Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 23. Внешняя политика Беларуси 2 страница




2.8. Частная собственность — источник постоянной вражды в государстве и обществе, войн, обмана и мошенничества. Ос­новная причина господства частной собственности — неве­жество, заблуждения и эгоизм собственников. Если невежес­тво будет заменено подлинным знанием, если организовать воспитание человечества в духе нового, разумного сознания, то утвердится справедливый, гуманный строй (Р. Оуэн).

В чем суть заблуждений английского социалиста-утописта?

2.9. Бедность как социальное явление неискоренима. Основное средство «смягчения» последствий и тягот бедности — раз­витие и укрепление частной собственности, бережливость и филантропия. Бедные выигрывают от роста благосостояния и увеличения численности богатых граждан (Морелли). Согласны ли вы с этим мнением?

2.10. «Сохранение собственности есть моральный бог госу­дарств: она поддерживает здесь домашний мир и заставляет царствовать справедливость <...> Люди объединились для того, чтобы обеспечить себе свою собственность <...> Раз­личные законы были всегда лишь различными способами обеспечить гражданам это право» (К. А. Гельвеций). Можно ли признать обоснованной такую трактовку взаимо­действия частной собственности и государственной власти?

2.11. Процесс социально-экономического развития вызывал расчленение общества на классы. Противоречие интересов этих классов неизбежно приводило их к борьбе за политичес­кое господство. «Всегда и везде политическая власть была рычагом, с помощью которого добившийся господства класс совершал общественный переворот, необходимый для его благосостояния и дальнейшего развития» (Г. В. Пле­ханов).

Устарел ли «классовый подход» к определению причин возник­новения и социальной сущности политической власти?

2.12. Ж. Ж. Руссо отстаивал незыблемость частной собствен­ности и такой политический порядок, при котором «ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один — настолько бе­ден, чтобы быть вынужденным продавать себя». Возможен ли такой порядок в обществе с рыночной экономи­кой и свободной конкуренцией?

2.13. Размышляя над причинами бедствий трудящихся и сред­ствами их устранения, французский социалист XVIII в. Ж. Мелье считал «первым злом» — социальное неравенство, а «вторым злом» — «богатых бездельников», живущих за счет чужого труда. Главный его вывод: все люди равны от природы, имеют право на свободу и на равную долю в земных благах. Положение, при котором одним достаются все блага и удовольствия, а другим — все тяготы, заботы, тревоги, го­рести и неприятности жизни, должно быть устранено посред­ством реорганизации жизни общества на справедливых на­чалах.

Что привлекает вас в этихразмышлениях и с чем вы не согласны?

2.14. «Если бедные и неимущие добиваются доступа к общес­твенным благам, рассчитывая урвать оттуда кусок, тогда не быть добру: власть становится чем-то таким, что можно ос­паривать, и подобного рода домашняя, внутренняя война губит и участвующих в ней, и остальных граждан» (Платон). Приведите исторические факты, подтверждающие или опро­вергающие это суждение.

2.15. «В странах, где на выборах действует принцип большин­ства (на выборах общенационального уровня почти всегда применяемый в одномандатных округах), скорее всего ут­верждаются двухпартийные системы, появляются однопар­тийные правительства и существует доминирующее поло­жение исполнительной власти по отношению к соответ­ствующим законодательным органам. Таковы основные особенности вестминстерской, или мажоритарной, модели демократии, при которой власть сосредоточивается в руках партии большинства. Напротив, пропорциональное пред­ставительство скорее ассоциируется с многопартийными системами, коалиционными правительствами (часто вплоть до широких и всеобъемлющих коалиций) и с более уравнен­ным соотношением исполнительной и законодательной властей. Этими особенностями характеризуется консенсусная модель демократии, которая — в противоположность однозначному и безраздельному правлению большинства — воплощает стремление к ограничению, разделению, разгра­ничению и распределению власти различными способами» (А. Лейпхарт).

Какие факторы определяют тип избирательной системы в той или иной стране? Каков тип избирательной системы в Рес­публике Беларусь?

2.16. «Если бы потребовалось истинное определение парламен­та, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщес­лавия и личных интересов представителей...

На фронтоне этого здания красуется надпись: «Все для об­щественного блага». Но это не что иное, как самая лживая формула; парламентаризм есть торжество эгоизма, высшее его выражение. Все здесь рассчитано на служение своему я. По смыслу парламентской фикции, представитель отказы­вается в своем звании от личности и должен служить выра­жением воли и мысли своих избирателей; а в действитель­ности избиратели — в самом акте избрания отказываются от всех своих прав в пользу избранного представителя» (К. П. Победоносцев).

