Важнейшим и крупнейшим течением в литературе и искусстве 90-х годов XIXначала ХХ в. был символизм, признанным идейным вождем которого был поэт и философ В. С. Соловьев. Научному познанию мира
символисты противопоставляли конструирование мира в процессе творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.
Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч. akme - цветущая сила). Признанным главой направления был Н. С. Гумилев. Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Членами кружка акмеистов были А.А.Ахматова, О. Мандельштам. По мысли Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии. Акмеисты использовали в творчестве разные культурные традиции.
Футуризм также был своеобразным ответвлением символизма, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А.Крученых образовали группировку кубофутуристов. Футуристы были поэтами улицы - их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-пролетариат. Большая часть футуристов, помимо поэзии занимаясь еще и живописью (братья Бурлюки, А Крученых, В. В. Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К.С.Малевич и В. В. Кандинский писали стихи.
Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно символистам мечтали о создании искусства, способного преобразовать мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним и потому пользовались любым поводом для публичного скандала.
Живопись.
В конце XIX - начале ХХ в. продолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы второй половины минувшего века, как В. И. Суриков, братья Васнецовы, И. Е. Репин.
В конце столетия в русскую живопись пришли К. А Коровин и М. А Врубель. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине. Ярчайшим представителем символизма в живописи был М.А.Врубель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся кусочков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражают фантастикой.
Значительную роль в русском искусстве начала ХХ в. играло движение «Мир искусства», возникшее как своеобразная реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискусников» было изображение не грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи. Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А. Н. Бенуа, обладавший разносторонними дapованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, историком искусства.
Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них были и символисты, и футуристы, и кубисты, но каждый художник имел свое творческое лицо.
Такими художниками были П. Н. Филонов и В. В. Кандинский.
Филонов в своей живописной технике тяготел к футуризму. Кандинский - к новейшему искусству, нередко изображая лишь очертания предметов. Его можно назвать отцом русской абстрактной живописи.
Не такими были картины К. С. Петрова- Водкина, сохранившего в своих полотнах национальные традиции живописи, но придавшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красного коню>, напоминающее изображение Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге», где отчетливо прослеживается связь с русской реалистической живописью XIX столетия.
Музыка.
Крупнейшими русскими композиторами начала ХХ столетия были А.И. Скрябин и С. В. Рахманинов, творчество которых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период напряженного ожидания революции 1905-1907 п. При этом Скрябин от романтических традиций эволюционировал к символизму, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчетливо видна связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или образами прошлого.