Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 1. Историография адвентизма




А.Ю. Григоренко

Эсхатология, милленаризм, адвентизм

История и современность

философско-религиоведческие очерки

К читателю

Глава 1. Историография адвентизма

§1. Официальное и православно-миссионерское направление

§2. Либерально-демократическое направление

§3. Марксистское направление

Глава 2. Социокультурные и историко-религиозные предпосылки новейшего адвентизма

§1. Эсхатология, милленаризм и адвентизм: проблема дефиниций и классификаций

§2. Иудео-христианская традиция милленаризма

§3. Учение о втором пришествии во II-III веках нашей эры

§4. Эсхатология в эпоху Средневековья

§5. Реформация, анабаптизм и хилиазм

§6. Пиетизм и эсхатология

§7. Хилиазм на Британских островах

§8. Хилиазм в Северной Америке

Глава 3. Возникновение и распространение современного Адвентизма (XIX-XX вв.)

§1. Миллер и миллериты (1830-1845)

§2. У истоков Церкви АСД. Трудный путь становления (1846-1870)

§3. «Похищение Европы»

§4. Трудности роста (1870-1900)

§5. В новый век с новым лидером (1900-1920)

§6. Испытания на прочность (1930-1990)

§7. Вероучение и организация адвентистов седьмого дня

Глава 4. История российского адвентизма

§1. Религиозно-культурные предпосылки возникновения российского адвентизма

§2. Первые шаги российского адвентизма (60-80-е годы XIX века)

§3. Адвентизм в России на рубеже XIX-XX веков

§4. Адвентисты в годы советской власти

Российские адвентисты на рубеже тысячелетий

Ссылки

Первое в отечественной науке монографическое исследование происхождения, формирования и современного состояния церкви христиан-адвентистов седьмого дня. В книге раскрываются социокультурные и историко-религиозные предпосылки новейшего адвентизма, определяется место адвентизма в истории христианства, рассматривается возникновение адвентизма в США, а впоследствии - в странах Западной Европы и в России. Специальные разделы посвящены важнейшим периодам развития адвентизма в России.

В книги использованы различные документальные источники и материалы.

К читателю

(вместо предисловия)

Предисловия, с точки зрения автора, пишутся в первую очередь для ленивых читателей, не желающих самостоятельно разбираться в содержании толстых монографий, - студентов, аспирантов и т. д. Вот почему автор, предполагая в своем читателе не праздного любопытствующего, вместо краткого пересказа основного содержания книги собирается рассказать прежде всего о том, как шла над ней работа, как постепенно по мере углубления в историю адвентизма менялся первоначальный план.

Вначале автор предполагал написать традиционную религиоведческую работу по адвентизму, включающую такие разделы как «возникновение адвентизма», «специфика адвентистского вероучения и культа» и т. д. Но по мере накопления материала стало ясно, что специфику вероучения адвентизма не раскрыть адекватно без обращения к истории христианской церкви, без анализа книг Ветхого и Нового завета, произведений раннехристианских авторов и «отцов» Реформации, без исследования той социально-культурной обстановки, в которой зарождался в середине XIX в. адвентизм седьмого дня. Такое обращение было обусловлено необходимостью выявления социокультурных и историко-религиозных элементов, которые в процессе исторического развития в результате сложных метаморфоз образовали сущность и форму того религиозного течения, которое в конце XIX в. получило название «адвентизм». Естественно, что эти «первокирпичики», из которых в итоге сложился современный адвентизм, не вошли в его состав и структуру в готовом, неизменном виде, а подверглись сложной, весьма ощутимой и заметной перековке в горниле духовной истории человечества. Одни из этих «первокирпичиков», достигнув зрелости, вышли на первый план в новом религиозном движении, другие, утратив свою актуальность, ушли на задние ряды, третьи же и вовсе отмерли в ходе эволюции человеческого духа. В итоге же, как результат этих исторических метаморфоз, родился современный адвентизм. Вот почему в настоящей работе уделено столь большое внимание истории христианской эсхатологии, хилиазма, мессианизма и т. д.

Касаясь истории российского адвентизма, причин его появления на территории царской империи в конце XIX в., факторов, способствовавших успешной адаптации западного пришельца к новым социально-культурным условиям, автор предварительно высказывает несколько соображений, которые и обусловили дальнейший ход исследования. Во-первых, несмотря на то, что именно православие было демиургом отечественной культуры и государственности, в России испокон веков существовала достаточно устойчивая антиклерикальная традиция, в лоне которой возникли сперва ереси XIV-XV вв., затем старообрядчество, сектантство вроде молоканства и духоборства. Именно в этом русле и развивался западный по своему происхождению продукт религиозной эволюции - адвентизм, видоизменяясь под влиянием новых социокультурных условий. Росту популярности адвентистского вероучения у части российских молокан, духоборов, баптистов, лютеран, православных, переходивших в новую веру, способствовали эсхатолого-хилиастические и мессианские настроения, чаяния и надежды многих поколений русских людей. Понимание этого факта во многом облегчило изучение дальнейшей истории адвентизма в России в конце XIX-XX в.