Что в этом суждении заслуживает внимания, а что безосно­вательно?

2.17. «Поддержание должного равновесия между правительс­твенной властью и правительственной ответственностью (responsiveness) — одна из наиболее важных и сложных задач демократии. Если нет какой-то формы контроля прави­тельственных элит со стороны не элит, то политическую систему вряд ли можно назвать демократической...» (Г. Ал­монд).

Какими последствиями может обернуться для политической системы отсутствие общественного контроля государственной власти?

2.18. «Конечно, насилие отнюдь не является нормальным или единственным средством государства — об этом нет и ре­чи, — но оно, пожалуй, специфическое для него средство. Именно в наше время отношение государства к насилию особенно интимно. В прошлом различным союзам — начи­ная с рода — физическое насилие было известно как совер­шенно нормальное средство. В противоположность этому сегодня мы должны будем сказать: государство есть то чело­веческое сообщество, которое внутри определенной облас­ти <...> претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия» (М. Вебер).

Почему государственная власть не может полностью отка­заться от легитимного насилия как средства принуждения граждан к желаемому поведению и реализации принципа справедливости?

2.19. Абсолютная, неограниченная власть государства — гарант мира и реализации естественных законов, суть которых в предотвращении «войны всех против всех», взаимном дове­рии, согласии и уважении. Государство учреждается людьми путем взаимной договоренности между собой. Оно есть су­верен, обладающий верховной властью, использующий си­лу и средства всех индивидов для их мира и благополучия. Сильное государство — средство избавления от эгоизма, аг­рессивности, жадности, страха, зависти и других человечес­ких пороков. Возможны три формы государственного прав­ления: монархия, демократия и аристократия. Самая жиз­неспособная форма — монархия (Т. Гоббс).

Что в суждениях мыслителя вызывает сомнения?

2.20. До возникновения государства люди пребывали в естес­твенном состоянии равенства, свободы действий и распоря­жения своим имуществом. Но нередко эти принципы нару­шались. Для обеспечения гражданских прав люди учредили государство как институт политической власти (Дж. Локк).

Поразмышляйте о реалистичности представлений мыслителя

0 происхождении и предназначении государства.

2.21. «Главное условие обеспечения политической свободы — > справедливые законы и демократическая организация госу- г дарственности: разделение государственной власти на законо-

1 дательную, исполнительную и судебную» (Ш. JI. Монтескье). Почему политический принцип «разделение властей» завоевал

общественное признание и получил закрепление в конституцион­ных актах современных государств?

2.22. В своем сочинении «Политика» Аристотель выдвигает принцип поочередного участия всех свободных граждан (за иск.чючением рабов) в осуществлении государственной влас­ти. При этом граждане в молодые годы только подчиняются, а при достижении определенного (зрелого) возраста — при­влекаются к участию в управлении государством.

В чем преимущества и недостатки этого принципа?

2.23. «Государство, где власть принадлежит одному, преуспева­ет; там же, где власть принадлежит многим, всегда возника­ют смуты и беспорядки» (Фома Аквинский).

Если вы не согласны с этим выводом, то приведите свои аргу­менты.

2.24. Равноправие полов — желательно. Однако женщин не следует допускать на высшие государственные должности. Основные сферы их «правленческого» влияния — воспита­ние и обучение детей, надзор за брачно-семейными отноше­ниями (Платон).

Мнение мыслителей не согласуется с современными представ­лениями. Какова роль женщин в политической жизни демократи­ческого общества?

2.25. Свобода человека сохраняется и обеспечивается только в таком государстве, где весь народ участвует в законодательс­тве, где каждый дает согласие на законы, регулирующие жизнь общества, и подчиняется этим законам. Народ также должен назначать своим декретом (постановлением) членов правительства, устанавливать форму правления и полномо­чия исполнительной власти. Депутаты парламента — только приказчики народа, и потому они не могут постановлять окончательно. Их решение может приобрести силу закона

лишь после утверждения его народным референдумом (Ж. Ж. Руссо).

Насколько современны представления мыслителя о народо­властии?

Раздел III. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире

3.1. Есть два способа сделать из политики свою профессию: ли­бо жить «для» политики, либо жить «за счет» политики и по­литикой (М. Вебер).

Согласны ли вы с этим суждением?

