Лекции.Орг


Поиск:




Технология создания сценария

БИЛЕТ 1

Драматург-писатель, который пишет драматургические произведения, автор пьес.

Драма-род литературы принадлежащий к 2 видам искусства: театру и литературе.

Специфику драмы составляют-сюжет, конфликт, деление действия на сценические эпизоды. В Д. отсутствует повествование, её основа диалоги и монологи.

Драматургия-совокупность драматических произведений какого-либо писателя, народа, эпохи. А так же теория построения драматического произведения, принцип воплощения отдельного произведения (Д. спектакля, Д. массового праздника, Д.фильма), или продуманная, специально выстроенная и организованная структура, композиция какого-л. материала или мероприятия, или литературно-драм. Произведение, требующие своего воплощения средствами того или иного вида искусства.

Ведущие жанры: трагедия (титаник), комедия (шоу уральские пельмени), драма(столкновение героя с трудностями, выходит победителем-три мушкетёра).

Трагедия-разновидность драматического произведения, действие, которого развивается на основе трагедийного конфликта, линии развития трагического конфликта, реализуются через физическую гибель героя. Она вызывает в зрителе боль, скорбь и сострадание.

Комедия в отличие от трагедии, не должна брать за основу сюжета исторический или мифологический материал. Она отражает будничные, «прозаические» моменты жизни людей. Зритель смеется над героями, над их «проблемами», над ситуациями в которые они попадают. Но этот смех защищает зрителя от трагической тревоги и переводит зрителя в позицию «над» событиями и героями. Драма исторически наиболее молодой жанр. Уже в самых первых теоретических обоснованиях нового жанра появляется попытка противопоставить его прежним жанровым системам. Он понимается как жанр, выражающий объективный способ художественного воссоздания жизни. Она сочетает в себе трагические моменты, комические, мелодраматические.

Пьеса-драматическое произведение для театрального произведения, обычно является художественным обобщением множества судеб, событий и фактов. Многое строится на художественном вымысле, но некоторые на документальном материале (Записки княгини Волконской).

Сценарий-это план литературного произведения, с подробным описанием действия, сюжетная схема по которой создаются представления в театре, балетные спектакли, кинофильмы, массовые зрелища.Любая форма театрализованного зрелища имеет в качестве своей первоосновы литературный сценарий или либретто.

Либретто - литературный текст оперы, оперетты обычно пишется стихами, а так же литературный сценарий балета, пантомимы, а так же сюжетный план или схема сценария кинодействия.

Ремарка сценические указания –авторское примечание для читателя, постановщика и актера в тексте пьесы, содержащее краткую характеристику обстановки действия, внешности, манеры произношения и поведения персонажей.

Драм. текст от литер. Отличается тем, что требует воплощения по средствам того или иного искусства, а так же не имеет повествовательной речи, а только диалоги и монологи.

Элементы (структура) драматического действия

1. Пролог - в современных пьесах используется редко, в сценарной драматургии - повсеместно. 2. Экспозиция - изображение обстоятельств действия и взаимоотношений между персонажами произведения в том виде, в каком они сложились к началу действия. Иногда экспозиция действия растягивается на целый акт, иногда она "растворяется" в действии, но всегда присутствует. 3. Завязка - момент выявления (вскрытия) исходного противоречия пьесы (сценария). Иногда завязка начинается с первой фразы (Н.В.Гоголь "Ревизор").4. Действие (его развитие, нарастание напряженности).5. Кульминация - высшая точка борьбы. 6. Катастрофа или перелом. Катастрофа - это крушение героя, и редкий автор отказывается от этого элемента. 7. Развязка - окончательное разрешение противоречий. Есть три формы разрешения противоречий:- противоречия остаются неразрешенными ("Ревизор");

- примирение противоречий - это всегда комедийное разрешение конфликта;

- снятие противоречий в случае гибели или устранения (изгнание, заточение) героя, т.е. вывод его из борьбы, это - трагическая форма развязки.

Изучая раскрытие «явлений в мировом существовании»,Синтез это взаимодействие жизненного и художественного действий, и преобразующее их в особый вид творчества – массового театрализованного действа.

Тезис – утверждение, которое доказывается в каком либо рассуждении.

Антитезис суждение, противопоставляемое тезису.

Аристотель, обобщая опыт античной драматургии, пришёл к выводу, что главным элементом трагедии является фабула. Фабула-это сочетание фактов, состав происшествий, душа трагедии. Нет срмнения, что фабула у Аристотеля означает нечто иное, чем то, что принято понимать под фабулой или даже сюжетом в современной литературе. Это понятие, по Аристотелю, характеризует произведение как целое.

Признаки драматургии:

Действие(событие в основе) - законченная часть спектакля, пьесы (то же, что и акт).2) В драме и эпосе развитие событий, составляющее основу, плоть сюжета (фабулы).3) В театре основное средство воплощения сценического образа …

Антидействие - антидействие действие, направленное в противоположную сторону.

Сиеминутность-безотлагательность, немедленность, срочность, спешность,мгновенность.

Конфликт- столкновение сил противоборствия и противостояния. Бывают скрытые внутренние, внешние видимые.

Эмоциональность - свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. горячность, рьяность, жар, порывистость, пыл, воодушевление, экспансивность, страстность, пылкость, пафосность.

 

 

БИЛЕТ 2

ТЕМА –это предметное, картинное содержание произведения. Любая тема произведения (то, что положено в основу) позволяет решать несколько разных задач, раскрывать несколько разных идей автора. Например тема Беспризорные дети, а идеи можем раскрыть разные чему учит улица бездомных детей, что ждёт их и нас в будущем общем социуме.
Тема в любом сценарии это проблема, что в обществе болит, загнило, от чего избавить.

Чаще всего драматурги пишут о том, что они видели сами. В театрализованном представлении, празднике постановка проблемы предопределяющая отбор жизненного материала и характер худож. повествования. Тема пораждает обращение к тому или другому сюжету. Тема характеризует содержательный слой представления, сюжет, являясь образной конкретизацией темы, характеризует его форму.Тема является одной из частей замысла и отвечает на жизненно важный вопрос – О чём? Требующий своего размышления и разрешения.

