Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Явление артизации на современном российском телевидении




«Боди-арт», «арт-салон», «поп-арт», «арт-телевидение»… Сегодня приставка «арт» необычайно популярна, она свободно сочетается со словами различной семантической наполненности, что позволяет объединять между собой на первый взгляд полярные явления – культурные, философские, общественные, массовые, обыденные. Не случайно говорят об артизации человеческого бытия.

Термин «артизация» восходит к французскому «art» («искусство») и на современном этапе трактуется чрезвычайно широко. Традиционно под артизацией понимают «наиболее зрелую форму массовой культуры, проявляющуюся в театрализации событий политической, общественной, культурной жизни и сопровождающуюся обличением тех или иных предметов, явлений жизни в зрелищные формы»[12]. При этом событие, которое нуждается в привлечении общественного внимания, в так называемой актуализации, специально режиссируется, монтируется. Его сопровождают различного рода игровые, зрелищные элементы, приемы «масскульта». Их функция – превратить реалии жизни, зачастую далекие от идеала, в формы зрелищные, привлекательные, запоминающиеся, а значит - увести человека от «правды» жизни в область благополучия, красоты, гармонии, беззаботности. За счет артизации создается ложная, иллюзорная картина мира, не имеющая ничего общего с реальностью.

Процесс артизации наиболее характерен для организации предвыборных кампаний. В них не без помощи СМИ мы неизбежно оказываемся втянутыми в своего рода политическую игру. Не секрет, что подобные мероприятия – все без исключения - рассчитаны на создание максимально выгодного имиджа того или иного политического лидера. Их цель - увеличение электората, а в конечном итоге - победа на выборах. Политик, произносящий с экрана телевизора красивую, убедительную речь, исполняет некую ритуальную роль, которая сродни роли актерской. Для реализации той или иной предвыборной «задумки», он может надеть какую угодно маску – например, добропорядочного семьянина или человека, окруженного многочисленными друзьями, коллегами, профессионала в своем деле и т.п. Или, наоборот, окружить себя ореолом агрессии, беспринципности, цинизма - например, такую «маску» предпочел политик Владимир Жириновский.

Другой пример современной артизации – демонстративное, эпатажное поведение представителей различных молодежных субкультур. Их манера поведения, стиль одежды, языковые нормы (точнее - их отсутствие) – это тоже форма определенной эстетической игры, реализующейся в обществе на заранее оговоренных условиях.

Таким образом, трансформируя реальность под определенным углом зрения, пропагандируя те или иные ценности, каждому из нас можно прийти к артизации повседневности. Обобщая, следует сказать, что в широком смысле артизация – это «отношение к действительности как к некоторому произведению искусства»[13]. При этом театрализация действительности как творческий процесс становится отличительной чертой не только явлений, напрямую связанных с изобразительным и сценическим искусством. Артизация активно и небезуспешно эксплуатируется псевдорелигией, современной музыкой, политикой и т.п. Не обошла она стороной и массмедиа.

Артизация на ТВ – формирование яркой, броской «упаковки», позволяющей подавать информацию как можно легче, интереснее, занимательнее, так, чтобы она с легкостью воспринималась аудиторией, увлекала зрителя, создавала иллюзию радости, беззаботности, легкости бытия.

Тенденцию артизации сегодня отчетливо демонстрирует Первый канал. «Большая разница», «ПрожекторПерисХилтон», «Мульт личности», «Южное Бутово» - вот телевизионные действа, сменяющие друг друга в вечер выходного дня. Они рассчитан на определенного зрителя, поэтому формат этих шоу не идет ни в какое сравнение, например, с политикой канала ТНТ, известного по «Дому-2», «Comedi clab» и сериалу «Счастливы вместе». Первый канал создает у зрителя иллюзию приобщения если не к высокоинтеллектуальному юмору, то все же к развлечению уровневому, лишенному примитивного взгляда на жизнь. С увеличением сегмента развлекательности содержание телевизионного продукта на Первом обретает более качественный уровень: хорошая драматургия и режиссура во многом меняют наше представление о рейтинговых шоу, современных телевизионных играх и т.п. И сетка вещания Первого канала – свидетельство движения не только к количеству, но и к качеству развлекательных телепередач.

