В области изобразительного искусства дальнейшее развитие получили тенденции, зародившиеся в межвоенный период. В то же время в полотнах П. Пикассо, С. Дали и других художников нашли отражение новые реальности ядерного века, апокалиптические угрозы уничтожения, нависшие над человечеством.
От модернизма к постмодернизму. Большую популярность приобрел абстракционизм, явившийся своего рода ответом на развитие искусства фотографии. Оно, по мнению многих абстракционистов, отняло у живописи изобразительность, оставив ей лишь способность выражения внутреннего мира художника. Один из основателей стиля абстрактного экспрессионизма, Д. Поллок, стремился за счет сочетания стилей передать в абстрактной живописи динамику движения, чувства. В Манифесте Миланской группы абстракционистов (1956) утверждалось, что целью абстракционизма является утверждение подлинно человеческих качеств в мире, становящемся все более бесчеловечным.
Противовесом абстракционизму стал поп-арт (популярное искусство), возникший в США. Его основателем считается Р. Гамильтон, в 1956 г. создавший первую композицию в стиле поп-арта, который вскоре распространился в странах Европы. Согласно мнению приверженцев поп-арта, любой предмет мира вещей может потерять свое первоначальное, потребительское значение и приобрести художественные, эстетические качества. В поп-арте существует несколько направлений. Это оп-арт (художественно организованные оптические эффекты), эл-арт (движущиеся с помощью электромоторов предметы и конструкции), окр-арт (композиции, окружающие зрителя). Композиции поп-арта могут включать любые предметы: обрывки бумаги, проволоки, разбитые автомобили, мебель, продукты питания и т.д. В форме китча к поп-арту относятся также граффито, уличные надписи и рисунки на заборах, стенах туалетов.
Поп-арт можно толковать двояко: и как форму бунта художника против мира вещей, порабощающего человека, и как попытку раскрыть в этих вещах новые черты, отражающие их внутреннюю сущность, гуманную или антигуманную. Элементы поп-арта есть в творчестве современных приверженцев дадаистского направления. Наиболее ярким представителем дадаизма считается М. Дюшан.
В конце 1960-х гг. в Германии зародилось новое направление в изобразительном искусстве — гиперреализм (гамбургская группа «Зебра»). Характерная черта гиперреализма — фотографическая четкость изображения реальных предметов, как правило, «второй природы», городской среды и быта, сочетающихся с элементами фантастики, исключением из сюжета человека. В этот же период в США возникает течение минимализма, сочетающее отдельные элементы абстракционизма и поп-арта. Для него характерна тенденция к упрощению форм изобразительного искусства, двухмерности полотен. В скульптуре минимализм создает монументальные геометрические формы, в музыке тяготеет к мелодичности и гармоничности за счет использования народных мелодий.
Развитием поп-арта стала реклама (печатная, телевизионная), где материальный объект, товар, преподносится с точки зрения выявления присущих ему положительных качеств.
Элементы поп-арта нашли несколько неожиданное применение в такой форме театрального искусства, как хеппенинг, являющейся гибридом живописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в 1958—1959-х гг. в США как развлечение для артистической богемы, затем они приобрели популярность в Европе и Азии. Для этого стиля характерно отсутствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, реквизита, световых и звуковых эффектов в стиле поп-арта. В хеппенинге применяются также музыкальные эффекты, заимствованные из новых направлений в музыкальной культуре.
Это, в частности, сонористика (возникла в 1960 г.), родоначальником которой считается польский композитор К. Пенде-ревский. Для сонористики характерно особое внимание к тембру звука, поиск источников нетрадиционного звучания: игра на пиле, на рояле — непосредственно на струнах, щетками и молотком по деке и стенкам и так далее. Это алеаторика, ее основателем считается К. Штокхаузен, написавший в 1957 г. пьесу для фортепьяно, фрагменты которой могли исполняться в любой последовательности. Алеаторика претендовала на освобождение искусства, причем не только музыкального, от диктата формы. Появились художественные произведения, в которых могут переставляться страницы, абзацы в зависимости от выбора читателя.