3.2. «Мы предполагаем, политики думают и действуют с точки зрения интереса, определенного в терминах власти, и исто­рические примеры подтверждают это. Данное предположе­ние позволяет нам предугадать и проследить действия поли­тика. Мысля в терминах интереса, определенного как власть, мы рассуждаем так же, как и он, и как беспристраст­ные наблюдатели понимаем смысл его действий, может быть, лучше, чем он сам» (Г. Моргентау).

Почему политический интерес является непосредственной причиной политической деятельности, что является их объек­тивной и субъективной основой?

3.3. «Если мы действительно хотим понять моральные и поли­тические особенности действий политика, то надо судить не по его мотивам, а по самим действиям. Как часто политики хотели улучшить мир, но делали только хуже? И как часто, стремясь достичь одной цели, они достигали совершенно иной?» (Г. Моргентау).

Приведите исторические примеры, подтверждающие правоту этого суждения.

3.4. Во всех обществах, независимо от уровня их развития, су­ществует два класса: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществля­ет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ей преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым, поставляет ему «материальные средства подцер- жки, необходимые для жизнеспособности политического организма» (Г. Моска).

Нет ли противоречия между «элитарной теорией» Г. Моска и принципами плюралистической демократии, идеалами народо­властия? Аргументируйте свой ответ.

3.5. «В любой человеческой группировке есть две категории людей: те, кто командует, и те, кто подчиняются; те, кто от­дает приказы, и те, кто им повинуется; начальники и подчи­ненные, управляющие и управляемые. Это фундаменталь­ное различие существует в семье, в самоуправляющей еди­нице, в государстве, в ассоциациях, в религиозных брат­ствах, в церквах и т.д.» (М. Дюверже). Соответствует ли такая трактовка властных отношений

современным достижениям политологии?

3.6. Сильная личность, обладающая властью, способна проти­востоять «фортуне», случайным обстоятельствам (роль ко­торых в истории велика), противопоставив им свою энер­гию и принципиальность, свои знания, «личную доблесть», и изменить политику в соответствии с ситуацией, в интере­сах общества и государства (Н. Макиавелли).

Не является ли это утверждение заблуждением? Аргументи­руйте свой ответ.

3.7. «Древо свободы» должно время от времени «орошаться кровью патриотов и тиранов». Подобно тому, как в физи­ческом мире необходимы грозы, так и в мире политическом необходимы восстания и революции (Т. Джефферсон).

Действительно ли революции неизбежны и обладают «очисти­тельной» силой?

3.8. В историческом развитии Соединенных Штатов Америки произошла поразительная, уникальная метаморфоза (пере­мена). В 1920-е гг. граждане страны наслаждались самым высоким в мире жизненным уровнем, пользовались блага­ми «эры процветания», казалось, бесконечной. И вдруг этот «рай» был разрушен. Рухнул в течение одного 1929 г.: бес­прецедентный мировой экономический кризис обрушил свой самый жесткий удар, от которого пострадали не только бедняки, но и десятки миллионов средних и богатых амери­канцев. Последующие три года довершили превращение благополучногодомавруины: в 1933 г. каждый третий рабо­чий был лишен источников существования (количество без­работных превысило 16 млн. человек); были полностью ра­зорены около 900 тыс. фермеров; корпорации свели итоги года с потерей в 3,5 млрд. долларов, многие миллионеры превратились в нищих; в 47 из тогдашних 48 штатов прекра­тили деловые операции или были закрыты банки. В том же 1933 г. президент Ф. Д. Рузвельт встал во главе по­коления американцев. В результате его реформаторского курса общество было спасено. Президент не побоялся спа­сать и улучшать американский капитализм при помощи тех мер, которые традиционно ассоциировались с социалисти­ческими общественными идеалами (антимонополистичес­кие меры, перераспределение национального дохода в поль­зу малообеспеченных слоев).

Какие уроки могли бы извлечь политические лидеры из идеоло­гии и практики Нового курса?Аргументируйте свой ответ.

3.9. Китайский философ и политический деятель Конфуций сформулировал своеобразный моральный кодекс поведения человека в обществе и государстве: чего не желаешь себе, то­го не делай людям; плати добром за добро и справедливос­тью за зло; сначала познай самого себя; уважай старших по возрасту и общественному положению; строго соблюдай су­ществующие семейные и общественные отношения; почи­тай предков; проявляй заботу о младших.

Каково значение этих моральных требований для субъектов политического процесса?

3.10. «Полная свобода печати — единственный способ мирно договориться с правительством о социальных изменениях и улучшении жизненных условий. Правительство не должно иметь права ни запрещать, ни останавливать каких бы то ни было изданий» (Н. П. Огарев).