Совсем недавно на Первом канале в ряду телепрограмм гедонистической направленности одним из лидеров по своей продолжительности было шоу на льду с участием звезд. Его отличительная особенность – популяризация такого эффектного и зрелищного спортивного направления, как фигурное катание. С помощью артизации этот проект превратился в бесконечный многосерийный спектакль, создающий атмосферу грандиозного, красочного шоу. У зрителя возникала иллюзия, что человек, не занимающийся профессионально фигурным катанием, способен, практически не прилагая к этому никаких усилий, преуспеть в данном виде спорта и выступать практически на равных с маститыми спортсменами. Несмотря на то, что участниками шоу муссировалась тема изнурительных тренировок наряду с сетованием на нехватку времени, зритель неизбежно попадался на удочку и уже не мог не верить в сверхвозможности Марата Башарова и ему подобных.

Особого разговора в связи с тенденцией артизации заслуживает и программа «Южное Бутово». В ее основе - импровизация. На глазах у зрителей, словно на сцене, происходит акт театрализации – каждый из участников выступает в роли демиурга, творца, создающего новую реальность. Выполняя спецзадания ведущего-режиссера, герои успевают за короткий промежуток времени примерить на себя множество «масок». Сергей Светлаков, Дмитрий Брикоткин, Вера Брежнева, являясь постоянными участниками сценического действия, хорошо известны аудитории как люди, непосредственно связанные с шоу-бизнесом. Совсем не случайно в последнем выпуске «Бутова»[14] на сцену вместе с ними вышел Филипп Киркоров. По своему актерскому амплуа он однозначно проигрывал другим участникам импровизационного процесса. Однако сама фигура одиозного певца, к тому же бывшего мужа Аллы Пугачевой, оскандалившегося из-за истории с журналисткой, неизбежно привлекала внимание зрителей, что существенно повышало рейтинг популярности как шоу, так и его участников.

9 апреля 2010 года Первый канал (в «Закрытом показе» Гордона) продемонстрировал фильм Александра Невзорова «Манежное лошадиное чтение» с эксклюзивной информацией о якобы сверхинтеллектуальных возможностях лошадей. Фильм был срежиссирован с определенной долей небрежности в организации съемок, щедро приправлен кровавыми сценами из далекого прошлого, снабжен наукообразными комментариями автора о специфике нейроанатомии человека и животных и т.п. Кем предстал Невзоров перед аудиторией Первого канала? Режиссером, узнаваемом по «Чистилищу» - фильму, нашумевшего в 90-е годы прошлого века? Гениальным создателем нового информационного продукта? Историком? Дрессировщиком? Ученым? Учителем, великим Гуру, у которого есть последователи? Трудно дать однозначный ответ. В своих ролях Невзоров един и многолик. По словам В.Камышниковой, «чем больше артизовано общество, тем больше «лапши на ушах» у людей»[15]. «Манежное лошадиное чтение» - лучшее тому доказательство.

 


Глава 3.

Инвариантность как жанровая характеристика современных телевизионных шоу

Жанровая палитра современной телеиндустрии отличается существенным многообразием и причудливым сочетанием форм. Кардинально изменилось содержание не только привычных для нас интервью, репортажей, очерков, комментариев и т.п. Жанровым метаморфозам подвергся и столь популярный на телевидении жанр, как шоу.

Сегодня одной из существенных жанровых характеристик шоу, наряду с зрелищностью и развлекательной направленностью, становится такое его качество, как инвариантность. Проявляется она на разных уровнях – содержательном и структурном, вербальном и визуальном, через систему персонажей шоу и через выбор роли его ведущего.

Инвариантность как жанровая характеристика шоу успешно реализуется практикой современного телевидения. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к телевизионной программе, отражающей специфику современной повестки дня: так, самый что ни на есть беглый просмотр журнала «Телесемь-Самара» за 14-20 февраля 2011 года позволил выявить около пятидесяти телепередач, позиционирующих себя как шоу.

