• рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
• уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
6.Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия:
• средства производства;
• отчуждение;
• прибавочная стоимость;
• эксплуатация человека человеком.
Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила".
В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.
Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.
Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:
• будет ликвидирована частная собственность на средства производства;
• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;
• частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);
• произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.
7.В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
• основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
• материя находится в постоянном движении и развитии;
• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
• важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;
• развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Контрольный тест
1. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что.
- Жизнь – это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов.
- Жизнь – это стремление к счастью как подлинному назначению человека.
- Жизнь – это наслаждение, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас.
- Жить – значит из всего извлекать пользу.
- Жить – это значит вести борьбу против пороков действительности.
2. По мнению Мартина Бубера, смысл и основание собственного бытия для человека обнаруживается в.
- Саморефлексии.
- Самоутверждении.
- Сопереживании жизни других существ.
- Соучастии в бытии других существ.
- Действиях, поступках.
3. С точки зрения Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой.
- Необходимость.
- Знание.
- Волю.
- Любовь.
- Борьбу.
4. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и её результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии понимается как.
- Произвол.
- Рок.
- Обстоятельства.
- Предопределение.
- Отчуждение.
5. Ответственность человека за свои поступки возможна только при наличии.
- Выбора.
- Силы.
- Необходимости.
- Интеллекта.
- Вины.
6. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как.
- Способности, умения, навыки в определённой области деятельности.
- Значимая информация в аспекте деятельности.
- Объективная реальность, данная в сознании действующего человека.
- Обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
- Процесс отражение объективной действительности.
7. В философии «агностицизм» понимается как:
- Рассмотрение процесса познания.
- Рассмотрение объектов познания.
- Полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания.
- Сомнения в возможности познания.
- Бесконечного познавательных возможностей человека.
8. В современной гносеологии объект познания.
- Существует «сам по себе».
- Противостоит субъекту познания.
- В своём определении зависит от концептуальной системы познающего.
- Является частью самопознающего субъекта.
- Ограничен познавательными возможностями человека.
9. Определённый этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект – это.
- Чувственное отражение.
- Познавательный контакт с объектом познания.
- Представление.
- Объяснение.
- Суждение.
10. Вид познания, вплетённый в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется.
- Абстрактным.
- Теоретическим.
- Научным.
- Эмпирическим.
- Обыденным.
11. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она.
- Абстрактна.
- Объективна.
- Субъективна.
- Абсолютна.
- Относительна.
12. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии.
- Ложь.
- Заблуждение.
- Суждение.
- Предрассудок.
- Мнение.
13. Среди современных концепций истины отсутствует.
- Когерентная.
- Соответствия.
- Системная.
- Прагматическая.
- Эмпирическая.
14. Предвосхищение деятельности и её результат с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности.
- Прогнозирование.
- Предусмотрение.
- Целеполагание.
- Опережение.
- Абстракция.
15. Любое изменение, преобразование, процесс – это.
- Эволюция.
- Развитие.
- Инволюция.
- Диалектика.
- Движение.
16. Субъект познания в современной гносеологии – это.
- Абстрактный индивид.
- Реальный учёный или философ.
- Технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.).
- Мыслительный коллектив.
- Общество учёных в той или иной области познания.
17. Современные гносеологические исследования предполагают.
- Теоретико-методологический плюрализм.
- Объективный волюнтаризм.
- Эмпиризм.
- Рационализм.
- Интуитивизм.
18. Формой практики не является.
- Преобразование природы с помощью орудий труда.
- Преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений.
- Воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека.
- Научный эксперимент.
- Моделирование и конструирование.
19. Практика по своим функциям в процессе познания не является.
- Основой познания и его движущей силой.
- Целью познания.
- Критерием истины.
- Успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
- Подтверждение теоретических гипотез.
20. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится.
- Представление.
- Идея.
- Восприятие.
- Ощущение.
- Сенсуализм.
Список рекомендуемой литературы
1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.
