Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные исследовательские программы в обществознании




В философской и естественнонаучной литературе того вре­мени можно встретить две крайние точки зрения о соотноше­нии природы и общества: натуралистическую и идеалистичес­кую.

Натуралисты преувеличивали роль естественного отбора в процессе происхождения человека и становления общества. Идеалисты же, наоборот, абсолютизировали противополож­ность природы и общества и не видели их взаимодействия и взаимовлияния.Проблема получила свое научное разрешение только с пози­ций диалектико-материалистического подхода как к обществу, так и к окружающей его среде. Сторонники и основатели такого подхода исходили из того, что хотя общество и является специ­фическим материальным образованием, однако представляет часть природы, высший уровень ее развития. История человечес­кого общества — это продолжение развития природы. Формы и пути прогресса тех или иных стран во многом определялись, а иногда и ограничивались природными условиями, географичес­кой и геологической средой.В связи с вышеизложенным можно так определить природу и общество: природа — это материя, не осознающая своего бы­тия; общество — это материальное образование, развивающее­ся до осознания своего бытия, своего становления и прогресса. Оно есть обособившаяся от природы часть материального мира, результат взаимодействия людей.Неразрывная и естественная связь общества и природы обусловливает единство и различие законов их развития.

Единство законов природы и законов общества заключает­ся в следующем:они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью, т.е. и законы природы, и законы общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может от­менить ни законы развития общества, ни законы природы;изменение материальных условий влияет на проявление и действие как общественных, так и природных законов.Существует и известное различие между законами общес­тва и законами природы. Так, природа бесконечна в простран­стве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (нап­ример, закон всемирного тяготения), и очень долговременные (законы развития растительного мира). Законы же общества не вечны. Они возникают с образованием общества и прекращают свое действие с уходом с исторической арены конкретного об­щественного образования, формации.Законы природы проявляются в действии стихийных бес­сознательных сил: природа "не знает", что она творит. Истори­ческие же законы осуществляются через сознательную дея­тельность масс людей. Они не могут функционировать "сами по себе", без участия человека. Законы развития общества и законы природы различаются и по своей сложности. Это законы разных уровней движения мате­рии. Законы низших форм движения материи хотя и могут ока­зывать воздействие на законы общественного развития, но не они определяют сущность общественных явлений и процессов.Человек в своем развитии подчиняется и законам механи­ки, и законам физики, и законам химии, и биологии. Но сущ­ность его определяется общественными отношениями и только ими, а не особенностями биологического вида. Изменение его общественной природы может отставать, а может и опережать ход истории в целом.Рассмотренная научная гипотеза соотношения природы и общества, их единства не единственная, она лишь более обосно­ванная. Есть и другие подходы: космическое расселение разу­ма — существование множества миров, подобных и не похожих на наш; многообразие форм живой материи, каким-то образом "распределившихся" в бесконечном космосе, и т.д. Все это ги­потезы и предположения, которые со временем могут стать объ­ектом пристального внимания новых научных направлений, школ, а затем превратиться в доказанные теории, более точно и объемно объясняющие окружающий нас мир и нас самих

 

50.Чел.общ-во-опред.система. В основе развития: способ пр-ва материальных благ.Соу.структура общ-ва исторически изменяется.Элементы ее находятся в движении и развитии.Основа этого движения –способ пр-ва.Возьмем первобытный способ пр-ва.Такому способу лучше всего отвечала родовая организация людей.Род-обособленную общественно-производст-венную группу людей,связанных кровно-родственными связями,основанную на общ.собст-вености и коллективном труде.С развитием общ.пр-ва происходит объединение неск-ких родов в племя,а затем в союзы племен.Возникает особая ячейка соц.структуры общ-ва-семья.Рабовладельческий способ пр-ва вызвал коренные изменнеия.Изменилась форма семьи,произошло слияние,смещение и исчезновение родов и племен,возникла новая языковая,эк.и культ.общность людей-народность. Положил начало антагонистической соц.структуре общ-ва благодаря возникновению частной собственности на ср-ва пр-ва.На основе капиталистических производ.отн-й народности превращаются в нации.(лат.племя,народ)-историч. общность людей,складывающаяся в ходе образования единой терр.,эк.связей,особенностей культуры и хар-ра.Т.о.развитие соц.структуры общ-ва-естественноистор.процесс,в основе к-ого лежит смена способов пр-ва материальных благюЭто обуславливает специфику соц.структуры общ-ва в каждой формации.

