидуальности, рожденного антропоцентризмом раннего нового времени. Это обстоятельство наложило свою печать на взаимоотношения гуманистов XV-XVI вв. "Никогда, кажется, нигде в свете не было касты, в которой так слабо было развито и так мало уважалось чувство солидарности. В спорах между собой они не довольствуются научными доводами, но переходят тотчас к личным нападкам и беззастенчивой ругани и стремятся не к тому, чтобы победить противника в споре, но чтобы его уничтожить".

На заре нового времени, как никогда прежде, возрос интерес к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего гуманисты ценят своеобразие и уникальность индивидуума. Важную роль в формировании философии и науки нового времени сыграла Реформация, которая внесла существенные перемены в общую духовную атмосферу и хозяйственную жизнь Западной Европы. Противопоставление веры и знания, характерное для протестантизма, привело к сознательному стремлению ограничить сферу применения разума миром "земных вещей", поскольку трансцендентный Бог, по убеждению протестантских богословов, есть исключительно предмет веры, а не знания. Под "земными вещами" понималось прежде всего практически ориентированное познание природы. Предоставив дело спасения души "одной лишь вере", протестантизм тем самым вытолкнул разум на поприще мирской практической деятельности - ремесла, хозяйства, политики. Труд выступает теперь как своего рода мирская аскеза, поскольку монашескую аскезу протестантизм не принимает. Отсюда уважение к любому труду. Этим

объясняется характерное для протестантов признание особой ценности технических и научных изобретений, всевозможных усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс. При этом кальвинизм – вера в предопределение, но при этом повышается активность чела. Моральная ценность воли – бескорыстность: я буду деятельным и активным из принципа, даже если мне предопределено попасть в ад, для себя, чтобы быть собой. Далее – динамика этого принципа (утверждение своего Я ради своего Я –> хамство, дерзость). Не век Титанов, а людей, кот делают свою работу (делай хорошо то, что умеешь). Герой 17в- чел, кот сам за все отвечает -> и ндивидуальная ответственность и активизм как парадигма личности. Чел – центр Вселенной, ценость не сам по себе, а то, что в нем (он лишь носитель) судя по всему, это разум. Задача – преодолеть хаос с помощью ценности (от Ср – принцип идеала, от Ренессанса – к нему можно приобщиться).

Ушла теоцентрич эпоха. Новая программа построения антропоцентр эпохи (новый, свободный индивид), мирские ценности и независимость индивида.Чел – мастер, управляет сам собой, природа – материал, активно/агрессивное отношение.

 

По словам немецкого философа Г. Ромбаха, " точная наука есть философия нового времени ". Именно наука главным образом определяла как общественное сознание, так и общий облик новоевропейской цивилизации.

 

НАУКА

Рождение науки Нового Времени (появляется экспериментально-математическое естествознание)

- естествознание: не вижу, что за природой (это относится к области философии и богословию)

- эксперимент: системная организация событий так, что они дают нам неестеств информацию (хотя кто-то считал это аналогом дачи показаний под пыткой)

- математика

- объединение ученых в сообщества, позже академии выходят за рамки кружков и становятся гос. учреждениями (соответственно, задаются определенные каноны)

Важны социокультурные условия формирования науки 17в и ее отличительной черты - экспериментального метода. Социальные реалии скомпрометировали естественного, бытийного чела, поэтизируемого в эпоху Возрождения. Меняется отношение к челу, это уже не естественный «венец творенья» (это видно уже в кон 16в – Шекспир, Сервантес, Монтень – сомнение как знак краха тех представлений). Теперь человек – субъект. Естественность воспринимается как всего лишь исходный материал, который необходимо довести до совершенства, соединив природу и искусство. Именно снятие античного противопоставления «фюсис – тэхне» позволяет родиться науке Н.Вр и экспериментальному методу. С этим так же связана и общая направленность, связанная с этими понятиями – «созерцание-деятельность» (в Ант – четкое предпочтение созерцания, кот приобщает к вечному, истинному миру сущностей, деятельность же – нечто постоянно меняющееся, профанное, а не сакральное; природа соответственно понималась как идеал, образец для всего того, что может сделать человек; в Возрождение деятельность принимает сакральный характер – человек творит себя, 2ую природу вещей, благодаря искусству естественное несовершенство уходит, + отношение реформации). С 17в – эпоха увлечения искусственным, систематически-разумным, полностью контролируемым. В технике теперь видят помощника, один уровень с природой (с ее помощью чел может творить 2ую прир). В виде эксперимента техника входит в само тело новой науки, а потому реальность, изучаемая новым естествознанием, - это не просто природная, но конструируемая реальность.

