«Боди-арт», «арт-салон», «поп-арт», «арт-телевидение»… Сегодня приставка «арт» необычайно популярна, она свободно сочетается со словами различной семантической наполненности, что позволяет объединять между собой на первый взгляд полярные явления – культурные, философские, общественные, массовые, обыденные. Не случайно говорят об артизации человеческого бытия.
Термин «артизация» восходит к французскому «art» («искусство») и на современном этапе трактуется чрезвычайно широко. Традиционно под артизацией понимают «наиболее зрелую форму массовой культуры, проявляющуюся в театрализации событий политической, общественной, культурной жизни и сопровождающуюся обличением тех или иных предметов, явлений жизни в зрелищные формы»[12]. При этом событие, которое нуждается в привлечении общественного внимания, в так называемой актуализации, специально режиссируется, монтируется. Его сопровождают различного рода игровые, зрелищные элементы, приемы «масскульта». Их функция – превратить реалии жизни, зачастую далекие от идеала, в формы зрелищные, привлекательные, запоминающиеся, а значит - увести человека от «правды» жизни в область благополучия, красоты, гармонии, беззаботности. За счет артизации создается ложная, иллюзорная картина мира, не имеющая ничего общего с реальностью.
Процесс артизации наиболее характерен для организации предвыборных кампаний. В них не без помощи СМИ мы неизбежно оказываемся втянутыми в своего рода политическую игру. Не секрет, что подобные мероприятия – все без исключения - рассчитаны на создание максимально выгодного имиджа того или иного политического лидера. Их цель - увеличение электората, а в конечном итоге - победа на выборах. Политик, произносящий с экрана телевизора красивую, убедительную речь, исполняет некую ритуальную роль, которая сродни роли актерской. Для реализации той или иной предвыборной «задумки», он может надеть какую угодно маску – например, добропорядочного семьянина или человека, окруженного многочисленными друзьями, коллегами, профессионала в своем деле и т.п. Или, наоборот, окружить себя ореолом агрессии, беспринципности, цинизма - например, такую «маску» предпочел политик Владимир Жириновский.
Другой пример современной артизации – демонстративное, эпатажное поведение представителей различных молодежных субкультур. Их манера поведения, стиль одежды, языковые нормы (точнее - их отсутствие) – это тоже форма определенной эстетической игры, реализующейся в обществе на заранее оговоренных условиях.
Таким образом, трансформируя реальность под определенным углом зрения, пропагандируя те или иные ценности, каждому из нас можно прийти к артизации повседневности. Обобщая, следует сказать, что в широком смысле артизация – это «отношение к действительности как к некоторому произведению искусства»[13]. При этом театрализация действительности как творческий процесс становится отличительной чертой не только явлений, напрямую связанных с изобразительным и сценическим искусством. Артизация активно и небезуспешно эксплуатируется псевдорелигией, современной музыкой, политикой и т.п. Не обошла она стороной и массмедиа.
Артизация на ТВ – формирование яркой, броской «упаковки», позволяющей подавать информацию как можно легче, интереснее, занимательнее, так, чтобы она с легкостью воспринималась аудиторией, увлекала зрителя, создавала иллюзию радости, беззаботности, легкости бытия.
Тенденцию артизации сегодня отчетливо демонстрирует Первый канал. «Большая разница», «ПрожекторПерисХилтон», «Мульт личности», «Южное Бутово» - вот телевизионные действа, сменяющие друг друга в вечер выходного дня. Они рассчитан на определенного зрителя, поэтому формат этих шоу не идет ни в какое сравнение, например, с политикой канала ТНТ, известного по «Дому-2», «Comedi clab» и сериалу «Счастливы вместе». Первый канал создает у зрителя иллюзию приобщения если не к высокоинтеллектуальному юмору, то все же к развлечению уровневому, лишенному примитивного взгляда на жизнь. С увеличением сегмента развлекательности содержание телевизионного продукта на Первом обретает более качественный уровень: хорошая драматургия и режиссура во многом меняют наше представление о рейтинговых шоу, современных телевизионных играх и т.п. И сетка вещания Первого канала – свидетельство движения не только к количеству, но и к качеству развлекательных телепередач.
