Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 3.Вокально-хоровой анализ




 

Произведение В.И.Мурадели написано для смешанного четырехголосного хора a cappella, с divisi в каждой партии.

 

Выбор композитором данного состава для воплощения художественных образов, обеспечил наибольшую выразительность в прочтении стихотворения А.Одоевского.

Разнообразие тембровых красок, использование голосов в различных тесситурах, охват большого диапазона всего хора - всё это помогло Мурадели воплотить главную идею – идею всеобщего единения, просвещения и освобождения народов.

Изложение хоровых партий:

Сопрано: Тенора:

 

Альты: Басы:

 

 

Общий диапазон:

 

В общем, Мурадели использует удобные тесситурные условия для всех партий и для создания естественного ансамбля в хоре. Соотношение хоровых партий относительно одинаковое. Благодаря аккордово-гармонической фактуре создается динамическое равновесие. Все же, следует указать на некоторые существенные моменты.

Например: 42 – 43 такты – cresc в восходящем движении значительно усложняет исполнение, следует применить метод искусственного ансамбля.

Яркие патетические образы III части следует исполнять плотным и крепким звуком. Можно сказать, что допустимо применение «драматических» тембровых красок хорового звучания.

Напротив, в построениях более певучих, сосредоточенных, хотелось бы слышать более утонченные хоровые краски.

Хоровой ансамбль:

Фактурный ансамбль;

Предусматривает относительное равновесие голосов в гармоническом контексте. Наличие плотной гомофонно-гармонической фактуры в данном произведении способствует ясному интонированию, т.е. тесное расположение более удобно для достижения хорошего ансамбля, нежели широкое.

Динамический ансамбль:

В I части предполагается абсолютная, идеальная темброво – динамическая слитность в звучании хоровых партий. Однако, следует

вычленить мелодико – тематический материал, на протяжении всей I части проходящий в партии Сопрано. Также следует обратить внимание на динамические нюансы.

1 – 6 такты pp – следует добиваться ровного, наполненного звучания голосов; нужно следить за кантиленностью звучания.

7 – 11 такты рр - cresc - f - dim - mp - dim – pp. Необходимо постепенное, без толчков, выполнение всех подвижных нюансов; для этого следует воздействовать на силу звука посредством опертого однотипного певческого дыхания.

Во II части требуется еще более гибкое исполнение динамических нюансов. Волнообразная динамика II части отражает ее неустойчивый и переменчивый характер. Нужно очень четко следить за исполнением всех динамических указаний, особенно в 40 – 43 тактах, так как они являются частной кульминацией. Здесь следует помнить об опертости вокального дыхания, аккуратно готовить предстоящую динамическую кульминацию и сразу же «войти» в р sub, не потеряв темпа и характера звучания.

32 такт – необходимо вывести на первый план реплику Тенора 1 – она подчеркивает взволнованную патетичность всеобщего настроения.

 

III часть начинается с авторского указания ff. Далее никаких пометок относительно динамических нюансов нет. Из этого следует, что всю III часть нужно исполнять в указанной динамике. Однако, на практике малое количество исполнительских составов сможет выполнить данное указание. Хормейстеру следует самостоятельно, с учетом вокальных возможностей своего хорового коллектива, составить динамический план III части.

46т – 50 ff, 51 – 54 mf, 55 – 58 f, 58 – 67 ff.

Ритмический ансамбль:

В данном произведении следует обратить внимание на несколько различных задач, стоящих перед коллективом.

I часть - темп Adagio может спровоцировать исполнителей на понижение интонации. Так как ритмический ансамбль неразрывно связан с хоровым строем, следует особо внимательно следить за интонационными линиями. Чтобы не допустить изъянов в интонировании, необходимо постоянно ощущать ритмическую пульсацию на длинных нотах.

Еще один важный момент – одновременное синхронное вступление на слог «стру» (..струн вещих пламенные звуки…).

Для наиболее точного, быстрого проговаривания согл. И для получения плотного, насыщенного звука на pp,следует выбрать смешанную атаку звука. Она активизирует опору дыхания и усиливает внимание исполнителей.

 

Хоровой строй:

Вцелом, характер гармонических соединений, мелодическое положение аккордовых пластов и тесситурные условия благоприятны для поддержания хорового строя.

Однако, следует рассмотреть варианты исключений

I часть – мелодическое зерно. Вследствие повторяющегося интонационного материала могут возникнуть проблемы, касающиеся хорового строя. Они не появятся, если исполнители будут ощущать непрерывную ритмическую пульсацию (о чем уже говорилось выше), а также будут искусственно «завышать» интонацию.

Мелодические скачки в партии Сопрано также могут вызвать у исполнителей затруднения. Чтобы этого избежать, необходимо картовые скачки активно пропевать с заметным стремлением к верхней ноте, но желательно не делать на ней акцента, либо удара. А последующие нижние ноты (фа - диез) исполнять остро, с тяготением вводного тона в G dur.

12 – 16 такты – реплики мужского хора должны исполняться собранно, но не слишком глубоко, иначе это приводит к понижению интонации и потере хорового строя. Скачок м.6 следует петь аккуратным звуком, не прибавляя динамику. Нужно сохранять высокую певческую позицию и эмоциональный тонус.

На постепенном нисходящем движении необходимо сохранять внутреннюю собранность и ясно артикулировать – все это поможет сохранить строй.

II часть: следует обратить внимание на самое начало. Вокальное развертывание каждой новой фразы начинается с унисона, поэтому необходимо верное предслышание и активный слуховой контроль.

II часть 36 – 43 такты. Яркие хроматические ходы требуют развитого интонационного чувства. Восходящее движение в g moll нужно активно пропевать, не забывать про хорошую опору на дыхании.

 

III часть: общехоровой унисон. Стремительное движение по звукам тонического трезвучия в триольном ритме. Изначально нужно проработать несколько тактов в медленном движении в удобной тесситуре, чтобы данный мотив интонационно закрепился и хорошо впелся.

 

Вокальные штрихи:

Богатство штриховой палитры позволяет выявить тончайшие грани художественных образов, выраженных в данном сочинении.

 

Legato – (связно) - является здесь господствующим способом звуковедения. Оно обеспечивает образование единой звуковой линии. При этом требуется максимально долгое пропевание гласных звуков. Это требуется для того, чтобы не нарушить связность и плавность развертывания музыкального материала.

 

Marcato- (подчеркнуто) – встречается единожды в III части (в 47 и 49 тактах). Здесь требуется активная подача дыхания сильными, импульсными толчками в сочетании с «укрупненной», ораторски – подчеркнутой артикуляцией.

 

Акценты – встречаются эпизодически. Применены на сравнительно коротких отрезках для выделения отдельных звуков, или выразительных последовательностей(17 – 18 такты, 9 такт) Необходимо добиваться легких, соразмеренных ударов согласных языком и губами.

 

Tenuto – (выдержанно, точно по длительности и силе) –нужно исполнять связно, на сплошном звуке. Непременно должно присутствовать крепкое певческое дыхание. При этом следует обратить внимание на четкую, ясную артикуляцию и постоянно возрастающую динамику.(I часть 4 и 9такты; II часть 42 такт;)

 

Специфические дикционные требования- особо следует отметить подачу стихотворного текста. Она должна быть активно – действенной, укрупненной(«..мечи скуем мы из цепей..», «..и радостно вздохнут народы!»), соответствовать ликующему настроению данного хора.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 603 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2239 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.