Если вы согласны с этим суждением, то приведите свои аргу­менты.

3.11. Распри и раздоры в обществе, массовое недовольство и восстания приводят к изменению формы государства. «Поэ­тому необходимо установить верховную власть таким обра­зом, чтобы все, как правители, так и управляемые, действо­вали в соответствии с общим благом, хотят ли они этого или нет, т.е. чтобы все понуждались (добровольно ли или под давлением силы или необходимости) жить по предписанию разума» (Б. Спиноза).

Как реализовать этот идеал в демократическом обществе?

3.12. Индивид в толпе приходит в состояние загипнотизиро­ванного субъекта. В толпе в нем преобладает личность бес­сознательная, лишенная чувства ответственности, склонная к политическому экстремизму. Действие толпы заразитель­но, и индивид очень легко приносит в жертву свои интересы коллективным интересам, поддается низменным, варвар­ским инстинктам. «Он уже перестает быть сам собою и ста­новится автоматом, у которого своей воли не существует... У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, сви­репости, но также и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку» (Г. Лебон).

Поддаются ли управлению и прогнозированию психологические факторы политических процессов?Приведите примеры, опираясь на личные наблюдения.

3.13. «Демократизацию общества не следует понимать как не­что, свершившееся в течение года. Поскольку процесс ста­новления демократии предполагает появление новых соци­альных групп и формирование новых, не ставших привыч­ными моделей поведения, минимальный срок перехода — вероятно, поколение. В странах, не имевших более ранних образцов для подражания, переход к демократии, как пра­вило, идет еще медленнее. Можно, к примеру, утверждать, что в Англии этот процесс начался еще до 1640 г. и не был за­вершен вплоть до 1918 г.» (Д. А. Растоу).

Какие условия необходимы для необратимой демократизации общественных отношений в Беларуси?

3.14. «В мире нет двух демократий, которые бы прошли через борьбу одних и тех же сил, ведущих спор по одному и тому же кругу вопросов и с теми же самыми институциональны­ми последствиями. Поэтому представляется маловероят­ным, чтобы какая-либо будущая демократия в точности по­вторила путь одной из предшествующих <...> Чтобы прийти к демократии, требуется не копирование конституционных законов или парламентской практики некой уже существу­ющей демократии, а способность честно взглянуть на свои специфические конфликты и умение изобрести или позаи­мствовать эффективные механизмы их разрешения» (Д. А. Растоу).

Достаточно ли для перехода к демократии желания полити­ческих институтов и национального единства?Аргументируйте свой ответ.

3.15. «Демократия означает не то, что люди действительно уп­равляют, а только то, что они имеют возможность избирать правителей» (Й. Шумпетер).

Соответствует ли это мнение представлениям об элитарной демократии?

3.16. «Демократию не следует определять <... > просто как такой вид государственного устройства, при котором верховная власть сосредоточена в руках множества, потому что и в оли­гархиях, и вообще повсюду верховная власть принадлежит большинству (корпуса политически активных граждан) <...> Демократией следует считать такой строй, когда сво­бодные и неимущие, составляя большинство, имеют вер­ховную власть в руках» (Аристотель).

Согласуется ли это мнение с современными моделями демокра­тии?

3.17. «Лучшим людям, людям долга и чести, противна выборная процедура: от нее не отвращаются лишь своекорыстные, эгоистические натуры, желающие достигнуть личных своих целей. Такому человеку не стоит труда надеть на себя маску стремления к общественному благу, лишь бы приобрести популярность. Он не может и не должен быть скромен, — ибо при скромности его не заметят, не станут говорить о нем. Своим положением и той ролью, которую берет на се­бя, он вынуждается лицемерить и лгать людям, которые противны ему, он поневоле должен сходиться, брататься, любезничать, чтобы приобрести их расположение, должен раздавать обещания, зная, что потом не выполнит их, дол­жен подлаживаться под самые пошлые наклонности и пред­рассудки массы, для того чтоб иметь большинство за себя. Какая честная натура решится принять на себя такую роль? Изобразите ее в романе: читателю противно станет; но тот

же читатель отдаст свой голос на выборах живому артисту в той же самой роли» (К. П. Победоносцев).

В чем не прав религиозный мыслитель, правовед и политичес­кий деятель пореформенной России?