Отсюда вытекают особенности содержания сценариев:
- Злободневность – это содержание и использование современных выразительных средств современных приёмов работы с постановочной группой и исполнителями, что позволяет наиболее остро выразить проблему.
- Современность – элемент новизны. Наша жизнь постоянно меняется, появляются новые технические возможности, которые режиссёр использует, раскрывает свой творческий замысел. Чем больше нового режиссёр сможет использовать, тем больше зрителей он привлечёт.
Часто в театрализованном представлении старые приёмы переплетаются с новыми. Мысль режиссёра даёт неожиданное решение только тогда когда оно развивает идею и связывает её с современностью. Важно, чтобы найденный образ давал возможность увидеть, как будет раскрываться тема и содержание.
Главное найти сюжетный ход внутренний и внешний приём, который раскроет содержание представления через сценическое действие.

Актуальность замысла рождается из требования аудитории и соц. заказа и зависит она от течения жизни, от известных политических, нравственных, природных явлений происходящих в жизни. Актуальность формируется из средств массовой информации, их называют шоу. Актуальность это то что происходит вокруг.

Линии развития темы синхронная(вместе) и диахронная(сквозь время).

Эрик Бентли америк. теоретик говорит о 6 сюжетных линиях:

1.основной инстинкт,2.деньги, 3.власть, 4. богоискательство(я подобен богу), 5.богостроительство(служение идее, Богу), 6. инстинкты(голод, смерть, страх).

Тема и идея раскрываются в сюжете – это развитие действия, ход событий в драматургическом произведении.

Идея-сверхзадача – то, во имя выражения какой мысли создавался сценарий, произведение. Это то, что движет автором. Междуидее и сверхзадачей нет чёткой грани. Термин сверхзадача ввёл Станиславский. Сверхзадаче подчиняются все действия в целом и действия каждой роли в отдельности. Сверхзадача Чехова он видел в борьбе с пошлостью и мещанством. Термин «идея произведения» имеет равное значение.

Идея формируется, прежде чем тема. Идея –это основная эмоциональная мысль. Луначарский говорил: «с идеями не носятся по сцене, с идеями уходят из театра.» Идея сценария – это эмоциональный призыв (будьте, делайте, сделайте «Бросьте пить»), идея воплощённая в массы становится воплощённой силой Иногда идеи опасны ими можно манипулировать (нацизм в Германии «Ты достоин лучшего»).
Идеи владеют каждым, зависит от уровня бытового сознания одна мама (русская) учит добру, другая мама (чеченка) дай сдачи.

Идея вызывает катарсис – духовное и душевное потрясение, которое перенастраивает человека, ставит в обстоятельства высокой нравственности.
Тема и идея раскрываются в сюжете – это развитие действия, ход событий в драматургическом произведении.

 

БИЛЕТ 3

Конфликт (столкновение) – противоречие как принцип взаимоотношений между образами художественного произведения. Конфликт стал отличительной чертой драмы и театра. Драматургический конфликт проистекает из столкновения антагонистических сил драмы. Будучи основой и движущей силой действия, конфликт определяет главные стадии развития сюжета: первоначальная бессобытийная ситуация – экспозиция, событие, способствующее зарождению конфликта – завязка, событие, знаменующее наивысшее обострение конфликта – кульминация, событие, разрешающее конфликт (не всегда обязательное) – развязка. Чаще всего конфликт выступает в виде коллизии (слово синонимичное конфликту), т.е. в виде открытого противостояния между противоборствующими силами. Конфликт возникает, когда персонаж, добиваясь своей цели (любви, власти, идеала), противостоит другому персонажу, сталкивается с психологическим, нравственным или фатальным препятствием. Исход же конфликта неизбежно связан с пафосом произведения: он может быть комическим, т.е. примирительным или трагическим, когда ни одна из сторон не может пойти на уступки, не понеся урона. Приблизительную теоретическую модель всех мыслимых драматических ситуаций, определяющих характер театрального действия, можно было бы определить следующим образом:– соперничество двух персонажей по экономическим, любовным, нравственным, политическим и др. причинам;– конфликт двух мировоззрений, двух непримиримых моралей;– нравственная борьба между субъективным и объективным, привязанностью и долгом, страстью и рассудком: эта дилемма может возникнуть в душе одного героя или между двумя «лагерями», которые пытаются привлечь на свою сторону героя;– конфликт интересов индивидуума и общества;– нравственная или метафизическая борьба человека против какого-либо принципа или желания, превосходящего его возможности (Бог, абсурд, идеал, преодоление самого себя и т.д.). Конфликт (коллизия) чаще всего реализуется в форме словесной дуэли, в словесной борьбе с аргументами и контраргументами, здесь же уместен и монолог для изложения рассуждений, выражающих противопоставление и столкновение идей. Наряду с конфликтом-коллизией, то есть внешним конфликтом, в ХХ в. усилилось такое явление, как внутренний конфликт, как глобальная вечная неустранимо-безысходная разорванность человека, противостояние социального и биологического, сознательного и подсознательного, неразрешимое противоречие одинокого индивида с отчужденной от него реальностью. Если внешний конфликт так или иначе разрешим в рамках одного произведения, то конфликт внутренний, основанный на борьбе человека с самим собой или борьбе универсальных принципов, в рамках одного сюжета разрешиться не может

Виды конфликтов: идейный (конфликт идей, мировоззрений и т.д.); социальный; нравственный; религиозный; политический; бытовой; семейный.

Можно выделить еще несколько уровней. Например, борьба между субъективным и объективным; метафизическая борьба человека (преодоление самого себя). Кроме этого, существует несколько видов конфликта, разделяющиеся на внутренние и внешние по тому, где они проистекают: в душе персонажа или между персонажами.

 

БИЛЕТ 4.

Термин сюжет происходит от французского sujet (тема, предмет). Под ним подразумевают развертывание действия, развитие характеров, взаимоотношений, поступков во всей их полноте. Сюжет связан с темой произведения, и по существу является ее главным выразителем. Вместе с фабулой (цепь основных событий составляющих смысловое ядро пьесы) сюжет является единым конструктивным элементом произведения, но если фабула является как бы основным смыслово-событийным ядром пьесы, то формой существования его становиться сюжет. Состоит сюжет из цепи событий (событийного ряда), единицей сюжета является событие. Событие же возникает как реальное столкновение противоборствующих сил, поэтому в основе сюжета лежит конфликт, конфликтное проявление может быть совершенно различным и определяется оно видовой и родовой природой пьесы. Исходя из этого, мы можем говорить о различиях в форме и способах развития сюжета в зависимости от жанра.

