Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Приложение 5. От подвига безмолвия – к подвигу общения




 

Феномены безмолвие и молчание заслуживают особого внимания в русской философии и речевой культуре. Вдвойне эти концепты вызывают интерес на фоне всеобщего преклонения перед рожденными современной информационной эпохой понятиями коммуникация и коммуникабельность, популяризацией речевых наук (риторики, прагматики, культуры речи) и повсеместно востребованной способности владеть искусством слова или общения.

Согласно концепции русской духовной философии, зафиксированной в Священном Писании как основном культурообразующем тексте европейской культуры, Слово как Божественный Логос, творящая и промыслительная сила, находит проявление прежде всего в человеке – образе Божием. Словом человек уподобляется Слову Божию, но поскольку человек отягощен греховностью (а согрешает он именно словом), то отношение к слову становится критерием личности и оценки всякого человека.

Поскольку слово опасно (в данном случае оно понимается как инструмент общения), на пользование словом налагается своеобразный запрет. Именно поэтому многие философские системы рекомендуют молчание и безмолвие как норму поведения – таковы исихазм в Древней Руси, многие индуистские учения, представители которых налагали на себя обет молчания, философия молчания у М. Метерлинка и мн. др.

Однако запрет на внешнюю речь, т.е. словопроизнесение, вовсе не предполагает запрета на внутреннюю «умозрительную» речь, т.е. на собеседование человека с Богом или высшими духовными сферами, а значит «словесность» как мыслесловесный дар не только не устраняются этим запретом, но, напротив, предполагаются как основа духовного развития личности. Именно таков смысл суждения митрополита Филарета Московского (Дроздова): «Да не будет слово твое праздным! Да не будет молчание твое бессловесным!»

В русском языке слово безмолвие можно сопоставить с синонимами бессловесие, безгласие, безъязычие, немота. Использование этих слов показывает, что это принципиально противоположные понятия. Безмолвие есть воздержание от излишнего употребления языка, хранение чистоты сердца и уст, словесная скромность, внутренняя собранность и сосредоточенность, но никак не расслабленность, не рассеянность или неразвитость. Именно безмолвие располагает к собеседованию и вступлению в общение с Богом, а затем, если требуют обстоятельства, и в разумное общение с людьми.

В сочинениях древнерусской литературы, не устаревших до нынешних времен, безмолвие определяется как умение «сохранить сердце свое от человекоугождения» и греховного «желания нравиться людям»… «Служить надо не людям, - утверждал и Сократ в критике сладкоречивых ораторов, - а богам». «Ищи славы пред Богом», - замечают святые отцы. Это не значит, что надо пренебрегать людьми - напротив, именно искание славы пред Богом позволяет снискать истинную, а не замешанную на манипулятивном человекоугодии, любовь к людям.

Поэтому и первая заповедь: «Возлюби Господа твоего всем сердцем», а вторая заповедь - касается нравственно-этической основы в общении между людьми: «возлюби ближнего как самого себя».

Итак, безмолвие означает покой, внутреннюю гармонию, мир душевный, тихость ума (ср. «да тихое и безмолвное житие поживем»), и в то же время - активное внутреннее словесное собеседование как с Богом, так и с людьми. При внешнем молчании, отсутствии болтливости, «скорости» на язык человек как бы пребывает в активном духовно-словесном делании. Безмолвию противостоит бессловесие как несоответствие человеческой, словесной природе, поэтому бессловесие еще в древнерусской литературе всячески отвергалось как нечеловеческое, «скотское». Выстраивается параллель: божеское (человеческое) – скотское, словесное (человеческое) – бессловесное. Бессловесности будут сродни безъязычие, безгласие, немота – все эти понятия противопоставлены логосичности, божественному Слову-Логосу и словесной человеческой природе.

Но если Слово-Логос совершенно, а бессловесность греховна, то человек как бы находится посредине – он либо стремится освободиться от «бессловесия» и обрести совершенство по образу и подобию Божию, либо же пребывает в леностной немоте и словесном (душевном) оцепенении.

Любопытно, что слово безглагольный имеет положительные ассоциации и часто встречается в поэтических текстах:

И поет мне ветер вольный,

Ветер вольный, безглагольный

Про блаженства бытия… (Ф.Соллогуб)

Безглагольный не значит бессмысленный, но молчаливо говорящий и говорящий о многом: о воле, о блаженствах бытия.

В истории человечества есть множество примеров такого «словесного» безмолвия, переходящего в гармоничное общение. Таков «подвиг безмолвия» Николая Чудотворца, который избегал «суетных друзей и праздных бесед, …поучаясь разуму духовному», но затем был призван Господом к «подвигу общения» с тем, чтобы «оставить подвиг безмолвия и идти на служение людям для их спасения».

Характерно название книги архиепископа Сергия Пражского (1881-1952) – «Подвиг общения.».[15] Из книги, построенной в форме пастырской беседы, извлекаем некоторые постулаты, требующие от всякого человека (какой бы профессии он ни был и какой бы житейской философии ни придерживался) развития дара общения и общительности.

Эти принципы духовной этики речи обобщаются следующими положениями:

1. Слово человеческое подобно Слову Божию. «Наше слово есть отображение воплотившегося Слова. Господь сказал: «Да будет свет». И невидимое через слово приняло свое бытие. Слово являет величайшую силу в мире… И в нас через слово является скрытое, сокровенное делается явным» [Архиепископ Сергий Пражский 1981: 3].