Массовая доля от общего количества шоу-программ приблизительно распределяется следующим образом:

Первый канал – 10 программ;

Россия 1 – 7 программ;

Россия К – 4 программы;

НТВ – 10 программ;

СКАТ-ТНТ – 8 программ;

СТС – 6 программ.

Следует заметить, что такой подсчет не претендует на научную точность, потому что телепрограмма за другой недельный период будет отражать несколько иное количественное соотношение. Неизменным останется одно: шоу остается одним из самых востребованных форматов на российском телевидении.

Инвариантность современных шоу реализуется на различных уровнях. Так, можно выделить ток-шоу, посвященные общественно-политической проблематике. Одни из них носят дискуссионный характер («НТВэшники» и «Нереальная политика» на НТВ, «Апокриф» на канале «Россия К», «Семейные ценности» на канале «Россия 1 – Самара», телеклуб «Самарские судьбы» на РИО). Другие «псевдодискуссионны», поскольку срежиссированы как агрессивный спектакль, где у каждого из участников своя строго отведенная роль (например, «Пусть говорят» с Андреем Малаховым» - программа, позиционирующаяся как ток-шоу на острые темы).

По своему пафосу, направленности, тематике шоу делятся на многочисленные и неоднородные по своему составу группы.

Среди них:

- «экстремальное шоу» («Большие гонки» на Первом канале);

- «романтическое шоу» («Давай поженимся» на Первом канале);

- «интеллектуальное шоу» («Самый умный» на СТС, «Своя игра» на НТВ);

- «кулинарное шоу» («Счастье есть!» на Первом канале, «Едим дома!» и «Кулинарный поединок» на НТВ, «Просто вкусно» на канале ДЛД));

- «шоу о моде и стиле» или «модное шоу» («Модный приговор» на Первом канале, «Снимите это немедленно!» на СТС);

- «судебное шоу» («Дела семейные» с Еленой Дмитриевой» на «Домашнем», «Приговор» на «Терра-РЕН ТВ», «Детектив-шоу» на канале «Самара-ГИС»).

Отдельную нишу на российском телевидении занимают развлекательные шоу. Их градация так же неоднородна. Можно выделить, например:

- «музыкальное шоу» («Музыкальный ринг» на НТВ);

- «импровизационное шоу» («Южное Бутово» и «Шоу ни бе ни ме нехило» на Первом канале, «Шоу «Уральских пельменей» на НТВ);

- «юмористическое шоу» («Два веселых гуся» на канале Россия 1, «Смех в большом городе» и «Украинский квартет» на СТС);

- «сатирическое шоу» («Бункер News» на канале «Терра-РЕН ТВ», в котором ведущие обсуждают новости со зрителями в студии);

- «шоу пародий» («Большая разница» на Первом канале).

Большую популярность в настоящий момент приобрели «шоу звезд» - «Лед и пламень» (Первый канал), «Танцы со звездами» (Россия 1). Несколько снизился интерес к реалити-шоу. Сегодня широко известны только «Дом-2», на «веки вечные» поселившийся на канале СКАТ-ТНТ, и новые серии «Жестоких игр» (аналог проекта «Последний герой»). Такое «равнодушие» к реалити-шоу, по сравнению с ток-шоу, объясняется прежде всего тем, что проекты подобного рода высокозатратны, а значит, экономически менее выгодны.

Многочисленные шоу на российском телевидении – шоу на любой «вкус и цвет» – давно стали восприниматься как нечто привычное. Более того, за явлением тотальной «шоутизации» стоит хорошо продуманная, рыночно выгодная политика современных телевизионных каналов. Абсолютными лидерами в этом процессе являются Первый канал, НТВ, СТС. Своего рода исключением – канал «Россия К». Телевизионная журналистика «нулевых» демонстрирует повышенный интерес к зрелищным формам организации медиапространства – к шоу, которые, наряду с другими развлекательными программами, формируют у современного человека драйв-мышление.

 


Глава 4.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 480 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2283 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.