При построении и развертывании сюжета важно правильно организовать последовательность событий, так как сами по себе события лишены драматичности. Они обретают драматичность, только будучи увидены во взаимосвязи, в определенной последовательности. Тогда они становятся непосредственным развертыванием на сцене основного смысла через поведение, поступки, действия и т.д. персонажей пьесы. Сюжет проходит несколько этапов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Эрик Бентли америк. теоретик говорит о 6 сюжетных линиях:

1.основной инстинкт,2.деньги, 3.власть, 4. богоискательство(я подобен богу), 5.богостроительство(служение идее, Богу), 6. инстинкты(голод, смерть, страх).

Сюжетное повествование может быть масштабным и частным

Классификация сюжетов строится на принципе соотношений событий друг к другу. Если события соотносятся только по времени, то есть сначала происходит событие А, а потом событие Б, то говорят о ХРОНИКАЛЬНЫХ сюжетах (Робинзон Крузо Дефо) Если события имеют между собой ещё и причинно-следственную связь (событие А явилось причиной события Б), то это КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ сюжет.

Король умер, потом умерла королева – хроникальный сюжет

Король умер, а потом умерла королева от горя – концентрический Книга Форстера «Аспекты романа»

Иногда сюжет бывает МНОГОЛИНЕЙНЫМ, в нем развёртываются несколько сюжетных линий, они могут идти параллельно, время от времени пересекаясь друг с другом (Война и Мир)

Сценарное мастерство в построении интриги, фабулы, коллизии.

Сценарий – это составная часть режиссёрской документации, литературное произведение, описывающие содержание и форму действия, предназначенного для воплощения средствами кино, телевидения, представления, массового праздника. Сценарий-предметно-изобразительная и композиционная основа театрализованного представления, в которой с прямой речью персонажей свободно взаимодействует описательно-повествовательная речь. Прямая речь имеет форму диалогов и монологов.

Интрига(запутываю) – способ построения фабулы драматического, эпического, кинематографического произведения при помощи сложных перипетий действия, переплетения и столкновения интересов персонажей.

Фабула- цепь основных событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно – временной последовательности. В изложении фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Единица фабулы – событие. К одному и тому же событийному ряду могут обращаться разные художники разных времен, народов, но на одной и той же событийной основе создаются принципиально новые произведения. В драме, эпосе, кинофильме фабула выполняет организующую функцию, объединяя все детали сюжета и давая тем самым ключ к эстетическому восприятию художественного произведения.

Коллизия – это одна из стадий развития конфликта. Коллизия всегда противостояние, противоречие, интересов, целей. Ввел в оборот данный термин Гегель. Без коллизии, без столкновения не может развиваться конфликт. В драматическом произведении колл. Определяет собой движение сюжета и разрешается в финале произведения. Ромео убил Тибальда, родственника Джульетты. Теперь ему грозит вендетта от Копуллети, возникла новая коллизия, конфликт обострился ещё больше.

В массовом действе колл. Заключена в самом жизненном факте и сопряжении исторического документа с сегодняшней жизненной ситуацией, требующей образного выражения в театрализованном действии. Колл. Существует не только в сюжете сценария, но и в общении со зрителем, с реальными героями – участниками массового действа.

БИЛЕТ 5

Композиция это последовательное построение всего действия: от экспозиции, через развития действия, кульминацию к развязке.

Сценарий театрализованного представления характеризуется еще и таким понятием, как архитектоника (композиция).

Архитектоника сценария - это структурная основа театрализованного представления, общая внешняя форма строения и взаимосвязи его частей и элементов. Иначе говоря, архитектоника в драматургии рассматривает конструктивные основы сценария. Конструктивные основы сценария тесно связаны с проблемами композиции в драме.

Драматургическая кривая характеризуется следующими элементами: экспозиция (начальная ситуация), завязка, развитие конфликта (основное действие, развитие действия), кульминация, развязка (событие), финал (эпилог). Выстраивая сценарий театрализованного представления, автор должен обратить особое внимание на четыре важнейших элемента, называемых в практике: вступлением (экспозиция), развитием действия, разрешительным моментом (кульминация) и финал.

Экспозиция знакомит нас с обстоятельствами, событием, персонажами и т.д. экспозиция вводит нас в правила сценической игры. Не ознакомившись с ними, зрители не смогут сочувствовать или ненавидеть, анализировать, размышлять. Это значит, не состоится соучастие зрителей и зала - столь важный художественно-педагогический процесс. Завязка дает толчок дальнейшему проведению персонажей. Она - начало противоречий, начинающих развитие событий в произведении. Завязка реализует конфликтные возможности, заложенные и более или менее ощутимо развитые в экспозиции. Сценарий театрализованного представления состоит из эпизодов, каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен обязательно, закончиться прежде, чем начинается другой эпизод. Эпизод в сценарии есть структурная единица, или драматургический модуль, театрализованного представления, который представляет собой отдельный и драматургически целостный фрагмент последнего. Эпизод является художественным воплощением одной из граней, одного из аспектов той или иной проблемы театрализованного представления. Развитие конфликта через сценическое действие внутри эпизода происходит по закону драматургической кривой. В сценариях театрализованного представления развитие действия всегда строится на эпизодах. Эпизодное построение сценарий театрализованных представлений заимствован у театральной драматургии. Кульминация - по общему определению это вершина развития действия пьесы. В каждой пьесе есть некий рубеж, который знаменует собой решительный поворот в ходе событий, после которого изменяется сам характер борьбы. Начинает стремительно надвигаться развязка. Она играет важную роль идейно-художественной концепции пьесы. Развязка помогает зрителю окончательно определиться в понимании сути происходящего, способствует раскрытию замысла автора, раскрывает идейный и нравственный пафос драмы. Развязка завершает мысль автора, ставит точку в действии. Развязка это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или нечеткость оставляют ощущение незавершенности театрализованного представления. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для проявления активности участников театрализованного представления.

Тема: В каждом начальнике – царь

Идея: Ничто человеческое не чуждо.