Отсутствие логики, четкости в облике мира в наибольшей степени в музыкальном творчестве выразил пуантилизм, где большее значение придается паузам, чем звукам. Он близок к так называемому исчезающему искусству, отражающему зыбкость мира, иллюзорность его устоев. Его примерами выступают картины, написанные выцветающими на глазах зрителей красками, саморазрушающиеся скульптуры, музыка без звука, исполняемая на разваливающихся инструментах. Самым наглядным образцом этого вида творчества была книга «Ничто», изданная в США в 1975 г. и выдержавшая переиздание в Англии, на 192 страницах которой не было написано ни единой строчки.
Самоуничтожающееся творчество символизировало собой закат модернистского направления в искусстве и наступление современного этапа его развития, определяющегося как постмодернизм. Если модернистский стиль ориентирован на элиту, в целом строг к форме, то для постмодернизма характерно использование различных стилей прошлого и настоящего, Запада и Востока, элементов фольклора, массовой культуры, поп-арта, соединение художественной формы с нехудожественным содержанием.
Характерное для постмодернизма сочетание различных форм искусства наиболее полно проявляется в хеппенингах, начавших претендовать не только на растворение искусства в жизни, но и на изменение ее самой. Й. Бойс выдвинул идею социальной пластики, которая должна быть метафорой социальных проблем и преобразовывать общество.
Модификацией хеппенинга выступает инвайронмент — изменение окружающей среды в соответствии с замыслом художника. При этом инвайронмент дополняют звуковые и световые эффекты. Один из самых масштабных проектов Бойса был инвайронмент «7000 дубов». Их посадка без согласования с городскими властями под лозунгом «Градоозелене-ние вместо градоправления» началась в германском городе Кассель в 1982 г. Дубы, являвшиеся элементом дохристианской мифологии, обожествлявшей природу, обрамлялись базальтовыми глыбами, что должно было привлечь внимание и к вопросам экологии, и к национальным традициям. Масштабы этого проекта, приведшего Бойса к конфликту с властями, были превзойдены американским художником болгарского происхождения Христо Явашевым, который в 1983 г. осуществил проект «Окруженные острова». Одиннадцать островов вблизи Майами были окружены розовой полипропиленовой пленкой общей площадью более 600 тыс. кв. м и длиной 11 км. Проект, обошедшийся в 3,5 млн. долларов, был благожелательно встречен как эстетами, так и широкой публикой.
Культура молодежного бунта. Развитие массовой культуры стало важнейшим фактором, определяющим духовную жизнь ведущих стран мира. С точки зрения большинства деятелей культуры, продукция, предназначенная для массового потребления («мыльные оперы» — телесериалы, мелодрамы, триллеры — фильмы ужасов, детективы, фантастика и так далее), за небольшими исключениями, имеет невысокую художественную ценность.
Парадокс, однако, заключается в том, что обратить на себя внимание, не используя средства массовой культуры, в современных условиях невозможно. С этой точки зрения, протест против ее господства нередко принимает формы эпатажа публики, который также становится частью массовой культуры.
Новые технологии информационной эры не остались вне поля зрения постмодернистов. Отцами видеоискусства в странах Запада считают Нам Чжун Пака и, отчасти, Д. Кейджа. По мнению Нам Чжун Пака, электронные средства коммуникации выполняют информативные функции, апеллируя к интеллекту, что приводит к переизбытку информации, конфликту между человеком и машиной. Его разрешение видится через внесение эстетических начал в телекоммуникации, освобождения их от информационных функций, в частности за счет наполнения их содержания восточным мистицизмом, иррациональными началами. Обращение непосредственно к внутреннему миру человека без «задействования» интеллекта — этот принцип был использован и в таких новых видах искусства, как компьютерная графика, производство видеоклипов, отчасти и современное киноискусство.
Важнейшим итогом возникновения глобальной сети теле-радиокоммуникаций, массовой культуры стало повышение общественно-политической роли художественного творчества. Оно стало не только отражением жизни, но и фактором, формирующим социальную реальность.