 

0.Пр-во-сфера общ.дея-сти, где создаются материальный продукт,дух.богатство чел-ва, формируется чел как производит.сила.Маркс и Энгельс для обозначения всей сов-сти дей-й людей по пр-ву материальных ценностей вве­ли в науч.оборот понятие"способ пр-ва материаль­ных благ".Сегодня это одна из осн.категорий соц.ф-и.Способ пр-ва-особым образом организован­ная дея-сть общ-ва по пр-ву материальных цен­ностей и воспр-ву всей общ.жизни в истор-ки конкретный период,хар-ющийся также конкретным отн-ем людей к природе и их отн-ями м­/д собой(напр.,рабовладельческий, феод-ый,капита­листический способы пр-ва).Общ-во не может сущ-ть и развиваться без пр-ва необходимых для жизни людей материальных благ.Мар­кс и Энгельс совершили переворот в общ.науке.Смысл его:в установлении зависимости общ.сфер дея-сти от материального пр-ва:"Способ пр-ва материальной жизни,-писал Маркс,-обусловливает соц.,полит.и дух.процессы жизни вообще".З-н определяющей роли способа пр-ва в общ.развитии является осн.социологическим з-ом.Материалистический подход и диалектический метод исследования позволили:1)свести все общ.отношения к производственным как определя­ющим;2)обнаружить зависимость производ.отн-ий от уровня производ.сил;3)установить факт опреде­ляющей роли материальных потребностей людей в возникнове­нии и развитии производ.сил общ-ва(чел,чтобы заниматься политикой и идеологией,должен есть,пить и т.д.).Осн.социолог.з-он имеет боль.методолог.знач-е для науч.объяснения истории развития об­щ-ва и разл.сфер его жизни.Он указывает на то,что причины тех или иных преобразований в общ-ве нужно искать в способе пр-ва матер.благ.Материалистическая соц.ф-я в объяснении развития истории исходит из признания того факта,что труд есть 1ое и осн.усл-е чел.жизни.Именно труд-гл.причина генезиса чела.Ф-фы считают глав­ной детерминантой истор.развития дух.дея-сть,направленную на пр-во фил.,ре­лиг.,полит., науч.и др.идей.Однако,пр-во материальных благ-подлинная ос­нова развития общ-ва, всех др.видов дея-сти людей.Благодаря его открытию,во-первых,история предстает как ре­зультат чел.труда,во-вторых,материальная дея-сть людей содей-ет не только возникновению чел.общ-ва,но и дальнейшему его развитию.И сегодня жизнь убедительно подтверждает правильность ос­новного социолог.з-на.Именно труд остается источни­ком жизни,развития чела и общ-ва.Пр-во же мате­риальных благ, дух.дея-сть,воспитание и образование чела являются осн.сферами общ.жизни.

 

51.Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.

Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.

 

Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

 

Общности бывают:

статические (номинальные категории) - например, по прописке;

реальные - те же горожане, в реальной обстановке;

массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;

групповые - малые и большие социальные группы.

 

Социальная стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.

 

0.(греч. philosophia от phileo и sophia - мудрость) - философский, теоретико-методологический способ исследования политики. Философский подход к анализу проблем политики находится в начальной стадии, поэтому обозначить его содержание. Приоритеты представляется чрезвычайно трудным занятием. Сама предметность поля политического, мира политического в философском ракурсе вызывает познавательные сложности, не говоря уже о конкретных характеристиках политического бытия и сознания, обобщенно отраженных в специфике философского знания. Поэтому сегодня можно только в самом общем виде определить содержание философии политики как специализированного раздела обществоведения. Философия политики есть рефлективная реконструкция предпосылок, условий теоретико-методологического свойства, которые в обобщенном виде фиксируют категориальный инструментарий познания политики. В него входят прежде всего области онтологии политики и политической власти, субстанционального основания политико-властных отношений, их существенно общие признаки, политическая гносеология, политическая праксиология, культура субъектов политики и власти и другие. Некоторые авторы к области философии политики относят также политическую хроногеметрию, хронополитику, геополитику и многообразные аспекты взаимодействия политической власти с неполитико-властными структурами, видами и формами человеческих отношений, деятельности субъектов. Особое место в философии политики занимают вопросы, принципы рефлексии мира политического, духовные компоненты политических субъектов - их политическое сознание, национальное сознание и самосознание, национально-государственная идеология, политический менталитет и другие.

 

 

56.Философия культуры, культурфилософия (нем. Kulturphilosophie), раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. нем. романтиком А. Мюллером. Философия культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в данной системе общественных отношений.