Сверхзадача: Даже очень занятой человек должен уметь отдыхать.

Конфликт: (скрытый) Разделение себя на две ипостаси.

Экспозиция: Поиски себя.

Завязка: Встреча царя с народом.

Развитие действия: 1 перипетия: общение царя с народом; 2 перипетия: обращение царя к народу.

Кульминация: Манифест царя.

Развязка: Всеобщее ликование.

Финал: Царь и народ едины.

 

 

Б- 6.споросить

Б-7

 

Билет№8
Игра – это вид непродуктивной деятельности говорит философия. Но мотив игры заключается
- игра переплетена с магией (любов.) искусства
- игра театрализованного жизненного действия
- игра всегда драматична (кто-то выигрывает, кто-то проигрывает), в ней есть конфликт (не специфический не построенный на обострениях)

Классификация игры
- интеллектуальные (викторины, шарады)
- подвижные (спортивные, экстремальные)
- развлек.-спортивные (папа мама я, забег большой на стадионе – с тазиками – на шпильках)
- развл. Дидактические (обучающие)
- коммерческие игры (преферанс, футбол, бильярд, казино)
По составу игры бывают
1) сольные (на компьютере)
2) групповые (фольклорные, развлекательные)
3) массовые (флэш-моб, футбол)

Функции игр:
- для детей- 1)воспитывающие, 2) развивающие игра как орнамент общения человека
- коммуникативные (отработ. принципов, характера человека)
- диагностические (важно для психолог.)
- развлекательная
- самореализации (помню ли я, могу ли я)
- межнациональные коммуникации, позволяет модулировать разные ситуации, воспитать чувство толерантности.

1. Кто будет играть
2. Где будут играть, место проведения, возможно ли создание игрового поля
3. Сколько стоить будет игра, сколько на призы, какой реквизит, костюмы для театрализации (команда крестики мед шапочки с крестиками, команда нолики цилиндр с ноликами)
- замысел игры (подвижный, застольный, интеллектуальный)
- театрализация (образ ведения один или два ведущих)
- зачин игры (экспозиционную подготовку команд, распределяем игровые роли, выбираем игровые роли, капитан, кто в поддержке, есть ли домашнее задание, какова игровая условность
- этапы, эпизоды, периоды так будет делиться подбор игр исходя из замысла. Существует множество сборников игр, мы отбираем игры которые хотим вставить, если не подходит, переделываем, переиначиваем под свой замысел. Отбираем игры от игры завязки первого соревнования, когда сговорившись об условиях условного, потом отбираем игры по нарастанию интереса, соблюдаем закон чередования (подвижные – неподвижные, кричалка с тихой игрой)
«Подводка» игровой ситуации, театрализации, мотивации игры. Продумываем судейство, правила игры. Правила нельзя менять по ходу игры. Ведущий не имеет право делать негативные замечания играющим, он имеет право на позитив. Внесение условий – кто победил, ведущий должен быть объективен.
Вручение призов: чем меньше приз с тем большей помпой его вручают. Чем богаче люди, тем щепетильней они относятся к призам.

 

БИЛЕТ 9 Виды концертов
сольный, моно - спектакль, камерный, эстрадный, театральный, галаконцерт, сольнокамерный и т.д. Концепция концерта: тема, идея, замысел в опоре на выразительные средства на творческие силы: какие коллективы, какая техника, какие средства. Жанр и разрешение действия и контр действия – интрига, конфликт.

Концертное действие складывается из чередования номеров. Законы составления концерта:

Вся программа составляется таким образом, чтобы естественная трата энергии зрителей компенсировалась усиливающейся ударностью номеров

Закон «технических» причин: на сцене нужно успеть сделать перестановки(декорации, станки для хора, опустить штанкеты).

Закон чередования:
а) сначала серьёзное потом смешное

б) сначала трудное для восприятия потом лёгкое
в) чередование мужского и женского пола (мужской рассматривают лучше)
г) чередование по количеству участников (массовое, сольное и т д.)
д) цветовое восприятие(отсматривать костюмы участников по цвету)
е) чередование участников по возрасту (дети вперёд обычно, исключение детские концерты, фестивали)
ж) чередование технических возможностей (видео, подсветка, и тд.)
з) чередование жанров

4.Чередование жанров

5.Тематическое сочетание(басня – смешной рассказ, Ротару и Пугачёва)

6. Чёткость перехода от номера к номеру

7. Затянутость номера – избегать!

8. Закон подготовки к восприятию концерта (афиша, объявление, анонс)

 

 

Билет 10
Театрализация- организация в рамках праздника материала (доку­ментального и художественного) и аудитории (вербальная, физиче­ская и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации. Создавая массовые представления, режиссер должен стремиться стимулировать воображение актеров и зрителей укрупненными сценическими символами, наиболее полно отражающими суть реализации
1)Театрализовать материал, это прежде всего построить его по принципу драмы
а)событийность
б)конфликтность
в)развитие
г)эмоциональность
д)сквозное действие, сверхзадача
2) Театрализовать материал, это значит пользоваться языком театрализации.
3)Театрализовать материал, значит присвоить роли всем действующим лицам
Язык театрализации необходим для того, чтобы давать мероприятию художественно-образное (замысел). Ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, аллегория и метафора, с помощью которых режиссер создает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.
1)знак, символ, образ
Знаки всегда что нибудь означают, т.е.представляют или заменяют что-либо в человеческом общении. Знак условно обозначает явление реального мира. Символ (в переводе с греч. языка) означает – пароль, печать, клеймо, метка, цифра, чёрточка, символ, девиз, лозунг, эмблема, вензель, герб, шифр, марка, этикетка, ярлык, след, отпечаток, тату, рубец.
Символ –знак выражается в манере игры, в оформлении и т. д.
Метафора- в метафоре лежит принцип сравнения одного предмета с другим, на основе общего для них качества.
1)метафора-сравнение –объект прямо сопоставляется с др. объектом с другим объектом(колоннада рощь)
2)метафора –загадка, в которой объект защищается другим объектом.
3)метафора, в которой объекту приписываются свойства других предметов(ядовитый взгляд)
Метафора реализуется в оформлении, в деталях, в цвете.
Метафора пантомимы
Метафора мизансцены(движение)
Метафора актёрской игры
Аллегория-это иносказания, изображения отвлечённые от конкретного поставленного образа.

