Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История европейской социологии




Контрольная работа

по дисциплине «Основы социологии»

ВАРИАНТ № 1 (по теме: Становление социологии)

 

студента 1 курса

направления

«Социология»

очная форма обучения,

группа 26С 112

Гутенев Антон.

Проверил:

Любимова Е.А.

 

Тюмень 2012

 

Дата

 

31.05.2012

 

 

 

История европейской социологии

 

Термин "социология", как было указано в начале, принадлежит О. Конту. Он выдвинул идею социальной физики - так первоначально обозначалось новое направление в науке. По мнению Огюста Конта, социальная физика не сводит явления общественной жизни к физическим. Специфика социального учитывалась французским ученым в рамках позитивного синтеза, своего рода системы наук.

О. Конт был одаренным и по-своему оригинальным человеком. Не получив в молодости систематического образования, он провозглашает принцип умственной гигиены, игнорируя научные публикации, кроме собственных, дабы не засорять ум бессмысленной информацией: меньше читать, чтобы больше знать.

Иерархия основных наук выглядит, с точки зрения О. Конта, так: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. Следовательно, социология основывается на законах биологии, без них невозможна, но имеет сверх этого нечто свое, своеобразное. Сложившаяся к эпохе Просвещения система наук, по его мнению, представляет собой исторический процесс развития науки от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая последующая ступенька - наука более высокого порядка, но подразумевает предыдущую как необходимую предпосылку.

О. Конт ввел в науку об обществе понятие "система", которое остается до сих пор центральным в социологии, и выделил три стадии исторического развития:

теологическое состояние (древность и раннее средневековье);

метафизическое состояние (период XIV-XVIII вв.);

позитивное состояние - наступающая эпоха.

Каждое из этих трех состояний образует всю основу жизни общества.

Теологическое состояние. Так, теологическое состояние умов приводит к формированию военно-авторитарных режимов, поскольку представление о богах ассоциируется с представлениями о героях, к которым так или иначе относят себя знать, племенные вожди, аристократия и т.д. Свое логическое завершение теологическая стадия общественного развития достигает в католическом, феодальном режиме.

Считая биологию фундаментом социологии, О. Конт объяснял механизмы индивидуального и коллективного поведения инстинктивными импульсами, которые образуют чувства. Кроме них Конт упоминал военный инстинкт человека, а также производительный, изобретательский и т.п.

По мере развития интеллекта пробуждается критицизм, подрывающий религиозные убеждения. В средневековом, феодальном, жестко регламентированном обществе социология не могла возникнуть. Зачем Чингисхану социология? Разумеется, не нужна она и обществу с тоталитарным режимом.

Вместе с падением веры начинается распад социальных связей, происходят революционные кризисы, наступает метафизическая стадия. Это период промышленной революции в Западной Европе, население которой О. Конт считал элитой человечества. Все эти достаточно оригинальные мысли были высказаны французским ученым в начале прошлого века.

По мнению О. Конта, социология должна противостоять радикальным революционным теориям, чтобы обеспечивать эволюционное развитие общества, без катаклизмов и анархии.

Основные кирпичи в фундамент социологической науки заложены К. Марксом. Общеизвестно, что научный прорыв Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Г. Гегеля для анализа исторического развития.

На основе рассмотрения различных способов производства он создал учение об общественно-экономических формациях, которое стало методологией марксистской социологии. К Марксу нам придется обращаться не раз по мере изучения курса социологии.

В учебнике патриарха современной социологии Н. Смелзера о К. Марксе и его теории конфликта, другими словами, о теории классовой борьбы, упоминается уже на 25-й странице. Обращения к нему прослеживаются на протяжении всей книги. При том, что автора вряд ли можно отнести к марксистскому направлению социологической науки.

Общепризнанно, что первый классический этап развития социологии - 1850-1920 гг. Это время Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера. Классические традиции социологической мысли сформировались к концу Первой мировой войны.

К числу известных социологов данного этапа можно отнести:

Георга Зиммеля - создателя формальной социологии;

Джоржа Георга Мида - одного из основоположников прагматизма в социологии;

Зигмунда Фрейда - создателя психоанализа, принципы которого широко использовались в социологии.

Речь идет о гипотезе, согласно которой в человеческой жизни доминируют бессознательные импульсы, в основном, сексуального характера. Проблема разрешения сексуальных импульсов имеет, по З. Фрейду, решающее значение не только в индивидуальном развитии человека, но и в историческом процессе. В этом ракурсе З. Фрейд рассматривает возникновение государства, религии, морали, этических норм, санкций и т. п. Сублимация сексуальной энергии, считал З. Фрейд, лежит в основе художественной и других видов культуры. Его представления об обществе "вождь-элита-массы" дали авторитарную схему общественной организации. З. Фрейд полагал, что массы ищут вождя или поклоняются ему, жаждут отказа от самостоятельности. Среди социообразующих факторов на первом месте - принуждение.

Одним из российских представителей этого периода можно назвать Николая Бердяева - русского религиозного философа и социолога, представителя персонализма, скорее -истории философии.

Создание методологии социального познания во многом связывается с именем Макса Вебера. Основная его работа - "Протестантская этика и дух капитализма". По его мнению, именно протестантизм возвысил обыденную трудовую деятельность мирянина до уровня высочайших религиозных ценностей. Это новый тип человеческой цивилизации, в основе которой лежат напряженная активность, моральная дисциплина, трудолюбие, честная работа, праведно накопленный капитал и достаточно аскетический быт.

Макс Вебер полагал, что западноевропейский капитал - явление в истории уникальное, ибо не могут повториться протестантизм с его трудовой этикой, индивидуальные свободы, необычная экономическая структура, независимые университеты, наличие сильного денежного класса. Все это было в Западной Европе. Макс Вебер считал, что Россия не могла реализовать идеи такого капитализма. Причины он видел в неразвитости средних городских слоев, господстве традиционной общины и соответствующей идеологии: "бедность - не порок" - значит, не стыдно лежать и на печи. По мнению М. Вебера, зрелый капитализм, импортированный в отсталую страну, только усилит радикальные элементы, которые приведут к революции, укрепят власть бюрократии. Он специально изучал русский язык и работал с первоисточниками.

Социология развивалась в основном в Западной Европе, но свой вклад в социологическую науку внесли и русские мыслители:

Г.В. Плеханов,

П.Л. Лавров,

Н.К. Михайловский,

В.И. Ленин,

Н.Я. Данилевский,

П.А. Сорокин.

Вероятно, особые условия повлияли на то, что в России социология не была востребована обществом. Достаточно назвать Питирима Сорокина - молодого профессора Петербургского университета, талантливого социолога, насильно высланного властями за границу в 20-е гг.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 463 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2311 - | 2016 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.