 

Проблематика Философия культуры впервые осознаётся софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурой): так, согласно Гиппию, человеческие установления (обычаи, законы)... насилуют нас часто вопреки природе (цитата по книге: Гомперц Т., Греческие мыслители, т. 1, СПБ, 1913, с. 346). Киники (Антисфен, Диоген Синопский) развили это противопоставление до вывода о необходимости возврата к природе, к простоте первобытночеловеческого существования, выступив т. о. одними из первых критиков культуры. Киническая критика искусственности и испорченности общественного состояния, воспринятая в ослабленном виде стоицизмом, составила неотъемлемый элемент той духовной атмосферы, в которой развивалась общественная мысль раннего христианства и его «теология культуры». В новое время проблематика философии и критики культуры получает особое развитие у Дж. Вико, Ж. Ж. Руссо, Ф. Шиллера (учение о «наивной» и «сентиментальной» поэзии как двух фазах в развитии культуры), И. Г. Гердера и йенских романтиков (идея индивидуального своеобразия национальных культур и отдельных исторических ступеней культурного развития). От Ф. Ницше и отчасти от рус. славянофилов можно датировать существование Философия культуры в узком смысле – как философское осмысления разных стадий эволюции человеческой культуры. Центр тяжести сосредоточивается теперь на противопоставлении культуры как органической целостности – цивилизации как проявлению механического и утилитарного отношения к жизни (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Л. Клагес, Г. Кайзерлинг, Х. Ортега-и-Гасет и др. представители философии жизни, в России – К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский, Н. А. Бердяев и др.). У Данилевского и Шпенглера эта идея сочетается с постулатом об абсолютной замкнутости и взаимной непроницаемости различных (национальных или исторических) культур, что сопровождалось отрицанием общечеловеческого значения культуры. Стремление избавиться от релятивизма и скептицизма в осмыслении культуры привело А. Тойнби к возрождению религиозно-философских идей Августина. С. Л. Франк попытался представить культуру и цивилизацию в качестве различных, одновременно присутствующих необходимых уровней в развитии культуры.

 

Марксизм рассматривает все проблемы, связанные с осмыслением культуры (взаимоотношение общества и природы, преемственность в развитии форм общественного сознания, соотношение между развитием духовного и материального производства и др.), в составе исторического материализма, понимая культуру как исторически определённый уровень развития общества и человека, как явление общечеловеческое и классовое, обусловленное общественно-экономическими формациями, со сменой которых происходит изменение типов культуры; при этом новая культура усваивает и перерабатывает достижения предшествующей. См. Культура и лит. при этой статье.

 

 

52.Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) – вид мировоззрения (миропонимания), основанный на вере в существование сверхъестественного (бога, богов), определяющего происходящее и предписывающего людям нормы правильного поведения. В религию так же включают соответствующее поведение верующих – специфический культ (богослужение).

В религии все исходит от Бога, но у человека есть некая свобода выбора, делающая его ответственным за свое поведение и дающая ему возможности либо соблюсти Божьи предписания, либо понести наказание за строптивость.

Религиозный канон подается в облачении тех или иных мифов (сказаний, притч, священных писаний).

 

58.Первые рассуждения о технике еще в античности. Техника там – рукотворная реальность. В новое время осознали специфичность техники, как новой природы, мастерской – на фоне старой природы – кладовой.

 

Философия техники сложилась во второй половине XIX в., потому что множились технические науки, и бурно шел научно технический прогресс.

 

С 1960 годов техника – объект системного философского исследования (в связи с научно-технической революцией).

 

Проблемное поле: в чем сущность техники, каков ее статус в человеческой деятельности и культуре, что такое технический прогресс, в чем технические угрозы природе, как управляется техническое развитие, какова специфика технических наук и их логики.

 

Техника – исторически развившаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков) для преобразования природы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Базовые характеристики: искусственность и инструментальность.

 

Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой: поэтому ее объясняют либо как развитие природных форм, либо как развитие человеческих органов.

 

В технике выделяют объективное (орудия, машины, системы, коммуникации) и субъективное (знания, навыки, технологии). Технику в целом делят на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую, культурно-бытовую, управленческую.

 

Технический прогресс таков: ручные орудия – машины – автоматы. И таков: неолитическая революция – промышленная революция (XVIII в.) – научно-техническая революция (с середины XX в.). Причем понятие «технический прогресс» более емкое, чем «научно-технический прогресс», и охватывает чуть ли не всю историю человечества.

 

В современной философии 2 концепции: техницизм или технократизм (где наука и техника ‑ двигатели социального прогресса, способные решить все проблемы) и антитехницизм (где техника ‑ угроза социальному и культурному прогрессу, превращающая человека в безмозглый винтик Мегамашины).

 

 