Б -11 Славянская календарная обрядность
Обряд – это совокупность установленных обычаем действий, в которых сочетаются бытовые, социальные, религиозные традиции. Компоненты народных обрядов: песни, танцы, игры, пословицы, заговоры вбирающие в себя всё бесценное творчество народа за многие века.

Ритуал- это исторически сложившаяся форма символического поведения, которая выражает взаимоотношения и ценности, ритуал это метод социального воспитания. В современном обществе дипломатичный протокол, ритуал приветствия, воинские ритуалы. Особо богата ритуалами церковь.

Праздничный ритуал – это шествие приобщённость к какой ни будь идее.
Ритуал в песнях, пантомимах, танцах, молитвах.
Славянская календарная обрядность
Культ солнца – как культ огня. Все язычники солнце поклонники
Ярило солнце – солнце поклонники. Масленица праздник солнца
Нестинарные танцы – танцы на огнях
Посолонь – танец по кругу
1круг девственницы по часовой стрелке
2круг мужчины против часовой стрелки
3круг рожавшие женщины, дети, старики по часовой стрелке
круги разрываются образуются пары, пары бегут что есть силы, падают и крутясь образуют круг на земле катаются по часовой стрелке

Красный цвет – знаковый в одежде высказывание и вера в благодатную силу пламени
Свечи разного цвета тоже поклонение огню
Факел – факельное шествие.
Ритуальные огни- огонь памяти (9 Мая День Победы)

 

В-13. В сценарии театрализованного представления художественный материал свободно взаимодействует с документальным, что создаёт уникальную драматургическую ситуацию.

Художественный материал это совокупность произведений всех видов искусств.

Документальный материал – это информация о людях, явлениях, событиях, имеющих место в реальной действительности. Носителями такой информации может выступать бумага, кино-, видео-, аудиоплёнка, электронные носители.

Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала.

Первый способ. Сценарист исследует факты, связанные с определённым событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. У Поля Валерии, французского литературоведа и эссеиста, есть выражение «Лев состоит из съеденной баранины». Т.е. чтобы не питало ум, фантазию или воображение сценариста (баранина), он создаёт нечто новое по отношению к изученному материалу, оставаясь в творчестве самим собой (львом).

Второй способ. Сценарист подбирает документы, тексты, аудио-, видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные, хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя так называемый эффект монтажа.

Возникает сценарий, который называют компилятивным (лат. «компиляцио» от «компилар» - грабить). Но чаще всего в драматургической работе присутствует смешанный материал. В таком случае в сценарии наряду с авторскими текстами возникает документ, рядом с оригинальной песней – известный кинофрагмент.

В различных формах театрализованных представлений пропорции обрабатываемого и нетронутого материала различны. В Сценарии театрализованного концерта оригинальный текст минимален. В конкурсной программе наоборот. Главными являются авторские игровые придумки и текст ведущего, а концертные номера, пронизывающие представление, занимают довольно скромное место. Однако в начале написания сценария ведётся отбор документального и художественного материала. Главные требования, которые к нему предъявляются следующие:

1.Соответствие материала основным компонентам замысла (тема, идея, жанр, сценарный ход).

2.Стилистическая совместимость материала. В рамках одного сценария соседствование литературных текстов разных авторов почти всегда порождает безвкусицу. Причины этого – разный художественный уровень используемых произведений, приверженность поэтов и писателей к различным школам и направлениям и авторская индивидуальность.

3.Новизна используемого материала. Постоянно повторяющийся тематический канон (годовой цикл праздников) приводит к тому, что из сценария в сценарий кочуют одни и те же литературные фрагменты, одни и те же вокальные произведения, одни и те же художественные и документальные видеоролики. Всё это приводит к стандартным драматургическим решениям и обесцениванию театрализованного представления.

4.Художественный материал должен быть высокого качества. Не стоит злоупотреблять стихами из календарей, рассказами из второсортных газет и журналов, фрагментами из репертуарных сборников. Убогий материал рождает убогий сценарий.

5.Документальный материал должен быть правдив. В первую очередь это касается материала добытого эксклюзивным путём. Здесь вступают в действие законы журналистики, выслушивать мнение разных сторон.

 

 

