Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие Универсума. Представления о материи в философии и в науке




(к материалам лекции)

 

Классическая философия подходит к рассмотрению мира как единой целостной системы, развертывание и существование которой определяется универсальными законами. Среди разнообразных понятий, фиксирующих мир как предмет классической философии, наибольшего распространения получило понятие «универсум». Оно обладает интегральным статусом, который органично соединяет философские и естественнонаучные аспекты в понимании действительности.

 

В рамках онтологии и метафизики одной из проблем, привлекающих внимание, является проблема поиска оснований бытия и, соответственно, оснований Универсума. Основание бытия в философии называют субстанцией, а подход к решению данной проблемы – субстанциальным. Такое основание может быть одно (в монизме), два (в дуализме), множество (в плюрализме). Оно может быть материальным (в материализме) или идеальным (в идеализме). К категориям субстанциального подхода следует отнести также категории «субстрат», «модус», «атрибут», «акциденция». Категория «субстрат» по своему значению близка субстанции, и в широком смысле они совпадают. Но субстанция – основа бытия в целом, а субстрат – основа конкретных проявлений бытия или модусов. Субстрат также может быть материальным или идеальным (в зависимости от направления в философии, определяемого решением основного вопроса философии). Атрибут – это неотъемлемое свойство, без которого Нечто существовать не может. Акциденция – случайное свойство, которое может быть, а может и не быть; на существовании Нечто это не отражается.

 

Субстанциальный подход в онтологии – исторически первый. С древнейших времен субстанция понималась как нечто единое, неделимое, неизменное, такое, что существует от века и может служить основой и началом всего сущего. Именно такова субстанция в первых собственно философских учениях элеатов (Парменид, Зенон, Ксенофан). Внешний природный мир – текучий и изменчивый – для роли основания всего сущего не подходил (фундамент должен быть прочным, тогда здание, на нем воздвигнутое, не развалится). Так же уязвимы множественные модели мира «ранних физиков». По сути, в них субстанция сводилась к субстрату, и в каждой модели он был свой: вода, воздух, огонь, апейрон. Субстанция также понимается у элеатов как трансцендентная природному миру сущность (т.е. вынесенная за его пределы). И сохраняется такое понимание субстанции вплоть до 16 века, когда итальянский философ Николай Кузанский (Кузанец) переносит категорию «бытие» и его основу – субстанцию – из сферы трансцендентной и умопостигаемой в чувственный, природный мир. Но для того, чтобы стала понятной революционность и принципиальная значимость для философии этого переноса, необходимо остановиться подробнее еще на одном аспекте понимания субстанции: на проблеме «единого и многого» в понимании субстанции, в которой отразилась качественная сторона субстанциального подхода.

 

В рассмотрении данной проблемы проявился отголосок мифологического противопоставления категорий. Например, у Пифагора в его понимании субстанции использовано 10 пар категорий, из которых, по мнению философа, строится все сущее. Это «предел – беспредел», «свет – тьма», «нечет – чет», «единое – многое», «правое – левое», «мужское – женское», «покоящееся – движущееся», «прямое – кривое», «хорошее – дурное», «квадрат – параллелограмм». Число, согласно Пифагору лежащее в основе сущего, - это множество единиц, монад, единых. Оно возникает из предела и беспредела, и в космологии Пифагора мир – это предел, нечто завершенное, замкнутое. А вокруг него – пустота – нечто аморфное, неопределенное, лишенное границ, беспредельное. Множественность вещей возникает так: мир «вдыхает» в себя пустоту и посредством этого возникает множественность вещей в мире.

Единое у элеатов приобрело статус бытия. Единое в их картине мира означает то, что цельно, неделимо, не дробится на множество, тождественно само себе. Только оно познаваемо. Для Демокрита единым является атом, для Платона – идея, – и единое в картине мира этого философа – в сфере мыслимого бытия. Общим для различных авторов в понимании этого понятия является нераспространение его на чувственный природный мир. Это и есть истинное. Оно противостоит всему остальному – не-единому. В картине мира Аристотеля положено начало перемещения статуса бытия, истинного в сферу множественного: в чувственный мир. Но этот переход только намечен. И еще средневековые философы утверждают, что единое есть Бог, а все множественное есть Мир. Бог нетождествен Миру как творец нетождествен своему творению и, следовательно, единое нетождественно множественному, т.е. Миру. Бог мыслится вне Мира. Он имматериален. Бог – бесконечное духовное существо.