2.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.
3.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.
4.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.
5.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.
Лекция №7.
Тема: Русская философия в контексте Российской культуры 19 – начала 20 веков. Марксистская философия в контексте советской культуры 20 века
План:
1.Социокультурный контекст и идейные предпосылки русской философии. 2.Идеологема «Москва – третий Рим» и её влияние на российской общественное сознание. 3.Философия славянофилов. 4.Вера как крайний предел человеческого знания. 5.Понятия воли, любви, соборности и их влияние на развитие религиозной философии России. 6.Идеи славянофил и их влияние на формирование модели своеобразной русской истории, культуры, национального самосознания, на пропаганду самобытности русской жизни. 7.Концепция культурно-исторических типов П.Я. Данилевского. 8.Религиозно-философские искания русских философов (Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Н. Бердяев). 9.Основная проблематика русской религиозной философии Серебряного века. 10.Влияние русской религиозной философии на духовные ориентиры русского человека. 11.Мировоззренческие ориентиры русской философии на поиски и обретение культурной и социальной идентичности русского человека.
1.Эволюция марксистского учения. 2.Политика большевистской партии и Советского государства в области идеологии. 3.Вульгаризация и догматизация марксистской философии. 4.Канонизация работ И. Сталина. 5.Формирование догматизированного марксизма. 20 съезд КПСС и либерализация духовной сферы, её свёртывания в эпоху «застоя». 6.Основные направления советской философии конца 60-х – 80-х годов 20 века. 7.Влияние Э.В. Ильенкова, Г.С. Батищева, П.В. Копнина и других на формирование диалектической логики. 8.Становление и достижения казахстанской школы диалектической логики. 9.Основные направления исследований казахских философов: Ж.М. Абдильдин, М. Баканидзе, Н.Д. Джандильдин, Жангельдин, Л.К. Науменко, А.Х. Касымжанов, А.К. Абишев, А. Касабек, Л. Кшибеков, А.Н. Нысанбаев, М.С. Орынбеков, Г.Г. Акмамбетов, К.Х. Рахматуллин, М.Ш. Хасанов, К.Ш. Шулембаев и другие. 10.Влияние советской марксистской философии на формирование коммунистической идеологии, советского патриотизма и коллективизма, на укрепление модели приоритетности советского образа жизни, на сплочение советского народа, интернациональных связей между народами советского общества. 11.Общая характеристика состояния постсоветской философии в странах СНГ. 12.Обращение к «запрещённому» советской идеологией наследию. 13.Философское осмысление специфики и путей развития национальных государств. 14.Философское осмысление глобальных проблем. 15.Осмысление путей обретения культурной и социальной идентичности казахским народом. 16.Формирование исследований по истории казахской философии и культуры: А. Касабек, О.А. Сегизбаев, М.С. Орынбеков, Гарифолла Есим, М. Сабит, Ж. Алтаев, Т.Х. Габитов, К.Ш. Нурланова, Ж. Муталипов, Д.С. Раев, Г.Т. Телебаев и другие. 17.У истоков становления казахстанских исследований проблем философии культуры: Б.Г. Нуржанов, А.А. Хамидов, А.Б. Наурызбаева и другие. 18.Осмысление важных в культурном и цивилизационном плане вопросов стабилизации казахстанского общества. 19.Поиски путей казахстанской модели цивилизационного развития (Гарифолла Есим, А.Н. Нысанбаев и другие). 20.Философский анализ феномена отчуждения (А.К. Абишев, З. Мукашев, А.А. Хамидов). 21.Проблемы методологии научного исследования (А.Н. Нысанбаев, М.С. Сабит, М.Ш. Хасанов, М.З. Изотов и другие). 22.Осмысление путей укрепления этнических отношений и проблем этнической интеграции, поиски духовных ценностных ориентиров (Б.К. Кудайбергенов, Н.Ж. Байтенова, С.Е. Нурмуратов). 23.Влияние постсоветской философии на формирование мировоззренческой установки и ориентиров на создание стабильного казахстанского общества, на формирование казахстанского менталитета, формирование рационального понимания и принятия реформ, проводимых в казахстанском обществе, на ангажирование и артикуляцию вопросов по культурной идентичности, национальной безопасности.