Д. Керуак (1922—1969) был уволен из рядов ВМС США с диагнозом «шизофрения», некоторое время служил моряком в торговом флоте, затем бродяжничал, писал стихи, литературные эссе. В 1957 г. он написал книгу в стиле потока сознания под названием «На дороге». Не имея четкого сюжета, эта книга описывала романтику бродяжничества, наслаждения окружающей природой, свободы от каких-либо обязательств. Эта работа стала бестселлером, а у Керуака появилась масса последователей, известных как битники — в основном, молодые люди, отрицающие, что у них есть обязательства перед обществом, и желающие, чтобы общество оставило их в покое, предпочитающие обеспеченной жизни бродяжничество, свободную любовь, наркотики. Ореол романтизма, созданный вокруг битников средствами массовой информации, породил новое направление авангардистской музыки, бит, отрицающее классические, академические формы музыкального творчества.
Парадокс молодежных движений — сперва битников, затем хиппи, рокеров и других, заключался в том, что если первоначально они несли вызов господствующей культуре «общества потребления», то очень скоро они становились частью этой культуры, модой, приносящей немалые прибыли бизнесменам массовой культуры, шоу-бизнеса.
Тема молодежного бунта занимала большое место у многих писателей, представителей критического реализма — в частности, Д. Сэлинджера, роман которого «Над пропастью во ржи» вошел в сокровищницу мировой литературы; английского драматурга Д. Осборна, члена группы писателей, называвших себя «злая молодежь». Проблемы неустроенности человека в комфортабельном мире высоких технологий, протеста против попыток манипулирования сознанием, нередко в гротескной форме, поднимались многими писателями-фантастами, в частности Р. Брэдбери в романе «451° по Фаренгейту», К. Воннегутом в антивоенной сатире «Крестовый поход детей».
Расцвет национальных культур. Один из парадоксов массовой культуры состоял в том, что она стимулировала подъем национальных, самобытных культур во многих регионах мира. Причиной этого была озабоченность интеллигенции тем, что массовая культура, получающая глобальное распространение, ведет к унификации и упрощению языка, моделей поведения различных народов. Раздражение вызывало и то обстоятельство, что главными поставщиками информационной, развлекательной продукции были корпорации индустрии досуга и новостей небольшой группы развитых стран, прежде всего США. В итоге получили развитие движения деятелей искусства, науки в защиту национальных обычаев, культурных традиций. При этом, благодаря существованию глобальной сети информационных, культурных обменов, достижения в развитии национальных культур, так или иначе отразившие специфику отдельных стран и регионов, особых этнокультурных групп, стали достоянием всего человечества.
Всемирную известность приобрел сенегальский поэт Л. Сенгор, который в годы войны, находясь во Франции, участвовал в движении Сопротивления, в 1948 г. он стал лауреатом Нобелевской премии за сборник стихов «Антология». В 1949 г. Пулитцеровскую премию впервые в истории США получила темнокожая поэтесса Г. Брукс, обратившаяся к теме положения афро-американской общины США. В 1982 г. Нобелевской премии был удостоен латиноамериканский писатель Г.М. Маркес, в 1988 г. — египетский писатель Н. Мах-фуз, в 1992 г. — вест-индский поэт Д. Валкотт, в 1994 г. — японский писатель Оэ Кензабуро.
Показательно, что большинство деятелей национальной культуры, затрагивающие в своих произведениях актуальные проблемы современности, как правило, непосредственно принимали участие в общественно-политической деятельности. Л. Сенгор выдвинул теорию «негритюда», создания эгалитарного общества на основе африканских традиций, которая получила признание во многих африканских странах, была источником вдохновения движения афроамериканцев за равноправие, в 1960—80 гг. он был президентом Сенегала. Японский писатель М. Йоко (1925—1970) возглавил организацию, выступающую за возрождение традиций самураев. После провала попытки мятежа он покончил с собой, совершив харакири. Поэт индийского происхождения, С. Рашди, живущий в Англии, за сборник «Сатанинские стихи» (1988) был приговорен к смерти исламскими фундаменталистами, которые сочли, что он нанес оскорбление основам их веры.