БИЛЕТ 14

Массовый праздник имеет разнообразие средства идейно - эмоционального воздействия. Онисоставляют палитру сценариста и режиссера. Это: 1.Живое слово –оно создает образы, которые могут непосредственно воплощать и передаватьдействия, чувство. Настроение и переживания людей. Именно живое слово создает атмосферу общения между сценической площадкой и любой аудиторией.. кроме того.Оно несет конкретный материал. В использовании устных выступлений нужны строгиепропорции. Любое такое выступление участника должно естественно включается вход действия, искусно вплетаться в ткань сюжета. Речь ведущего, которая заключает в себе важную мысль, соединяет эпизоды, излагает то, что неподдается показу, инсценированию. Обычно сценарист и режиссер массового праздника стремятся к тому, чтобы ведущий не просто нес определенную смысловуюнагрузку, а был полноправным действующим лицом представления, его театрализованным персонажем. Очень часто для создания образа ведущего берутся знакомые широкой массе персонажи театра, кино, эстрады. Поэтическое слово – имеет сильное воздействие на зрителя, особенно если стихи точно подобраны. Говоря о слове, как выразительном средстве массового праздника,мы рассматриваем его и как документальное, публицистическое слово, и как художественное в таких его жанрах, как проза, драматургия, поэзия Средства искусства
Вкачестве других выразительных средств в выступают различные виды искусства,которые используются в качестве инсценировок, фрагментов из спектаклей икинофильмов, песен, музыки, отдельных художественных номеров. Эти виды искусства воздействуют силой художественных образов, позволяют воспроизвестисобытия в их движении и развитии, передать историко – бытовую обстановку, перенести участников из одного места действия в другое, за считанные минуты показать общественные процессы. - Средства искусства, используемые в массовом празднике, эмоционально настраивают его участников, усиливают воздействие происходящих на сценической площадке событий. Передают чувства действующих лиц, дополняют идвигают вперед действие. Искусство в качестве выразительного средства театрализованного массового действа может выступать в нём и как иллюстрация, и как движущая сила сюжета, и как ассоциации. Иллюстрируя какую – либо мысль, чаще всего применяют методический приём продолжения этой мысли средствами искусства. Ассоциация – стремление спомощью образов уже существующих, знакомых, усилить звучание тех или иных компонентовсюжета, сделать ярче, глубже. Понятнее реальный образ современника.Ассоциативность является важным методом использования искусства как одного изкомпонентов в драматургии и режиссуре театрализованного массового действа.
Музыка. Она может быть очень плодотворно использована сценаристом и режиссером в театрализованном представлении. Чаще всего речь идет о своеобразной музыкальной драматургии сценария, которая строится на синтезе готовых музыкальных произведений, принадлежа разным композиторам. Иногда неудачно подобранная музыка может затянуть темпо – ритм праздничного представления, не придать ему нужной эмоциональной краски, темперамента. Песня очень часто удачно вмонтированная песня может быть внутренней пружиной, стержнем эпизода. Большое место занимают музыка и песня в прологе и финале массового действа. В использовании музыкальных форм как компонента массовых праздников есть широкие возможности для творчества.
Художественное и документальное кино.
Особенно удачно используется оно в прологе, помогает как бы перенести участников в эпоху тех или иных исторических событий, готовит к последующей встрече с героями этих событий. Киноматериал позволяет усилить в нужном сценаристу и режиссёру направлении звучание того или иного эпизода, укрупнить его до массового действа.
Видео проекция. Лазерное и водное шоу.
Он позволяет плавно перевести действие в новую плоскость, вытеснить одно изображение другим. Показать орнамент. Пейзаж. Живопись, портрет. С помощью видео проекции можно построить театрализованный рассказ о герое праздника, используя страницы его биографии.
Режиссер современного массового действа практически может дать на экран любую по размерам и форме проекцию, создать теневую проекцию, световой занавес, подсветить нужную деталь оформления
Хореография и спорт.
Синтез спорта, хореографии и пантомимы – чрезвычайно сильное и яркое выразительное средство в палитре сценариста и режиссёра массового праздника.
Работа режиссера и сценариста в жанре массового праздничного зрелища предполагает Умение пользоваться партитурой света и звука, значение которых особенно пользоваться партитурой света и звука, значение которых особенно существенно именно теперь,когда новейшие технические средства – источники света, проекционная и звукозаписывающая аппаратура –безгранично расширяет возможности световых и звуковых эффектов.

 

 

БИЛЕТ 15

Вятские обряды, ритуалы, игрища.
Обряд – это совокупность установленных обычаем действий, в которых сочетаются бытовые, социальные, религиозные традиции. Компоненты народных обрядов: песни, танцы, игры, пословицы, заговоры вбирающие в себя всё бесценное творчество народа за многие века.

Ритуал- это исторически сложившаяся форма символического поведения, которая выражает взаимоотношения и ценности, ритуал это метод социального воспитания. В современном обществе дипломатичный протокол, ритуал приветствия, воинские ритуалы. Особо богата ритуалами церковь.
Праздничный ритуал – это шествие приобщённость к какой ни будь идее.
Ритуал в песнях, пантомимах, танцах, молитвах.
Церемония – (это благоговение) торжественно официальный акт, зафиксированный протоколом.
Церемониал – это тоже что и церемония, но ещё торжественней.
Вятские обряды, ритуалы, игрища.
Своеобразие Вятки:
1. Глубокое сохранение обрядов, ритуалов, традиций.
2. Своеобразие, свое обычае в поговорке. «Вятские, что с нас возьмёшь» вятский характер.
3. Как из глубин земли деревья. Мы все корнями из деревни (исконная любовь ко всему природному)
Праздники: Пасха, Троица, Рождество, Масленица.

Локальные праздники: - свадьба (девичник, мальчишник, смотрины, выкуп)
- проводы в армию
- поминки по усопшему (9, 40 дней, годины)
Вятские игрища:
1.Троециплятница (осенью, которая высидела 3 цыплят для молодухи у которой нет детей. Женщины собираются кто, что принесёт: вино, капуста, хлеб, ничего магазинного курицу троецыплятницу приносят, приглашают не детородного мужчину (дед или мальчик) отрубает ей голову, курица бегает окропляет всё кругом, курицу варят с лапшой. Учат молодуху, чтоб она понесла. Молодуха куриные косточки хранила за хлевами сама.
2. Метище – в северных районах. На мерище парни приглядывали себе девок(метили).На главную улицу выносят скамейку где сидят старики и дети. Девушки с одного конца улицы шли и пели песни (шестёрками) они должны были ещё успеть переодеться. А парни шли с другого конца улицы и одаривали девушку которая понравится. (происходило всё 1 раз в год ещё до сенокоса, но после того, как всё посеют).
3. Вечёрки – работные и праздничные
Работные – собирались и пряли, вязали, шили, ткали и принимали в свои ряды девушку загоняли в «поньку». Старшие просили принести кукол и смотрели если куклы одеты, обшиты хозяйственная. Водили хороводы, заплетали косу, одевали юбку.

 

 

БИЛЕТ 16

Методы создания массового праздника

Зачем создавать сценарий, если нет социального заказа

Офиц. организм – заказчики праздника

Национальные общины – заказчики

Индивидуальный социальный заказ

Праздник может быть растянуть во времени (весь день) и пространстве (несколько площадок)

Сценарий зависит:
1. Замысел вытекает из стоимости. Необходим: символ, знак, образ праздника, гимн.
2.Разрабатыватся ритуал открытия праздника
3.Движение массового праздника - как будет перетекать из одного места на другое, нужно учесть интересы всего народа (населения) план пишется
4. продумывается не только зрелищная часть, но и момент соучастия

5.Продумывается документальность, должен быть герой

Герой праздника не обязательно настоящий может быть юмористический, герой труда, многодетная семья, местный поэт, собирательный образ, масленица тоже герой. Кроме героя нужно продумать пиршества. Праздник должен быть продуман еда питьё туалеты. Яблочный спас, Медовый спас, Масленица, Святки.