Николай Кузанский, хоть и является неоплатоником, вносит новую струю в понимание единого и многого. Он переворачивает античную и средневековую онтологию, утверждая, что единое есть все. В такой формулировке единому ничего не противоположно. Оно сливается с миром. Даже Бог со своими творениями. (Данная посылка в конечном итоге ложится в основание пантеистической картины мира). Но божество и есть бесконечное единство. Отсюда, единое тождественно бесконечному и абсолютный минимум тождественен абсолютному максимуму. Следовательно, единое есть бытие, бесконечное есть бытие, многое есть бытие, предел есть беспредельное. Свои рассуждения Н. Кузанский иллюстрирует примером из геометрии: при увеличении радиуса круга до бесконечности он превращается в бесконечную прямую. Диаметр при этом начинает совпадать с самой окружностью. Следовательно, рассуждает Кузанский, с окружностью совпадает и ее центр (который, как мы помним, лежит на диаметре). Центр Кузанский называет минимумом, а получившуюся прямую – максимумом. Противоположности начинают совпадать, и Кузанский приходит к формулировке принципа тождества «наивысшего» и «наинизшего». Кроме Кузанского, на этот принцип указывали Бруно, Спиноза, Шеллинг, Гегель. Представлен он и в математике 16-17 вв.

Рассмотренная иллюстрация важна в понимании процесса перенесения статуса бытия из сферы трансцендентной и умопостигаемой в природный мир, в чувственную сферу. Как уже указывалось выше, именно Кузанец опрокинул античную онтологию. Такое обращение приводит и к определенным космологическим следствиям: Вселенная бесконечна, в ней нет центра или, напротив, центр есть везде (или там, где есть наблюдатель). Земля при этом понимается как рядовая планета, лишается своей сакральности: нет мира подлунного, как нет и мира надлунного (на этой почве появляется в европейской культуре Н. Коперник). Важно такое обращение и для развития науки в Новое время: раз единое есть все и к единому приложимо математическое знание, то оно приложимо ко всему, т.е. к миру природных явлений (античные математики не применяли математическое знание к природному чувственному миру, математические знания распространялись только на сферу идеальных явлений).

 

В философии Лейбница мы можем видеть, как проблема единого и многого решалась в идеалистической философии. В качестве субстанции Лейбниц называл простое неделимое начало, получившее название монада. Это духовные сущности, духи, души, жизни. Они нематериальны. Все они – единицы. Из них слагаются сложные субстанции или множества. Монады есть повсюду, и вся природа потому наполнена жизнью. Монады не имеют частей и потому неделимы. Материальное же бесконечно делимо.

 

Монады совечны миру, их создает и уничтожает Божественная сила. Монады, как говорил Лейбниц, «не имеют окон», т.е. они не сообщаются друг с другом, не влияют друг на друга и не испытывают влияния извне. Другими словами, монады – это абсолютно замкнутое самодвижущееся, саморазвивающееся внутреннее бытие, внутренний микрокосм. Но каждая монада воспринимает в себе самой весь космос во всем его богатстве и разнообразии. Монады «видят» и «понимают» друг друга через самих себя. В итоге, в едином, по мнению Лейбница, заключено многое.

 

Рассмотренные выше примеры-иллюстрации касаются пониманию субстанции в монистической философии, которая признает единственное начало. Свое понимание субстанции дает и дуализм. Классическая дуалистическая версия в рассмотрении субстанции сформулирована французским философом Рене Декартом. В понимании автора в картине мира должны быть представлены две субстанции: духовная и материальная, взаимосвязь и взаимодействие между которыми осуществляется посредством Бога. Духовная субстанция – мыслящая, неделимая. Это своеобразный Ум. Она несет в себе идеи в понимании некоторых аспектов бытия: идеи Бога, идеи числа, идеи фигур, ряд аксиом. Эти идеи Декарт называет «врожденными идеями». Они выступают в качестве содержания мыслящей субстанции.

Второе начало у Декарта – материальная субстанция – протяженная и делимая до бесконечности. Это и есть Природа или тело, как ее определяет автор. Она обладает различными качествами. Среди них – так называемые первичные качества: фигура, величина, положение, движение, - и вторичные качества: цвет, вкус, запах, звук. В ней нет атомов, т.е. неделимых. Нет пустоты, которая бы разделяла материю на неделимые. С точки зрения Декарта, Бог все делит сам до бесконечности.

 

 

Одно из понятий, используемых в субстанциальном подходе, - «материя» (от греческого «вещество»). Оно может совпадать с субстанцией (в материализме) или играть вспомогательную роль (в идеализме).