Духовная оппозиция тоталитаризму в СССР. Большую роль сыграла духовная оппозиция в эрозии идеологических основ советского и восточноевропейского тоталитаризма. Правящая партия пыталась сохранить тотальный контроль над сферой духовной жизни, пытаясь запрещать административно-командными методами те виды искусства, которые не укладывались в каноны социалистического реализма. Однако снос бульдозерами самодеятельных выставок отечественных художников-авангардистов, глушение зарубежных радиопередач не могли перекрыть все каналы ознакомления граждан СССР с тенденциями развития мировой культуры. С разоблачением преступлений сталинизма Н.С. Хрущевым на XX съезде КПСС в отечественной литературе, несмотря на запреты, начало набирать силу течение критического реализма, правдиво отражавшее облик тоталитаризма. Роман Б.Л. Пастернака (1890—1960) «Доктор Живаго», за который его исключили из Союза писателей, был переведен на 16 языков мира. Б.Л. Пастернак получил Нобелевскую премию. Лишь в 1987 г., посмертно, его восстановили в Союзе писателей. А.И. Солженицыну, офицеру, прошедшему войну и сталинские лагеря, удалось издать в СССР такие произведения, как «Один день Ивана Денисовича» и «Раковый корпус». В 1970 г. он также был удостоен Нобелевской премии. Однако последующие его работы, в которых он, в частности, описал историю сталинских лагерей, показал истоки советского тоталитаризма, в СССР изданы не были, сам Солженицын вынужден был эмигрировать. Такая же участь — публичное осуждение или изгнание, в лучшем случае замалчивание произведений — ждала и многих других писателей и поэтов, в стиле критического реализма или аллегории рассматривавших советскую действительность. Многие советские классики социалистического реализма, имеющие официальное признание, писали в стол, выражая свое подлинное отношение к правящей бюрократии. Неизданные или изданные за рубежом работы доходили до читателей, передавались из рук в руки, что влияло на духовный климат в обществе. В 1980-е гг. среди значительной части творческой интеллигенции как в СССР, так и в странах Восточной Европы, возникла даже своего рода мода на проявление диссидентских настроений.
С установлением в России демократического режима политическая цензура была отменена, страна стала частью того мирового информационно-культурного пространства, в котором господствует массовая культура. При этом в среде российской творческой элиты, как до нее и у многих интеллектуалов в других странах, стало расти недовольство ее засильем. Это способно стимулировать подъем национальной духовной жизни, что, бесспорно, обогатит и мировую культуру.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из книги Д. Нэсбитта, П. Эбурдин «Что нас ждет в 90—е гг.? Мегатенденции. Год 2000». М., 1992. С. 174:
«Чем больше человечество видит себя живущим на единой планете, тем больше необходимость для каждой культуры земного шара иметь свое уникальное наследие. Есть желание пробовать кухню друг друга, приятно одеваться в джинсы, наслаждаться иногда одинаковыми представлениями. Но если другой процесс начинает разрушать сферу более глубоких культурных ценностей, то люди вернутся к демонстрации своих различий, и это будет чем-то вроде культурного протеста. История каждой нации, ее язык и традиции уникальны. Поэтому парадоксально то, что, чем более похожими мы становимся, тем больше мы будем подчеркивать свою уникальность».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Охарактеризуйте основные направления в развитии изобразительного искусства, в музыкальном, театральном творчестве. Определите их сходство и различия с искусством первой половины XX века.
2. Нравятся ли вам произведения абстракционистов, работы в стиле поп-арта? Чем они привлекают, что в них не нравится? Приведите примеры.
3. Почему модернистское направление в искусстве сменилось постмодернизмом? Какие особенности его характеризуют?
4. Что такое бит, битники? Какие еще молодежные движения протеста вы знаете? Как они связаны с массовой культурой?
5. Чем вызван подъем национальных, самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры?
6. Какую роль сыграло художественное творчество в развитии духовной оппозиции тоталитаризму в нашей стране?