Появляется религ ересь.ориентированная на науку – хилиазм (победа силы света в битве, люди 1000лет проживут в мире, кот Бог приготовил для людей – тысячелетнее царствование Христа в конце истории).

Роль математического естествознания в формировании научной парадигмы. Еще Галиллей сказал: «Книга природы написана на языке математики». Проблема, больше всего волновавшая всех главных представителей науки Нового времени — проблема сближения математического и физического, без которого не могла быть создана классическая механика; поиски математического тела, идеального эксперимента. Происходит сближение математического объекта с объектом физическим, преобразованным с помощью эксперимента, необходимость иметь дело с идеализованными объектами, а не явлениями эмпирического мира.

Галилей создает проект нового типа рациональности, который затем реализуется в творчестве выдающихся математиков и физиков XVII-XVIII вв.:

  • снимает различие между физикой как наукой, объясняющей причины движения, и математикой как наукой, позволяющей лишь описать это движение, т. е. сформулировать его закон.
  • устраняет принципиальное различие между математикой и физикой как науками, с одной стороны, и механикой как искусством, с другой.
  • отменяется старое представление о том, что математика — это наука о неизменных сущностях, и тем самым кладется начало новому роду математики, способному как раз описывать движение и изменение, устанавливать законы изменения.
  • вывод о том, что для физика важнее установить закон, описывающий процесс изменения явлений, чем искать умопостигаемые причины последнего.

В результате такого переосмысления и трансформации античной — аристотелианской — физики происходят радикальные сдвиги и в философско-мировоззренческом плане. «Потенция, возможность и способность, представляются в новое время онтологически предшествующими энергии, деятельности и действительности. Вместе с математизацией физики и пересмотром понятия материи из науки о природе с необходимостью элиминируется понятие цели, составлявшее альфу и омегу аристотелевской натурфилософии. Вместо конечного космоса - бесконечное однородное пространство новой вселенной, в которой человек — да и планета Земля — становится исчезающе малой величиной. Место привилегированного кругового движения – равномерное прямолинейное, фундаментальное значение которого утверждает закон инерции («всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, пока приложенные к телу силы не вызовут изменение этого состояния»). Это — тоже идеализованное — движение не случайно происходит в пустоте, где нет помех для его вечного продолжения: закон инерции с необычайной выразительностью свидетельствует о том, что в новой картине мира — по крайней мере теоретически — между телами нет не только никакой иерархии, но нет и прежней гармонической связи. Всякое тело, двигаясь в пустоте, предоставлено самому себе, и в его движении нет ни конца, ни цели, если не считать целью стремление к самосохранению: ведь, согласно закону инерции, тело стремится удержаться в своем состоянии — покоя или равномерного прямолинейного движения (Декарт обосновывал неободимость инерции – «ничто по влечению собственной прир не может стремиться к своей противоп-сти, т.е к разрушению самого себя», аналогично в антропологии – Гоббс: главный принцип «самосохранения», все остальные блага – для этого, это сущность всего). Все многообразие мира подводится под единые законы. Новое представление о пр-ве – не имеет выделенных точек, однородно/изотропно (Галиллей снимает разделение на под- и надлунный мир, далее Декарт – организованное пр-во).

Принцип относительности Галиллея: если имеется система отсчета, кот движется равномерно и прямолин, то все процессы в ней происходят так же,как если бы она покоилась.

Механистическая модель.

И Бог, и прир, и чел разумны (бог творит прир по разумн законам, поэтому чел может ее постичь). Сам Бог – не творец, как в Возрожд.а мастер, механик – запускает машину и отстраняется (деизм). Весь мир разумен, каузален, функционирует по единым законам, нет ничего сакрального, все постигается. Чел сам аналогичен машине (метод интроспекции в псих-гии, Декарт: животное – абс мех-зм, чел – частично, из-за тела)

Гюйгенс сформулировал идеал механического объяснения: если мы хотим объяснить что-то в науке о прир, мы должны обратиться к механич. Законам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 867 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2285 - | 2069 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.