«Истобенский огурец» - фестиваль народного творчества и юмора. Праздник традиционно проводится в старинном селе Истобенск на берегу реки Вятки в последнюю субботу июля. Соленые огурцы – гордость Истобенска. Выращивание, засолка и хранение огурцов – одна из уникальных особенностей этой местности. В программе праздника: ярмарка, чествование огородников-огуречников, народное гулянье с ряжеными, хороводы,конкурс песенный, продажа сувениров.

«Вятская свистунья» - это очень древний и традиционный Вятский народный праздник. Изначально он носил название «Свистопляска», именно поэтому одно из прозвищ вятчан долгое время было «свистоплясы». Обычно этот праздник отмечался в четвертую субботу после Пасхи. «Вятская свистунья» носит статус праздника-ярмарки и приурочен к дню города. Вообще, в прошлые времена праздник «Вятская свистунья» был посвящен поминовению умерших предков, которых поминали по-особенному – весельем, народными песнями и плясками и, конечно же, свистом в глиняные дымковские игрушки-свистульки.

«Вятский лапоть» – фестиваль народных промыслов, который с 2009 года проходит в поселке Кильмезь в середине июля. По словам организаторов, название родилось из бренда «вятский лапоть», известного с 19 века, когда высококачественная лыковая обувь из здешних мест высокого ценилась по всей России. «Вятский лапоть» – это также народное гулянье, на которое кильмезяне и гости из других районов и регионов приходят и приезжают всей семьей, иногда даже в национальных костюмах. На сцене фестиваля целый день выступают народные коллективы с песнями, танцами, частушками. На фестивале ходят в лаптях, проводят спартакиаду в лаптях, плетут лапти и даже награждают премией «Вятский лапоть».


 

 

БИЛЕТ 17

 

Сценарный ход. Виды сценарных ходов.

Сценарный, сюжетный ход – это способ объединения

материала, как бы стержень, на который нанизываются бусинки эпизоды.

(предновогодие: украли мешок с подарками, расследование, сквозное вернуть мешок, кульминация медведь нашёл мешок)

Сценарные ходы.

Сюжетный (из-за чего начинается, развивается и побеждает)

Любовная история(встретились, полюбили, строили козни, договорились, свадьба, жили долго и счастливо)

Логика исторического процесса(ВОВ от объявления войны до победы)

Логика производственного процесса(как из колоска хлеб, как из ткани Тане сарафан)

Круг сансары(жизненные явления, рождение 1 шаги, рост….)

 

Нумерология(закон триединства в течении мероприятия 3 значимых явления, 12 знаков зодиака, 7 чудес света, стихий: земля, вода, воздух, огонь, метал, человек, космос)

Монтажный приём состыковки задаётся блок-тема(день семьи: фундамент любовь, 4 стены-4семьи(разные плоскости богатая, бедная, музыкальная, спортивная, крыша – будущее детей)

Путешествие по времени, по пространству.

Заимствование сюжетного исхода.

Сценарных ходов может быть очень много около 20, путей 6(основной инстинкт, деньги, власть, богоискательство, богостроительство, инстинкты)

Фабула – это краткая история событий, когда в одной фразе можно передать всё содержание. Это скелет сюжета,стержень, на который нанизывается событийное развитие.

Интрига – это способ заинтересовывания, напряжения внимания зрителей.

Коллизия – общий вывод, идея для одного зрителя.

 

 

Композиция литературно-музыкальная - это монтаж (соединение) разно жанровых произведений литературы и искусства, объединенных темой и идеей.

 

 

Технология создания сценария

Всё начинается с мысли. Она неотступно следует за вами днем и ночью, просится на бумагу и хочет быть высказанной. Основная главная мысль автора, та мысль, ради которой он садится за сценарий – называется авторской идеей. И только затем мы начинаем искать круг проблем, тщательно отбирая их в окружающей нас жизни, для того чтобы наиболее точно выразить нашу идею.

Зачастую нас вызывают к руководству и вменяют в обязанность написать сценарий к той или иной «дате» или к какому-нибудь юбилею, ну, например, своей организации. Так что, это – тема, идея – о чем пойдет речь. Тема – это круг жизненных событий, явлений, которые найдут своё отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать о чём-либо. Не профессиональный сценарист ограничится подбором стихотворной строки для броского названия и начнёт писать так называемый сценарий, усердно вталкивая туда весь тот литературный материал, который был под рукой лихого автора. Композиция такого сценария, обычно, строится в хронологическом порядке: в прологе – рассказ, как предприятие организовалось, в кульминационной части – выступление администрации, в финале – концертная поздравительная программа. И соединит весь сценический винегрет ведущим или двумя. Ну и что? С какой мыслью ушёл зритель из зала, что нового он открыл для себя? А ведь к этому дню он готовился, это и его праздник. Типичная ошибка некоторых практиков – они нередко с самого начала стараются подать зрителю идею в готовом виде, но их задача состоит в другом – пробудить активное восприятие действия заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи будет подчинена развитию действия. Необходимо, чтобы в идее была выражена та мысль, которая будет созвучна с чувствами тех, кто придёт на программу и кому она посвящается. Идея должна быть выражена в глагольной форме. Ну, например: «Вы освещаете дорогу поколеньям», «Мы птиц отправляем в полёт», тема должна помочь отразить данную идею, раскрыть ее с помощью интересного сюжетного материала. Даже если мероприятие задумано как развлекательное, всё равно оно должно иметь свою цель и чётко выраженную тему, иначе оно не затрагивает зрителя и ничего не даёт его душе и мысли.

Рассмотрим несколько сформулированных идейно-тематических основ сценария: 1) Идея: «Мы птиц отправляем в полёт» - Тема «День Учителя»;

2) Идея «Я должен петь до одури, до смерти» - Тема: «Творчество В. Высоцкого».

Таким образом, зрелищный сценарий, прежде всего, должен иметь крепкий фундамент – идейно-тематическую основу. Сценарист должен знать, ради чего (идея) он взялся за перо и о чем (тема) он будет рассказывать своему будущему зрителю. А вот через что? Каким образом?

