Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тоталитаризм как исторический и политический феномен




Тоталитаризм это политический режим, при котором госу-'ство стремится к целостному, всеохватывающему контролю заИзнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.“тоталитаризм” был введен в политический лексикон 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характ ристики созданного им режима. В 1929 г. газета “Тайме” употп” била этот термин применительно к режиму, сложившемуся в о ветском Союзе. После Второй мировой войны в западной полити ческой науке стало общепринятым обозначать понятием “тотали-таризм” режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах “победившего социализма”.

В 1956 г. два американских политолога - -К. Фридрих и З.Бжези-нский сформулировали основные признаки тоталитарного режима.

1. Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения новогообщества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество назавершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Таким образом, господствующая идеологияносит хилиастический характер. Во всех тоталитарных режимах всестороны жизни общества - мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. - подчинены идеологии.

2. Монополия на власть единой массовой партии, строящейся поолигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически “поглощает” государство, выполняя егофункции.

3. Система террористического полицейского контроля, которыйосуществляется не только за “врагами народа”, но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы.

4. Партийный контроль над средствами массовой информади'Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средств,ми массовой коммуникации - прессой, радио, кино, литератур0и др.

5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами.

6. Централизованный контроль экономики и система бюрокРатического управления экономической деятельностью.

Среди перечисленных признаков наибольшее значение име1 первые два - официальная идеология и монополия единой м^ вой партии на власть. Действительно, ни один диктаторский pe>i

Ооме тоталитарного, не насаждал и не утверждал в обществе еди-Ой официальной идеологии, не стремился поставить под свой контроль всю духовную деятельность общества. Именно партия, обла-лавшая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, ибо исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Под контроль и регламентацию государства попадают экономические, социальные, духовные виды деятельности, а также частная жизнь граждан. Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.

Тоталитаризм - это феномен XX в. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации. Истоки тоталитаризма. Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм - это “реакция” общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной и национальной идентичности порождает стремление к сильной централизованной власти, устанавливаю-Щей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых >стрых и неотложных социальных проблем.

Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных со-шальных структур и деморализации общества. Именно превраще-е общества вдеструктурированную массу, состоящую из “атоми-ированных” индивидов, лишенных собственности, независимостисобственного “Я”, является социальной предпосылкой становле-1 тоталитарного государства (X. Арендт). Другой причиной, обу-°вливающей возникновение тоталитарного режима, являетсяТушение рыночной экономики и провозглашение такой органи-Дии общественной жизни, которая основывается на едином плане

Формированию тоталитаризма в немалой степени способствует выход на политическую авансцену массовых движений, которые разрушая прежние политические институты, создают “поле” д^ становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма за-ключается в том, что его “творцом” (в отличие от предыдущих дик. татур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции “общей воли”, которая должна воплотиться в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека, хилиастические утопии о построении нового общества.

Принято выделять две разновидности тоталитаризма “левый” и “правый”.

“Левый” тоталитаризм возник в коммунистических странах -в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. “Правый” тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии.

“Левый” тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей 1) возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; 2) необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; 3) ведущую роль пролетариата; 4) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; 5) возможность построения коммунизма в каждой стране. Социальной основой “левого” тоталитаризма выступали низшие классы, и прежде всего пролета риат. С точки зрения господствующей идеологии, все другие классь являются менее прогрессивными, а некоторые - даже реакциой ными. Поэтому политика направлялась на искоренение иных клас сов. На практике это означало ликвидацию класса собственников крестьянства. Построение “светлого будущего” предполагало * пользование мощного аппарата принуждения вплоть до террор3-Дискуссионным остается в политической науке вопрос о време ных рамках существования тоталитаризма в СССР. Одни поли? логи считают, что тоталитарным можно называть весь период ветской истории. Другие тоталитарным называет режим, жлвшийся в период правления Сталина (1929-1953). оежим же,.^сжившийся после его смерти, определяют как пбЬттоталитарный. В рамках первого подхода довольно трудно объяснить процессы, К0торые начались в советском обществе в конце 80-х гг.', ибо его представители акцентируют внимание на неизменных чертах и признаках тоталитаризма, игнорируя подспудные перемены в экономической и социальной жизни 60-80-х гг., ставшие основой половинчатых реформ 80-х и радикальных реформ 90-х гг. В контексте второго подхода анализируется противоречие между растущими ожиданиями и требованиями изменившегося общества и низкой адаптацией правящей элиты. Углубляющееся противоречие подрывало основы политической стабильности и в конечном итоге привело к полной ликвидации советского режима.

“Правый” тоталитаризм, в лице германского фашизма, основывался на идеологии национал-социализма. Эта идеология представляла собой смесь этатистских и националистических лозунгов. Последние опирались на расистские идеи X. Чемберлена о германцах как ядре “высшей” арийской расы и утвервдения Ж. Гобино о ее упадке, связанном с кровосмешением. Именно из этих постулатов родилась идея нацизма о превосходстве немецкой нации и стремление к мировому господству.

Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: 1) воссоздание германского рейха; 2) борьба за чистоту немецкой расы; 3) истребление всех инородных элементов (и прежде всего, евреев); 4) антикоммунизм; 5) ограничение капитализма.

Социальной основой “правого” тоталитаризма являлись экстре-мистски настроенные средние слои общества. Поддержку герман-Ский фашизм получал и у крупного капитала, видевшего в нем “на-именьшее зло” по сравнению с революционным движением масс и к°ммунистической идеологией.

В отличие от марксизма-ленинизма национал-социализм отставал идею классового мира и “народного сообщества” на основе е^ных национальных традиций. Идеология национал-социализма Ктивно проповедовала образ “врага” в лице коммунизма, евреев, атолической церкви. Для борьбы с ними и выживания нации до-'скалось использование террора и репрессий. Любая слабость Принималась как угроза немецкой нации





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 379 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2365 - | 2088 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.