Совсем недавно на Первом канале в ряду телепрограмм гедонистической направленности одним из лидеров по своей продолжительности было шоу на льду с участием звезд. Его отличительная особенность – популяризация такого эффектного и зрелищного спортивного направления, как фигурное катание. С помощью артизации этот проект превратился в бесконечный многосерийный спектакль, создающий атмосферу грандиозного, красочного шоу. У зрителя возникала иллюзия, что человек, не занимающийся профессионально фигурным катанием, способен, практически не прилагая к этому никаких усилий, преуспеть в данном виде спорта и выступать практически на равных с маститыми спортсменами. Несмотря на то, что участниками шоу муссировалась тема изнурительных тренировок наряду с сетованием на нехватку времени, зритель неизбежно попадался на удочку и уже не мог не верить в сверхвозможности Марата Башарова и ему подобных.
Особого разговора в связи с тенденцией артизации заслуживает и программа «Южное Бутово». В ее основе - импровизация. На глазах у зрителей, словно на сцене, происходит акт театрализации – каждый из участников выступает в роли демиурга, творца, создающего новую реальность. Выполняя спецзадания ведущего-режиссера, герои успевают за короткий промежуток времени примерить на себя множество «масок». Сергей Светлаков, Дмитрий Брикоткин, Вера Брежнева, являясь постоянными участниками сценического действия, хорошо известны аудитории как люди, непосредственно связанные с шоу-бизнесом. Совсем не случайно в последнем выпуске «Бутова»[14] на сцену вместе с ними вышел Филипп Киркоров. По своему актерскому амплуа он однозначно проигрывал другим участникам импровизационного процесса. Однако сама фигура одиозного певца, к тому же бывшего мужа Аллы Пугачевой, оскандалившегося из-за истории с журналисткой, неизбежно привлекала внимание зрителей, что существенно повышало рейтинг популярности как шоу, так и его участников.
9 апреля 2010 года Первый канал (в «Закрытом показе» Гордона) продемонстрировал фильм Александра Невзорова «Манежное лошадиное чтение» с эксклюзивной информацией о якобы сверхинтеллектуальных возможностях лошадей. Фильм был срежиссирован с определенной долей небрежности в организации съемок, щедро приправлен кровавыми сценами из далекого прошлого, снабжен наукообразными комментариями автора о специфике нейроанатомии человека и животных и т.п. Кем предстал Невзоров перед аудиторией Первого канала? Режиссером, узнаваемом по «Чистилищу» - фильму, нашумевшего в 90-е годы прошлого века? Гениальным создателем нового информационного продукта? Историком? Дрессировщиком? Ученым? Учителем, великим Гуру, у которого есть последователи? Трудно дать однозначный ответ. В своих ролях Невзоров един и многолик. По словам В.Камышниковой, «чем больше артизовано общество, тем больше «лапши на ушах» у людей»[15]. «Манежное лошадиное чтение» - лучшее тому доказательство.
Глава 3.
Инвариантность как жанровая характеристика современных телевизионных шоу
Жанровая палитра современной телеиндустрии отличается существенным многообразием и причудливым сочетанием форм. Кардинально изменилось содержание не только привычных для нас интервью, репортажей, очерков, комментариев и т.п. Жанровым метаморфозам подвергся и столь популярный на телевидении жанр, как шоу.
Сегодня одной из существенных жанровых характеристик шоу, наряду с зрелищностью и развлекательной направленностью, становится такое его качество, как инвариантность. Проявляется она на разных уровнях – содержательном и структурном, вербальном и визуальном, через систему персонажей шоу и через выбор роли его ведущего.
Инвариантность как жанровая характеристика шоу успешно реализуется практикой современного телевидения. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к телевизионной программе, отражающей специфику современной повестки дня: так, самый что ни на есть беглый просмотр журнала «Телесемь-Самара» за 14-20 февраля 2011 года позволил выявить около пятидесяти телепередач, позиционирующих себя как шоу.
