Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Способы проведения соревнований по спортивным играм (системы розыгрыша)




В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): кру­говой, с выбыванием после поражения и комбинированный (сме­шанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов),


спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) учас­тников, сроков и др.

Каждому способу (системе) присущ порядок составления кален­даря (расписания) встреч участников соревнования - команды или спортсмена в индивидуальных играх. Перед составлением календа­ря встреч проводится жеребьевка, по результатам которой каж­дый участник (команда, спортсмен в индивидуальных играх) по­лучает определенный номер. Для удобства далее применяется тер­мин «команда».

Круговой способ

Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Побе­дительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наи­более объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного ма­стерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.

При круговом способе количество дней соревнования при не­четном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном - на один день меньше этого числа = п; х - п - 1, соответственно), где х - количество игровых дней, п - число уча­ствующих команд.

Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле

где х - количество встреч; п - количество команд; (л -1) - число игр, которое должна провести каждая команда; 2 - показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.

В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может состав­ляться с учетом этого, требования - с чередованием полей или без чередования полей.

Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие но­мера команд встречаются между собой в каждый день соревнова­ний. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номе­ром которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.

Таблицу для любого числа команд можно составить самостоя­тельно (рис. 3). Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если чис­ло команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную циф-


       
   
 



ру. Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй полови­ны, т.е. с 5:

5. 6. 7.

При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вер­тикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) - следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вер­тикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном слу­чае - 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить циф­ру 1 над линией.

Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участ­ниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например:

1-8,8-5,2-8,8-6 ит.д.

 

Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показы­вают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозна-


чают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры сле­ва - номера команд, играющих на полях соперников.

Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями - команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.

Способ без чередования полей применяется, когда соревнования проводятся на одних и тех же сооружениях. Таблица составляется для четного количества команд, при нечетном последнюю «четную» цифру заменяет ноль.

Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: пер­вая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номе­ра попарно составляют первый игровой день. Для определения пос­ледующих дней и пар производят передвижение номеров против


           
   
 
   
 
 


часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (рис. 4).

При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 - команда в этой паре не играет (выходная).

При большом количестве команд и ограниченном времени со­ревнования проводятся в два этапа: предварительные и финальные игры. Например, 18 команд делятся на три подгруппы по 6 команд. Занявшие 1-2-е место в подгруппах образуют финальную группу, где разыгрываются 1-6-е место. Занявшие 3-е и 4-е места разыг­рывают 7-12-е места и занявшие 5-6-е место разыгрывают места с 13-го по 18-е. Можно разделить на 6 подгрупп по 3 команды. Занявшие первые места разыгрывают места с 1-го по 6-е, вторые -с 7-го по 12-е, третьи места - с 13-го по 18-е. Результаты предвари­тельных игр засчитываются в финале.

Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие коман­ды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше спо­собам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения пос­ледующих мест.

Для распределения команд по подгруппам, примерно равных по силам, применяют способ «рассеивания»: по жребию или «змей­кой» с учетом результатов предыдущих соревнований (прошло­годних и др.).

Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 мес­та рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т.д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.

Рассеивание змейкой производится следующим образом: на ос­новании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).


В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возмож­ны варианты: первый - за победу - 3 очка, ничью - 2, поражение -1 и неявка - 0; второй - за победу - 2, ничью - 1, поражение и неяв­ка - 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу - 2 очка, пора­жение - 1 и неявка - 0.

В спортивных играх проводятся соревнования, в которых уча­ствует несколько команд («клубный зачет») - две и больше, напри­мер студенческих; детско-юношеских - несколько возрастных групп; взрослых и детско-юношеских и т.п. Победителем считается кол­лектив, в сумме набравший большее количество очков. Возможен при этом зачет по каждой категории команд в отдельности.

При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовлен­ности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая - 3, третья - 2 и четвертая -1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется полови­на очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).

Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же оч­ков, сколько взрослым и т.п.

Для учета результатов соревнований по круговому способу при­меняется таблица, в которой отражается вся необходимая инфор­мация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).

При проведении соревнований в два круга каждая клетка делит­ся горизонтальной линией на две части. В клетках отражаются ре­зультат встречи двух команд и положенные очки, первым простав­ляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Напри­мер, команда 1 выиграла у команды 2 со счетом 3:1 (в футболе), ей записывается результат 3:1 и 2 очка, а сопернику записывают 1:3


                   
 
   
   
 
   
 
   
 
 



и 0 очков. При проведении соревнований с клубным зачетом в со­ответствующих клетках проставляются аналогичным порядком ре­зультаты всех команд.

Способ с выбыванием

При проведении соревнований способом с выбыванием каждая команда выбывает после первого (второго) проигрыша.