3.18. Американский политолог А. Пшеворский, прогнозируя различные ситуации и политические конфликты в переход­ный период от авторитаризма к демократии, отмечает пять возможных исходов этого процесса:

► Ни один демократический институт не может утвердить­ся, и политические силы начинают бороться за новую диктатуру.

► Демократические институты находятся в зыбком состоя­нии, и все же политические силы соглашаются на демок­ратию как на временное решение.

► Соперничающие политические силы борются за установ­ление диктатуры.

► Противоборствующие политические силы соглашаются на нежизнеспособную институциональную структуру (модель развития) общества.

► Авторитарный режим распадается. Введенные демокра­тические институты оказываются прочными.

Как бы вы охарактеризовали процесс перехода к демократии в Республике Беларусь?Аргументируйте свою позицию.

3.19. «В прежние времена ни один монарх, какой бы всемогу­щей и абсолютной ни была его власть, не взялся бы едино­лично, без помощи промежуточных органов власти управ­лять всеми частями большой империи <„.> Демократичес­кие народы <...> пришли к вещам очень странным. Так, они полагают, что граждане не способны сами вести мелкие дела в соответствии с простым здравым смыслом. Когда же речь идет об управлении целым государством, то этим гражданам они готовы доверить необъятную власть. Люди поочередно становятся то игрушками в руках правителя, то его повели­телями, то больше, чем королями, то меньше, чем простыми смертными» (А. де Токвиль).

Каковы общественные механизмы ограничения верховной поли­тической власти?Назовите их и прокомментируйте.

3.20. Верность правителя данному слову, прямодушие и неук­лонная честность заслуживают похвалы. Но мы знаем по опыту, что великие дела удаются лишь тем, кто не сдержива­ет данное слово и прибегает к обману. Отсюда следует, что правитель должен усвоить то, что заключено в природе че­ловека и зверя. Из всех зверей ему надобно уподобиться двум: льву и лисице. «Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков». Разумный правитель «не может и не должен оставаться вер­ным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой со­вет был бы недостойным, если бы люди честно держали сло­во, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними также. А благовидный предлог на­рушить обещание всегда найдется. Примеров тому множес­тво: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить <....>

Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готов­ность проявить и противоположные качества, если это ока­жется необходимо» (Н. Макиавелли).

Действительно ли в сфере государственной власти мораль- но-этические и политические мотивации трудно совместимы и имеет перспективу лишь принцип «цель оправдывает средства»?

3.21. «Несмотря на любовь людей к свободе, несмотря на их не­нависть к насилию, большая часть народов все же подчини­лась деспотизму. И нетрудно понять, почему это произош­ло. Чтобы образовать умеренное правление, надо уметь ком­бинировать власти, регулировать их, умерять, приводить их в действие; подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновесить другую; это такой шедевр законода­тельства, который редко удается выполнить случаю, и кото­рый редко позволяют выполнить благоразумию <...> Чтобы не было возможностей злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга» (Ш. Л. Монтескье).

Подумайте, насколько эффективно реализуется принцип *разделения властей» в белорусском обществе? Самостоятельно выясните, какие санкции прописаны в конституциях европейских стран за нарушение этого принципа?

3.22. «Когда мы говорим о политической культуре какого-либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усво­енную в сознании, чувствах и оценках населения. Люди во­влечены в нее так же, как они социализированы в неполити­ческие роли и социальные системы. Конфликты политичес­ких культур имеют много общего с другими культурными конфликтами; и процессы интеграции в политическую культуру становятся понятнее, если мы посмотрим на них в свете разъединяющих и объединяющих тенденций культур­ных изменений вообще» (Г. Алмонд).

Дайте определение категории «политическая культура» и укажите, какие индивидуальные ориентации (знания, чувства, оценки) относительно политической системы составляют ее со­держание и проявляются в политическом поведении.

Г i

3.23. «Не люблю я этих господ, которые говорят о свободе, но «не вводят» ее в жизнь: «не устраняют законы, говорящие о неравенстве, не уничтожают социального порядка, при ко­тором ®/ю народа — рабы и пролетарии».

Прокомментируйте высказывание русского писателя и рево­люционного демократа Н. Г. Чернышевского о либерализме и его приверженцах.

3.24. Главная причина несправедливости социальных поряд­ков — упадок нравов, односторонность развития способ­ностей человека. Главное средство преодоления социаль­ных пороков — эстетическое воспитание искусством. Толь­ко искусство как деятельность и красота, воздействует одно­временно на разум и чувства, способно формировать цель­ного, гармоничного человека, утвердить на земле общество нравственно совершенных людей (И. Шиллер).

