Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Юридическое образование в начале XVIII века




Попытки систематизации российского законодательства, предпринимавшиеся в период царствования Петра I, были обречены на неуспех по ряду причин.

1. Сама методика классификации во многом была основана на устаревших приемах, использовавшихся при создании Соборного уложения – свода в стабильных условиях. В условиях первой четверти XVIII в., когда объем законодательного материала возрос в несколько раз и законодательная деятельность стала намного более интенсивной: в результате реформ появилось множество новых законов, противоречивших прежнему законодательству, эта методика не могла принести успеха. Теперь нужны были принципиально иные механизмы систематизации действующего законодательства. Требовалось создать совокупность приемов, предполагающих применение научных критериев классификации правовых институтов, основываться на теоретических принципах расположения правового материала. А это подразумевало существование теоретической или научной юриспруденции и ее носителей - ученых-правоведов.

В результате Петровских административных реформ появилось много новых правительственных и судебных учреждений, соответственно возникла повышенная потребность в лицах, знающих законы и обладающих навыками ведения судебных дел.

Петр I сначала попытался решить эту проблему с помощью иностранцев.
20 августа 1715 г. он издал указ, содержавший повеление генералу Адаму Адамовичу Вейде в Лифляндии и за границей «ученых и в правостях искусных людей, для отправления дел в коллегиях, достать». Такое же поручение найти для службы в Петр давал и Абраму Петровичу Веселовскому.
Указом от 3 мая 1719 г. Петр I приказал «призывать в Его царского Величества службу, в обераудиторы из чехов, которые юристпруденции, а також и словенскому языку искусны, также для такого ж обучения послать туда пять человек из русских шляхетских детей».

Привлекая на русскую службу иностранцев, обладавших юридическими знаниями и опытом работы в бюрократических учреждениях, Петр хорошо понимал, что для решения кадровой проблемы одной такой меры недостаточно. Поэтому одновременно он думал над организацией обучения русских юношей навыкам законоискусства. Самым простым в данной ситуации было отправить их изучать юриспруденцию за границу. Это оказалось малоэффективной мерой.

После создания коллегий Петр I решил организовать систему обучения молодых людей, пришедших на государственную службу, навыкам ведения дел при самих коллегиях. Генеральный регламент, принятый 27 февраля 1720 г., устанавливал, чтобы «некоторые удобные люди, которые впредь при канцеляриях и канторах служить пожелают», предварительно допускались в коллегии и обучались в них «как письму, так и всем делам, принадлежащим во оном коллегии».

Согласно Табели о рангах от 24 января 1722 г. обладание определенными юридическими знаниями было для низших чиновников необходимым условием производства в более высокий ранг. В соответствии с п. 4 Инструкции герольдмейстеру, утвержденной царем 5 февраля 1722 г., при Сенате создавалась «краткая школа», в которой надлежало «от всякой знатных и средних дворянских фамилий обучать экономии и гражданству указную часть».

На практике организованное при коллегиях обучение молодых дворян ведению гражданских дел оказалось неэффективным. При каждой коллегии это обучение чиновников, осуществлявшееся под общим наблюдением генерал-прокурора, проходили буквально единицы - от четырех до восьми человек. Несмотря на строгое распоряжение Петра I, чтобы под видом «учения гулянья не было», молодые люди часто просто не являлись на занятия. Этот факт признеавался даже в Указе от 5 февраля 1724 г.

Нежелание молодых дворян обучаться при коллегиях делопроизводству было вполне естественным при том рутинном характере обучения, который здесь практиковался. На это обстоятельство специально обращал внимание С.Е. Десницкий в своей речи «Юридическое рассуждение о пользе знания отечественного законоискусства...».

Будучи рутинным по методе, обучение законоискусству в школах при коллегиях являлось вместе с тем и бесплодным. Молодые люди учились в них в большей мере канцелярскому стилю, навыкам красивого и грамотного письма, нежели основам юриспруденции. Подготовка законоискусников исключительно путем практических упражнений при отправлении дел в канцеляриях и судах требовала длительного времени.

Российское законодательство представляло собой огромную, постоянно возраставшую в своем объеме и при этом бессистемную массу нормативных актов. В этих условиях более эффективной для обучения юриспруденции становилась система юридического образования, существовавшая в рамках западноевропейских университетов и предполагавшая изучение устойчивых, сущностных свойств правовых институтов - закономерностей их развития и функционирования, выработку навыков юридического мышления, усвоение понятийного и терминологического аппарата юриспруденции.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1380 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2207 - | 2160 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.