Массовая доля от общего количества шоу-программ приблизительно распределяется следующим образом:
Первый канал – 10 программ;
Россия 1 – 7 программ;
Россия К – 4 программы;
НТВ – 10 программ;
СКАТ-ТНТ – 8 программ;
СТС – 6 программ.
Следует заметить, что такой подсчет не претендует на научную точность, потому что телепрограмма за другой недельный период будет отражать несколько иное количественное соотношение. Неизменным останется одно: шоу остается одним из самых востребованных форматов на российском телевидении.
Инвариантность современных шоу реализуется на различных уровнях. Так, можно выделить ток-шоу, посвященные общественно-политической проблематике. Одни из них носят дискуссионный характер («НТВэшники» и «Нереальная политика» на НТВ, «Апокриф» на канале «Россия К», «Семейные ценности» на канале «Россия 1 – Самара», телеклуб «Самарские судьбы» на РИО). Другие «псевдодискуссионны», поскольку срежиссированы как агрессивный спектакль, где у каждого из участников своя строго отведенная роль (например, «Пусть говорят» с Андреем Малаховым» - программа, позиционирующаяся как ток-шоу на острые темы).
По своему пафосу, направленности, тематике шоу делятся на многочисленные и неоднородные по своему составу группы.
Среди них:
- «экстремальное шоу» («Большие гонки» на Первом канале);
- «романтическое шоу» («Давай поженимся» на Первом канале);
- «интеллектуальное шоу» («Самый умный» на СТС, «Своя игра» на НТВ);
- «кулинарное шоу» («Счастье есть!» на Первом канале, «Едим дома!» и «Кулинарный поединок» на НТВ, «Просто вкусно» на канале ДЛД));
- «шоу о моде и стиле» или «модное шоу» («Модный приговор» на Первом канале, «Снимите это немедленно!» на СТС);
- «судебное шоу» («Дела семейные» с Еленой Дмитриевой» на «Домашнем», «Приговор» на «Терра-РЕН ТВ», «Детектив-шоу» на канале «Самара-ГИС»).
Отдельную нишу на российском телевидении занимают развлекательные шоу. Их градация так же неоднородна. Можно выделить, например:
- «музыкальное шоу» («Музыкальный ринг» на НТВ);
- «импровизационное шоу» («Южное Бутово» и «Шоу ни бе ни ме нехило» на Первом канале, «Шоу «Уральских пельменей» на НТВ);
- «юмористическое шоу» («Два веселых гуся» на канале Россия 1, «Смех в большом городе» и «Украинский квартет» на СТС);
- «сатирическое шоу» («Бункер News» на канале «Терра-РЕН ТВ», в котором ведущие обсуждают новости со зрителями в студии);
- «шоу пародий» («Большая разница» на Первом канале).
Большую популярность в настоящий момент приобрели «шоу звезд» - «Лед и пламень» (Первый канал), «Танцы со звездами» (Россия 1). Несколько снизился интерес к реалити-шоу. Сегодня широко известны только «Дом-2», на «веки вечные» поселившийся на канале СКАТ-ТНТ, и новые серии «Жестоких игр» (аналог проекта «Последний герой»). Такое «равнодушие» к реалити-шоу, по сравнению с ток-шоу, объясняется прежде всего тем, что проекты подобного рода высокозатратны, а значит, экономически менее выгодны.
Многочисленные шоу на российском телевидении – шоу на любой «вкус и цвет» – давно стали восприниматься как нечто привычное. Более того, за явлением тотальной «шоутизации» стоит хорошо продуманная, рыночно выгодная политика современных телевизионных каналов. Абсолютными лидерами в этом процессе являются Первый канал, НТВ, СТС. Своего рода исключением – канал «Россия К». Телевизионная журналистика «нулевых» демонстрирует повышенный интерес к зрелищным формам организации медиапространства – к шоу, которые, наряду с другими развлекательными программами, формируют у современного человека драйв-мышление.
Глава 4.