Объясните, в чем заключается идеализм и утопичность этих взглядов?

3.25. Английский философ-моралист Э. Шефтсбери искренне верил в возможность реализации идеала гуманного общес­тва посредством морального совершенствования людей. «Будь добр, воспитан, человеколюбив, — учил философ, — и жизнь всего общества будет сплошной гармонией».

В чем суть заблуждений Э. Шефтсбери? Приведите свои до­казательства.

3.26. «Приказанное [административно-командное — авт.] пре­подавание мешает развитию; только конкуренция мнений подвигает его, и потому никакое стеснение преподавания не может иметь места. Общество должно составлять капиталы для учреждения школ, гимназий, университетов и печься [заботиться — авт.] о воспитании и учении бесплатном, равно для мужского и женского пола; но отнюдь не стеснять свободы преподавания и преподающего. Сословные учебные заведения, следственно и семинарии, не могут иметь места; все учебные и воспитательные заведения должны быть рав­нодоступны всем сословиям. Допущение женщин к универ­ситетскому образованию необходимо. Учреждение стран­ствующих учителей для сельского и рабочего народонаселе­ния не менее важно, чем учреждение народных школ...».

В чем заключается актуальность суждений Н. П. Огарева о свободе преподавания в учебных заведениях России XIX в.?

3.27. «Дифференцированное рассмотрение культуры показы­вает, что нет народов огульно «культурных» и «некультур­ных». И что разнообразнейшие народы, которых «европей­цы» именуют «дикарями» в своих навыках, обычаях и зна­ниях, обладают «культурой», по некоторым отраслям и с не­которых точек зрения стоящей «высоко» (П. Н. Савицкий).

Можно ли применить этот вывод к характеристике полити­ческой культуры различных стран и народов современного мира?

3.28. «В политике мы всегда живем как на вулкане и всегда дол­жны быть готовы к неожиданным взрывам и катаклизмам. Во все критические моменты социальной жизни человека рациональные силы, до этого успешно противостоящие воспроизводству древних мифологических представлений, уже не могут чувствовать себя столь уверенно <...>. Миф всегда рядом с нами и лишь прячется во мраке, ожидая свое­го часа. Этот час наступает тогда, когда все другие силы, це­ментирующие социальную жизнь, по тем или иным причи­нам теряют свою мощь и больше не могут сдерживать демо­нические, мифологические стихии» (Э. Кассирер).

Почему политическая власть нередко поощряет распростра­нение мифов?Приведите конкретные примеры.

3.29. «Новые политические мифы не возникают спонтанно, они не являются диким плодом необузданного воображе­ния. Напротив, они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими «мастерами». На­шему XX в. — великой эпохе технической цивилизации — суждено было создать и новую технику мифа, поскольку ми­фы могут создаваться точно так же и в соответствии с теми же правилами, как и любое другое современное оружие, будь то пулеметы или самолеты. Это новый момент, имею­щий принципиальное значение. Он изменил всю нашу со­циальную жизнь» (Э. Кассирер).

Какие причины побуждают некоторых современных полити­ков выступать в роли «творцов» мифов, своеобразных священни­ков новой, совершенно иррациональной и загадочной религии?

3.30. «Современные политические мифы <...> не начинают с того, что санкционируют или запрещают какие-то действия. Они сначала изменяют людей, чтобы потом иметь возмож­ность регулировать и контролировать их деяния. Полити­ческие мифы действуют так же, как змея, парализующая кролика перед тем, как атаковать его. Люди становятся жер­твами мифов без серьезного сопротивления. Они побежде­ны и покорены еще до того, как оказываются способными осознать, что же на самом деле произошло» (Э.Кассирер).

Используются ли мифы в политической жизни современных обществ?Если да, то приведите свою аргументацию.

3.31. Прокомментируйте выводы немецкого политолога и социо­лога Р. Дарендорфа: а) «Социальные конфликты, т.е. систематически вырастаю­щие из социальной структуры противоречия, принципиаль­но нельзя «разрешить» в смысле окончательного устране­ния. Тот, кто пытается навсегда разрешить конфликты, ско­рее поддается опасному соблазну путем применения силы произвести впечатление, что ему удалось такое «разреше­ние», которое по природе вещей не может быть успешным. «Единство народа» и «бесклассовое общество» — это только два из многих проявлений подавления конфликтов под ви­дом их разрешения».

б) «Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормаль­ного состояния, не удастся совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознать плодотворный, творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательс­тво в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных по­пыток устранения их причин».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 593 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.