Итак, идея выстрадана, тема определена, можно ли садиться за сценарий? Однозначный ответ – нет, нельзя! Не хватает еще одного очень важного элемента в структуре сценарной драматургии: единого художественного образа (сценарно-режиссерский ход), через который и будет раскрыта тема и доведена до зрителя идея будущего мероприятия. Прежде чем приступать к разработке сценария, попробуйте найти единый прием его ведения, стержень, соединяющий все эпизоды, увлекательный ход, который удержит интерес зрителей до конца мероприятия. В этом поможет развитие ассоциативного мышления. Кстати, мыслить ассоциативными образами, всегда, было профессиональной специфической чертой людей, принадлежащих искусству. Например, мы определили для себя тему: «День рождения города». А далее начинаем ассоциировать эту тему с какими-либо образами, возникающими в нашем сознании:

Мой город – дворик моего дома;

Мой город – моя школа;

Мой город – золоченые купола церкви;

Мой город – лица людей: веселые и грустные, молодые и не очень и т.д.

Теперь нам остается только выбрать тот образ, который наиболее ярко способен раскрыть тему и соответствует нашим сценическим возможностям. Но при этом необходимо помнить, что сценарно-режиссерский ход должен быть выражен в трех видах:

1.декоративно-образном

2.музыкально-образном

3.образно-игровом.

Все три вида должны быть следствием одного смыслового хода сценарного построения темы. Например, если мы готовим какую-либо игровую фольклорную программу, можно использовать довольно традиционный, но выразительный сценарный ход – ярмарка. И тогда всё представление должно быть простроено в стиле ярмарочного балагана, где декоративно-образным ходом может быть ярмарочная карусель, раскручивающаяся в определенные смысловые моменты и приводящая нас к новому действию; музыкально-образным – конечно, постоянно звучащая русская народная музыка, а образно-игровым – скоморохи и ярмарочные зазывалы, которые будут соединять все действия. Т.о. сценарно-режиссерский ход – это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий и цементирует действие в его логическом развитии.

Итак, мы определили идейно-тематическую основу, нашли сценарно-режиссерский ход, что же дальше? А дальше – очень интересный этап работы над сценарием – его композиционное построение.

Композиция – это способ группировки материала, составляющего ткань произведения, организация действия и соответствующее расположение литературного материала. Существуют определенные закономерности в построении сценария. Все начинается с экспозиции ( пролог), которая служит вводом в действие, является своеобразным коротким рассказом о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Например, экспозицией программы «Любимая Россия», посвященной патриотической тематике, может быть выступление хореографического коллектива с народным танцем, демонстрация народного стилизованного костюма, видеосюжет с изображением бескрайних просторов Родины, стихи или песня и др. Подобное действо уже готовит зрителей к дальнейшему восприятию мероприятия, фиксирует внимание зрителей на будущей теме, вводит их в атмосферу и делает своими союзниками.

Экспозиция в сценарии обычно плавно перерастает в завязку. Завязка действия – это событие, с которого начинается основной конфликт, благодаря завязке все дальнейшие события получают возможность развития. Далее следует блок основного действия – т.е. изображение событий в котором решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных эпизодов. Цепь эпизодов объединяется в сценарии в стройную композицию сценарным ходом. Развитие действия подчиняется методическим требованиям:

- строгая логичность построения и развития темы

- законченность каждого эпизода

- органическая связь эпизодов

- нарастание действия в его движении к кульминации

Очень важным элементом сценарной композиции является кульминация – это высшая точка развивающегося действия, которое является основным этапом в построении сценарии. В обряде кульминацией является ритуальная часть, ради которой и вершится сам обряд (провозглашение мужем и женой, дается имя новорожденному и т.д.); в тематическом вечере кульминацией является эпизод с реальным героем; в празднике – театрализованное зрелище, которое раскроет его сущность.

И, наконец, - развязка, т.е. способ разрешения конфликта, который избирает сценарист. Отсутствие развязки рождает ощущение незавершенности действия.

Таковы важнейшие элементы построения любого драматического произведения. Т.о. экспозиция организуется в прологе сценарного действия и основное назначение пролога в том, чтобы вывести зрителя на тему представления, создать необходимую атмосферу для наиболее полного раскрытия этой темы. Завязка должна быть в первом эпизоде сценария, это основное событие, с которого начинается развитие конфликтной ситуации. Кульминация находится в центральном эпизоде основного действия. Развязка должна находиться в последнем эпизоде, где всё заканчивается, конфликт исчерпан, главная идея, ради которой всё и происходило. Эпизодов в основной части сценария может быть от двух до пяти – более пяти уже не воспринимается зрителем, менее двух – не раскроют тему. В крупных зрелищных формах эпизоды формируются в отдельные блоки (игровые программы, спортивные состязания и др.), каждый блок несет свою тему, которая работает на общую тему представления.

Итак, идейно-тематическая основа, сценарно-режиссерский ход, композиционное построение будущего мероприятия – это не только элементы структуры зрелищного сценария, но и основные этапы работы над ним. Далее уже следует подбор литературного, документального и художественного материала.

Формируется сценарный материал, в основном, методом художественного монтажа. Построение целостной картины из отдельных кусков, элементов, прием, при котором можно отбрасывать все лишнее, оставляя только самое главное, существенное и значительное. Именно в компоновке, в отборе, в монтаже отдельных документов, фактов, номеров музыки, пластики и проявляется мастерство сценариста. Материал, который объединяется в сценарии, должен иметь внутреннюю логическую связь, тематическое единство, отвечающее идее. Существуют следующие приемы художественного монтажа:

Контрастность – это сближение противоположных по смыслу элементов. По контрасту можно строить не только эпизоды, но и номера. Здесь важно, чтобы зритель видел как бы все время два факта, два явления, два действия. И тогда достигается острая выразительность, идейная направленность.

Параллелизм – параллельно могут развиваться две линии, два сюжета, две судьбы.

Одновременность – действие одновременно происходит на нескольких площадках: на сценической площадке и на экране, или в разных частях зрительного зала.

Лейтмотив – напоминание, подчеркивание основной мысли сценария.

Последовательность – формирование материала в хронологическом порядке, исторически последовательно, природно обусловлено, в логически поступательном развитию

Как правило, практически все сценарии зрелищных представлений написаны методом монтажа различных литературных и художественных жанров, в этом и заключается специфика сценарной драматургии. Но существуют и авторские сценарии, в которых все, от первого до последнего слова, принадлежит автору, в том числе стихотворные и песенные тексты.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 40. Теория международной торговли | Как правильно должен выглядеть обжатый сетевой кабель
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3460 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

952 - | 880 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.