54.Движущие силы развития общества - существенные, необходимые, длительно действующие факторы, обеспечивающие функционирование, развитие, прогресс об-ва. Сторонники идеалистического понимания истории сводят Д. с. р. о. к идеальным побуждениям, мотивам исторической деятельности людей, ищут их в неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных, надысторических силах, в механической комбинации различных факторов.: Классики марксизма-ленинизма открыли материальные движущие силы, доказали их первичность и определяющий характер по отношению к политическим и духовным, а также активность, относительную самостоятельность последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории. В общем виде к Д. с.: р. о. относятся общественные противоречия, дающие конечный импульс к самодвижению и саморазвитию; прогрессивная деятельность социальных субъектов, разрешающая эти противоречия; побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.). В структурно-функциональном аспекте Д. с. р. о. делятся на природные (демографические и географические) и общественные факторы; общественные - на материально-экономические, социально-политические и духовные, объективные и субъективные. Осн. общеисторическая движущая сила - способ производства материальных благ. Осн. специфической для всех антагонистических формаций движущей силой является классовая борьба. В истории происходит наращивание эффективности движущих сил. Высший их тип складывается в коммунистической формации. В об-ве развитого социализма их ядром являются неантагонистические противоречия; движущей силой здесь выступает социалъно-политическое и идейное единство об-ва во главе с рабочим классом и при руководящей роли Коммунистической партии; развиваются все более эффективные материальные и моральные стимулы к труду, широко развертывается социалистическое соревнование; возрастает роль народных масс во всех сферах общественной жизни; действуют такие духовные движущие силы, как социалистический патриотизм и интернационализм, критика и самокритика и др. Результатом является ускорение темпов общественного прогресса, все более полное использование его достижений в интересах трудящихся.

 

55.Одна из важнейших проблем философии истории ‑ направленность и периодизация исторического процесса. Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и не линейные (циклические).

 

Нелинейные интерпретации появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала.

 

В неклассической философии возобладали цивилизационно-циклические модели: например, культурно-исторических типов Данилевского, морфологии культуры Шпенглера и локальных цивилизаций Тойнби. Общее в этих моделях: отказ от единообразного развития, приоритет духовно-мировоззренческих факторов, жизненные циклы.

 

Линейные интерпретации исторического процесса восходят к христианству: «стрела времени» и единство судеб человечества. Два основных вида: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм.

 

Для неклассического прогрессизма характерно: придание большого значения материально-производственным факторам, гарантиям прогресса (прогресс абсолютизируется) и универсальности социальных законов.

 

В зависимости от единицы периодизации выделяют:

 

- формационный подход (марксизм, где формации классово-экономического характера и сменяют друг друга так: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй);

 

- цивилизационно-стадийный подход (постиндустриальный и информационный), где признаки цивилизации – города, государство и письменность; выделяется доцивилизация и три типа цивилизаций (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная (информационное общество).

 

57.цивилизация -локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов (европейская традиционная средневековая цивилизация, индустриальная цивилизация, постиндустриальная цивилизация).

 

 

60. Глобализация – процесс увеличения экономической взаимозависимости стран за счет более тесной интеграции национальных рынков, миграции, бурного роста информационного обмена. Термин введен в 90 годы XX в., но нет четкой дефиниции (она обсуждается).

Глобализация включает и внеэкономические сферы: культуру, туризм, Интернет.

Предпосылки глобализации: экономические, политические (крах замкнутых режимов), социальные (миграция) и культурные (интернационализация ценностей).

При изучении глобализации возникла междисциплинарная область исследования – глобалистика.

 

Выделяют 3 этапа глобализации:

- 1870-1914 гг. – увеличение доли экспорта и зарубежных инвестиций, а также миграции населения;

- 1950-1980 гг. – еще один быстрый рост торговых и инвестиционных потоков, но только между развитыми странами, которые все сильней отрывались от развивающихся;

- с 1980 г. – снижение стоимости перевозок, отмена госограничений, расширение круга участников глобальных процессов.

Фундаментальная проблема глобализации: сохранение разнообразия, национальной и культурной самоиндентичности. Все больше ученых за это.

 

59. Но в XX веке стало очевидно, что кроме позитива (повышение производительности труда, уровня жизни и образования) техногенная цивилизация несет негатив (экологический, антропологический и культурный кризисы, средства массового уничтожения, подавление биосферы техносферой).

 

Техногенная культура отчуждает человека от природы, людей друг от друга, и всех нас от культуры. Поэтому надо сменять техногенные приоритеты.

 

Глобальные проблемы современности затрагивают все человечество, то есть планетарны, грозят человечеству деградацией и гибелью, требуют солидарности всех людей, а также быстрого и эффективного реагирования. Такие проблемы есть:

 

- во взаимодействии общества и природы (экология);

 

- внутри общества (социально-политические – война-мир и социально-экономические ‑ нищета);

 

- между человеком и обществом (демографические, медицинские, сохранения культурной и национальной самобытности).

 

Для исследования этих проблем в 60 годы XX в. стали появляться международные, государственные и неправительственные организации, особо Римский клуб (1968 г.) с его манифестом коллективной глобальной ответственности, где истинные пределы роста определяются в первую очередь экологическими, биологическими и культурными критериями. Ласло сформулировал концепцию глобальной солидарности.

По отношению к глобальным проблемам различаются позиции технократизма (приоритет научно-техническому прогрессу) и технопессимизма (зеленые, антиглобалисты и т.п. обвиняют прогресс в главных бедах современного человечества).

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 382 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.