Наиболее детально категория «материя» проработана в материалистической философии. Могут быть выделены два подхода к пониманию материи в материализме: субстратный (или вещественный) и диалектический. Субстратный подход характерен для античного материализма, материализма Нового времени. Среди его основных положений обозначены следующие:

- Материя – единая универсальная основа вещей и явлений, строительный материал, из которого все состоит (у древних греков, например, это первоматерия: элементы-стихии, а также атомы). Основной тезис такого понимания материи может быть выражен следующим образом: «Все состоит из материи». В Новое время философское исследование материи расширяется в сторону выявления с необходимостью присущих ей свойств – атрибутов. Это, например, протяженность, вес, неделимость, непроницаемость, неизменность, независимость от пространства и времени. Таких свойств может быть множество, но перечень их обязательно конечен. Такое понимание материи имело свои методологические следствия: философы и ученые Нового времени считали, что наступит день, когда все свойства материи будут изучены, и физическая картина мира придет к своему завершению. Так, немецкий физик Макс Планк, один из создателей квантовой механики, любил рассказывать о том, как в молодости старший коллега жалел его в связи с тем, что все важное в физике уже сделано. А представителям поколения Планка остается лишь стирать пыль с уже построенных физических приборов.

- Понятие материи распространяется только на сферу природных явлений. Социальность же исследуется в идеализме.

- Понимание материи является общим как для философии, так и для науки (того времени). И большинство ученых занимало позицию стихийного материализма.

Но в конце 19 века в физике был сделан целый ряд открытий, что позволило определить ситуацию, сложившуюся в этой науке как революционную. Среди открытий назову, например, следующие:

1885 г. – открытие Х-лучей Рентгеном;

1896 г. – открытие радиоактивности Беккерелем;

1897 г. – открытие электрона (тем самым установлено сложное строение атома, он оказался делим);

1898 г. – открытие искусственных радиоактивных элементов Po, Ra;

1899 г. – изучение явления фотоэффекта Лебедевым;

1900 г. – формулировка квантовой гипотезы Планком;

1903 г. – появление «пудинговой» модели атома;

1905 г. – формулировка Эйнштейном специальной теории относительности (СТО)…

В силу стихийности материалистического мировоззрения ученых они не смогли адекватно осмыслить эти открытия с философской точки зрения. Новые открытия перечеркнули большую часть представлений о материи, ведь исчезли многие ее свойства, считавшиеся атрибутами. В итоге был сделан вывод: «Материя исчезла!», - что привело многих ученых того времени на позиции идеализма.

Маркс и особенно Энгельс в свое время уделяли внимание вопросу о материи и заложили основы диалектическому пониманию этой философской категории, альтернативного субстратному. Но на рубеже 19—20 вв. на фоне открытий в физике возникла необходимость вернуться к этому вопросу. Это сделал Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1908 г.). Тем более, что для проработки основ марксистского учения у него были и другие веские причины: поражение первой русской революции 1905—1907 гг., а также отход русской интеллигенции от марксизма и переход на позиции эмпириокритицизма (субъективного идеализма). В этих условиях нужно было отстоять марксистское учение. Ленин обращается и к анализу ситуации, сложившейся в науке (5 глава), указав, что это не кризис, а период обновления в науке. И это вполне закономерно, так как происходит смена физических картин мира: на смену механической картины мира приходит электро-динамическая. И в центре внимания оказывается новая трактовка материи.

Ленин дает новое определение материи, опираясь на интерпретацию этого понятия Марксом, Энгельсом, Плехановым: «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Такое определение – в центре диалектического понимания материи. Не «все состоит из материи», а «все и есть материя». Среди основных положений диалектического понимания материи обозначим следующие:

- Материя не рассматривается как строительный материал. Она не является вещью, вещественно существующим. Материя – это абстракция, философская категория. И как о субстанции о ней можно говорить только в абстрактном смысле.

- Как предельно широкую категорию материю следует рассматривать в соотношении с другой предельно широкой категорией – с сознанием, духовным, идеальным (в определении это ощущения).

- Понятие материи имеет отношение не только к природным, но и социальным явлениям.

- По-разному рассматривается в философии и науке. В философии есть смысл говорить о дефинитивном и концептуальном понимании материи. В первом случае речь идет об определении материи, в котором указывается одно единственное ее свойство: быть объективной реальностью. Во втором случае речь идет о философском учении о материи, в рамках которого исследуются атрибуты материи (движение, пространство, время, вечность, неисчерпаемость, взаимодействие, противоречивость, системность, структурность, качественная и количественная определенность). Наука в лице естествознания обращается к материи во всем многообразии проявлений ее свойств на всех уровнях структурной организации природы. Результатом становится появление дисциплинарных картин мира: физической, химической, биологической. Эти картины мира партикулярны и не могут быть распространены на весь мир.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.