Сказанное выше побудило автора не только изменить план книги, расширить ее содержание и увеличить объем, но даже дать ей другое название. Первоначальное и традиционное для работ по истории религии название «Адвентизм: история и современность» как-то незаметно для самого автора предстало совсем в ином виде: «Эсхатология, милленаризм и адвентизм».

Тема настоящей книги весьма актуальна для отечественного религиоведения. До сих пор работы многих российских исследователей страдали излишним теоретизированием: предметом исследования были такие абстракции, как католицизм, протестантизм, религия «вообще», без учета их конкретно-исторического содержания, их земных оснований. Однако в действительности нет католицизма или протестантизма вообще, как нет и религии вообще, а есть конкретные церкви и конфессии, конкретные верующие, разделяющие те или иные религиозные убеждения, есть их конкретные организации, деятельность которых протекает не в потусторонней, а в этой, земной, посюсторонней реальности.

Это верно в отношении не только крупных религий и церквей, но и «сектантских» образований, которые появились в лоне этих религий и церквей, например, в христианстве, исламе, буддизме. Именно поэтому полезнее с познавательной, научной точки зрения обратиться к исследованию какого-нибудь конкретного объекта, к анализу той или иной конкретной исторической формы религии. К сожалению, исследований, в которых в качестве объекта выступали бы не вышеуказанные абстракции, а исторически конкретные формы религиозной жизни общества, в отечественной литературе и в прошлом, и сегодня очень мало. Приятным исключением в этом отношении является творчество философа и религиоведа Л. Н. Митрохина, давно интересующегося российским баптизмом. Его истории он посвятил свою работу «Баптизм: история и современность» (1) в которой на основе богатого источниковедческого материала он раскрывает сущность и специфику баптизма, исследует историю его возникновения, определяет подлинное место баптизма в общей истории христианства, уделяет пристальное внимание его российскому варианту и его самобытности. Путь, который избрал Л. Н. Митрохин при изучении самобытности «российского баптизма» как особой формы баптизма, его религиозно-духовных предпосылок, является, с нашей точки зрения, весьма эффективным при решении проблемы появления на русской почве тех или иных религиозных течений, возникших в иной социально-культурной среде. Что касается аналогичных исследований истории российского адвентизма, то таковых в последние годы в отечественной литературе не было, и настоящую работу можно считать попыткой компенсировать этот пробел.

Глава 1. Историография адвентизма

Адвентизму посвящена огромная литература. Значительная ее часть касается истории его возникновения в США и последующему распространению в других странах. Эти книги написаны по преимуществу последователями адвентизма, и число их столь велико, что не имеет смысла предпринимать даже попытку их анализа. Целесообразнее использовать наиболее обстоятельные и фундаментальные из них в качестве источника информации. (1)

Справедливым будет такое ограничение и в выборе источников, касающихся исторических и теоретических корней адвентизма, связанных с возникновением и распространением протестантизма в странах Западной Европы и США в XVI-XIX вв. Этот период в истории религиозных движений достаточно полно освещен как западными, так и отечественными исследователями. Нам оставалось лишь выбрать из их работ те, что в большей степени подходили целям и задачам нашего исследования (2)

В данной главе мы сосредоточим внимание на анализ отечественных работ, посвященных истории адвентизма в России. Эти работы можно разделить на несколько направлений в зависимости от мировоззренческой, социально-политической ориентации их авторов. К первому мы относим весьма малочисленные работы по истории адвентизма в России, написанные членами церкви АСД, которые содержат уникальный материал (3)

Ко второму направлению следует отнести дореволюционную официальную и православно-миссионерскую литературу, целью которой являлась апологетика и охрана православия как государственной религии империи, обличение и критика адвентизма и других религиозных течений, расходившихся в вопросах веры с официальной идеологией, с православием.

Помимо этих работ следует выделить исследования дореволюционных светских авторов - историков, этнографов, географов, журналистов, политических и общественных деятелей, которые стояли на антиклерикальных демократических позициях и потому расходились с православными авторами во взглядах на сущность народных религиозных движений.

Наконец, к числу работ, использованных в нашем исследовании, следует отнести книги, брошюры и статьи, написанные в России до и после 1917 г. авторами, принадлежавшими к марксистскому религиоведению и потому стоявшими на атеистических позициях. Несмотря на то, что эти работы были написаны людьми, заведомо негативно относящимися к религии и верующим, в них можно почерпнуть немало интересующей нас информации о жизни адвентистов как до 1917 г., так и при советской власти. Тенденциозность этих работ ни в коем случае не должна заслонять от нас содержащийся в них фактический материал.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 408 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2264 - | 2207 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.