Текст лекции
1.Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:
• декабристская философия;
• философия западников и славянофилов;
• философия Чаадаева;
• консервативная религиозная и монархическая философия;
• философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
• революционно-демократическая философия;
• либеральная философия.
2.Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других.
Основная направленность философии декабристов - социально-политическая. Ее опорными идеями были:
• приоритет естественного права;
• необходимость для России правового строя;
• отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
• личная свобода человека;
• ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.
3.Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856).
Основными направлениями его философий были:
• философия человека;
• философия истории.
Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе - основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.
Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Христианство - стержень, двигатель истории.
Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Россия "выпала" из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, - вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями уникальности выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации.
Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
4.Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и славянофилов.
Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.
Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.
Благо для России - освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы.
Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).
По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.
5.В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия. Ее цели - отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: "Православие, самодержавие, народность". Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев.
Н.В. Федоров (1828-1903) сделал основными темами своей философии:
• единство мира;
• проблему жизни и смерти;
• проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум.
"Моментом истины" человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом - смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться для решения самой главной задачи - победы над смертью.
Философ верил в такую перспективу. По мнению Федорова, победа над смертью возможна в будущем, по мере развития науки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления (так как это невозможно), а путем нахождения способов воспроизводства жизни, оживления.
По Федорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос.
Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, конфронтации между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Согласно философу, в поведении человека недопустимы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить "с каждым и для каждого".
Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев (1831 - 1891).
Одно из основных направлений философии Леонтьева - критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капитализм - царство "хамства и подлости", путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для России - отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.
Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью человека. Как и жизнь человека, история каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает.
Если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства - внутренне деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, несправедливость, рабство.
Согласно Леонтьеву неравенство между людьми — желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано.
6.Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели - Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие.
Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "национальную почву" - обычаи, традиции.
Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть "панцирь", оберегающий человека от грехов и зла.
Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
• путь человекобожества;
• путь богочеловека.
Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.
Второй путь богочеловека - путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.
7.Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовства в следующем:
• многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;
• религия должна стать простой и доступной для народа;
• Бог, религия это добро, любовь, разум и совесть;
• смысл жизни самосовершенствование;
• главное зло на Земле - смерть и насилие;
• необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
• в основе поведения человека должно быть непротивление злу;
• государство - отживающий институт и, поскольку оно - аппарат насилия, не имеет права на существование;
• всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его - не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
8.Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были:
• Н.Г. Чернышевский;
• народники - Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, ПН. Ткачев;
• анархист П. Кропоткин;
• марксист Г.В. Плеханов.
Общая черта данных направлений - социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в "возвращении к земле" (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни.
Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.
В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
9.Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление.
Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B.C. Соловьев (1853 - 1900).
Основными идеалами его философии были:
• идея всеединства - объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);
• идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности - право, высший - любовь);
• идея прогресса - как всеобщей связи поколений;
• идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество;
• идея Бога как выражения добра;
• идея "богочеловека" - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
• идея Софии - всеобщей Божественной мудрости;
• русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва - Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).
1.Основными направлениями русской философии конца XIX-ХХ вв. были:
• философия "золотого века" (религиозная философия, космизм);
• естественно-научная философия;
• советская философия;
• философия русского зарубежья.
Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:
• сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);
• обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.
2."Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. - 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.
Видными представителями религиозного направления того периода были CH. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и другие.
CH. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экуменическую" Церковь.
Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них.
В религии - разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.
Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.
Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский (1882 - дата смерти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).
Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.).
Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства.
Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим открытиям.
Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.
3.Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.
В.И. Вернадский (1863-1945) - крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.
По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера - сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу.
По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.
К.Э. Циолковский (1857-1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел.
Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем - оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.
Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь - неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.
Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.