 

Составляя расписание игр и таблицы соревнований, порядковый номер команды в таблице определяют жеребьевкой. Если число уча­ствующих команд удваивается (4,8,16,32 и т.д.), то названия команд располагают в таблице сверху вниз в порядке, определенным жреби­ем. Первая команда играет со второй, третья — с четвертой и т.д. В игру вступают все команды-участницы (рис. 7). Победители пер­вого этапа играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз. Этап, в котором встречаются 8 команд, называют четвертьфи-


налом; этап встреч четырех команд - полуфиналом и, наконец, ре­шающие матчи двух лучших команд - финалом. Команда, выиграв­шая финальную встречу, становится победительницей соревнований.

Если число участвующих команд не кратно двум, то часть из них (в зависимости от номеров, полученных в жеребьевке) вступает в игру со второго этапа. Число команд, играющих на первом этапе, определяют по формуле (п - 2х) 2, где п - число команд-участниц; л: - степень, дающая число, максимально приближенное к п. Напри­мер, если в соревнованиях участвуют 11 команд (рис. 8), то в пер­вый день встречаются 6 команд: (11-8)2.

Количество игр при способе с выбыванием определяют по фор­муле х = (п - \)т, где х - количество игр, п - число участвующих команд, т - количество поражений, при котором команда выбыва­ет из соревнований. Например, при 8 командах: с выбыванием пос­ле одного поражения будет 7 игр, после двух поражений - 14 и т.д.

Количество игровых дней определяется по формулам: первая х = и, где х - количество дней при способе выбывания после одно­го поражения, п - степень числа 2 из общего количества участвую­щих команд. Например, при 4 командах количество игровых дней будет 2 (вторая степень числа 2); вторая х = п + 1, где х - количество дней при способе после одного поражения, и + 1 - степень числа 2 плюс единица, при 6 командах количество дней будет 2 + 1 = 3.

Для команд, вступающих в игру со второго этапа, отводят край­ние верхние и нижние номера. Все номера распределяют, как и для играющих на первом этапе, поровну между командами из верхней и нижней половин таблицы. Если число участвующих команд не­четное, то команд, вступающих в игру со второго этапа, в нижней


                   
   
   
 
       
 
     
 
 
 


половине таблицы будет на одну больше, чем в верхней. Пар, игра^ ющих на первом этапе, наоборот, будет на одну больше в верхней половине таблицы.

Число команд, вступающих в соревнование со второго этапа, их расстановка в верхней и нижней половинах таблицы, а также число команд, играющих в первом этапе, приведены в таблице 1.


При проведении жеребьевки применяют рассеивание наиболее сильных команд по верхней и нижней половинам сетки, чтобы они не встретились вначале соревнований (например, двум сильней­шим командам по жребию определяют первый и последний номе­ра таблицы).

В первый день соревнований игры проводятся на поле с нечет­ными номерами, во второй на поле соперника или по жребию, если предыдущие игры они провели на своем или «чужом» поле. Место финальной игры определяется положением о соревновании.

Календарь игр по способу выбывания после второго положения состоит из основной и дополнительной сеток (рис. 9). Команды, получившие одно поражение, продолжают играть по дополнитель­ной сетке до второго поражения. Количество игровых дней и игр увеличивается в два раза; если в финальной игре победит команда из дополнительной сетки, то финал проводится повторно.

Таблицей учета результатов при проведении соревнований по способу выбывания служат сетки с наименованием команд соглас­но жеребьевке и проставлением результата встреч (см. рис. 6 - 8).

Способ с выбыванием выявляет одного победителя, занявшего первое место, все остальные выбывают как проигравшие. С опреде­ленной долей условности можно определить и последующие места при помощи дополнительных игр, как это показано на рисунке 10.


 




               
   
     
       
 
 
 


Комбинированный (смешанный) способ розыгрыша

Этот способ основан на сочетании кругового способа и способа с выбыванием. При смешанном способе одна часть соревнования -предварительная или заключительная - проводится по круговому способу, другая по способу с выбыванием. Этот способ позволяет в относительно небольшой срок провести соревнования с участием большого количества команд.

Возможны несколько вариантов смешанного способа. Первый вариант: команды делятся на две подгруппы, в которых игры про­водятся по круговому способу (предварительная часть), затем в зак­лючительной части проводятся стыковые игры, где определяются 1-2, 3-4, 5-6 и 7-8-е места. Второй вариант: команды делятся на


4 подгруппы по 4 и более команд, предварительная часть проводит­ся по способу выбывания, заключительная - по круговому способу для четырех команд, занявших первое место в подгруппах. Третий вариант: предварительная часть в четырех подгруппах проводится по круговому способу, заключительная часть для четырех победи­телей - по способу с выбыванием.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова специфика соревновательной деятельности в спортивных играх?

2. Какова структура соревновательной деятельности в спортивных играх (основные компоненты)?

3. Назовите факторы, определяющие эффективность соревновательной дея­тельности в спортивных играх.

4. Каково положение о соревнованиях по спортивным играм?

5. Назовите способы проведения соревнования (розыгрыша).

6. Как составлять календарь игр для различного количества команд (круго­вой способ и с выбыванием после поражения)?

Глава 3. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3333 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2241 - | 2105 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.