2. Главное в человеческом слове - идеи добра и блага. «Как важно, чтобы наше слово имело атмосферу добра. Общением через слово мы ищем для себя блага, хотим иметь его в себе. Слово, имеющее в своем исхождении благо, осветляет нам нашу жизнь».

3. Слово рождает общность и единение. «Слово должно сближать нас, вносить единение, а не разложение и разделение».

4. В слове заключена великая творческая и творящая сила: «Доброе наше слово есть сила творящая, так как ему свойственна та творящая сила, которой обладает Бог – Слово. Словом как божественной силой, преодолевается возникающее зло».

5. Слово начинается с внутреннего слова, требующего чистоты сердца и мыслей.. «Слово есть и в молчании: это внутреннее слово. Слово, даже несказанное, имеет силу. … В момент рождения внутреннего слова надо обращаться к Богу за помощью. Обращением к Богу мы низводим с неба свет, и он входит внутрь нас, и тогда рождающееся слово несет свет в мир и в момент рождения является творческим и объединяющим» (9).

6. Человеку требуются энергия добра и готовность сказать доброе слово. Боязнь осмеяния и несочувствия побеждаются энергией добра и готовностью сказать доброе слово: «Часто доброе слово проходит пласт осмеяния и несочувствия, но этого бояться нечего… Не бойтесь сказать доброе слово. Слово, попав на добрую почву, может воплотиться в действие и принести величайший плод. (9). Мы обессилили могущественность слова… Мы боимся проявить себя, сказать доброе слово. Полнота энергии добра задернута боязнью усмешки. Наша задача сказать: мы отрицаем силу зла и верим в добро» (10).

7. Человеку требуются настрой, преодоление греховной лености, побуждение к общению. «Человек все чего-то дожидается. Нам теперь нечего ждать, а надо действовать. Надо стараться сказать хорошее слово, доброе… Добро дерзновенно. Хорошее слово, несущее добро, в сродных душах вызывает свет, в темных – обличает темноту. Грех несет нам призрачную жизнь. Добро – реальную жизнь, уходящую в вечность» (10).

8. Общение – долг, следствие общения - раскрытие и расцвет личности. «Иногда общение нам бывает трудно, но мы призваны к общей жизни, и общение с людьми есть поэтому христианский долг. Человек, общаясь с другими и творчески преодолевая разделение, раскрывает свои ценности, обогащается сам и тем самым обогащает других … В одиночестве человек становится почти всегда беден… Через общение же с людьми происходит извлечение нераскрытых сил человека... Общение с людьми обогащает нашу душу, она расцветает через полноту нашего сближения с другими людьми» (14).

9. Общительность есть дарование Божие, сделать себя общительным есть подвиг. «Мы привыкли общаться с людьми нам приятными… Поговорить с человеком, к которому имеешь предубеждение, нам очень трудно, но именно это затруднение нам надо преодолеть… Совершить некоторый подвиг, побороть свою неприязнь, что является уже доброделанием или добродетелью. В самом деле это есть наша задача каждого дня для каждого из нас. Общительность есть дарование Божие, а из необщительного себя сделать общительным ради пополнения своей скудости есть подвиг» (17).

10. Раскрой талант своего сердца через общение с другими людьми. «Господь ставит нас друг около друга в семье, в обществе, чтобы мы один от другого обогащались… Господь говорит: «Вот тебе задача. Я поставил тебя с тем или иным человеком. У тебя в сердце есть талант, которым я наградил тебя, раскрой его»… Важнее всего таланты сердца, которыми Господь наделил каждого человека, как, например, приветливость, чуткость, сострадательность. Раскрытие этих талантов как природных свойств нашей души в наших руках: эти наши таланты раскрываются лишь через живое общение с людьми» (18-20).

11. Способ общения – искать талант сердца, вглядываться в сердце другого человека. «Мы видим в людях только внешнее и берем от них внешнее и не замечаем клада, лежащего в каждом, не ищем этого клада. Надо искать талант сердца – этот клад есть источник блага» (22).

12. Наша задача – преодоление одиночества и обособленности, искание общности и единения. Единение – благо, радость и закон жизни. «Наша задача в жизни может быть сформулирована как искание общности в жизни с людьми, с которыми мы связаны. Больно сознавать, что много людей жалуются на одиночество. Обособленность от других действительно угнетает человека, а единение, наоборот, дает бодрости, так как человек чувствует, что он в мире не затерян. …Единение между людьми несет нам благо, которое дает нам радость жизни. Это есть закон жизни, отступая от которого люди должны страдать неминуемо» (21-22).

Задание 51. Напишите ваши определения приведенных ниже слов-терминов. Постарайтесь обосновать ваши определения ссылкой на контексты (примеры), где употребляются данные слова. Попробуйте объяснить историю этих слов. Какие еще однокоренные слова можно привести?

* Общение * Общительность * Общность * Коммуникация * Коммуникабельность * Единение * Единство

Задание 52. Напишите сочинение-речь на тему «Слово о безмолвии» (вариант «Похвала молчанию»). Постарайтесь дать не только определение и описание данному понятию, но и привести конкретные примеры, мудрые мысли и суждения авторитетных лиц. Произнесите и обсудите ваши тексты и выступления на семинарских занятиях.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 498 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2469 - | 2332 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.