Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русская социологическая мысль

История социологии в России XIX - начала XX в. является частью мировой науки. Обмен идеями западных и отечественных социологов происходил тогда беспрепятственно, и русские социологи были хорошо знакомы с трудами из­вестных зарубежных ученых. В то же время сво­еобразие исторического развития России опре­делило специфику направлений и черт развития социологии. Российскую социологию отличала тесная связь с политикой и политической дея­тельностью; стремление к целостной философ­ской концепции исторического развития; инте­рес к истории в целом и истории России в част­ности; тенденция сопоставлять Россию и Запад.

Одним из наиболее заметных явлений в рус­ской социологии XIX в. была так называемая юри­дическая (государственная) школа. Наиболее видные представители этой школы — К. Д. Каве­лин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, В. И. Серге­евич, А. Д. Градовский, В. О. Ключевский и другие. Большинство государственных деятелей были юристами.

Центральной проблемой исследований шко­лы являлось обоснование демократических пре­образований, конституционного строя, правово­го государства. В этом состоит ценность ее идей для современности. Государственники отверга­ли учение славянофилов об особом, избранном пути России, выступали за европеизацию Рос­сии. Они признавали общность законов всемир­но-исторического процесса, отстаивали необхо­димость просвещения России.

Большое влияние на взгляды русских ученых-государственников оказало учение Гегеля. В соответствии с Гегелем государство определяет­ся как осуществление нравственной идеи, а его цель — «сочетание свободы с разумным поряд­ком», служение идеалу общего блага, охрана сво­боды и прав личности и собственности. С пози­ций либерализма рассматриваются вопросы вер­ховной власти, законодательные прерогативы и законность действий, сочетание прав и обязан­ностей личности. Государство рассматривается как сила, стоящая над обществом и выражающая интересы всего общества. Поэтому государственники большое внимание уделяли реформам сверху, формированию государственных учреж­дений и официальной идеологии государства, выраженной в праве.

Государственная школа активно отстаива­ла идею правового государства. Однако, как и Гегель, государственники идеальной формой правления считали конституционную монар­хию, позволяющую, по их мнению, совместить сильную власть и свободу. В этих идеалах на­шли отражение политические устремления ли­берализма в конкретных условиях России.

Их отличал объективный характер подачи ма­териала, поэтому многие наблюдения оказались верными, выдержали проверку временем и вош­ли в той или иной степени в современную науку.

Данилевский Николай Яковлевич (1822— 1885) — русский социолог, историк, этнограф. Основная работа — «Европа и Россия». Его кон­цепция исторического развития получила назва­ние теории «культурно-исторических типов». Данилевский выступил против распространен­ной тогда концепции однолинейного развития цивилизации, которая признавала европейский путь прогресса как единственно возможный. В его концепции история представляет собой параллельное развитие и смену социальных сис­тем, которые можно назвать культурно-исто­рическими типами. Каждый тип отличается уни­кальным сочетанием элементов культуры, рели­гии, своеобразием политического и обществен­но-экономического устройства. Данилевский выделил тринадцать культурно-исторических систем: египетскую, китайскую, ассирийско-вавилонскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, аравийскую, римскую, европейскую, славянскую, американскую, перуанскую. Каж­дый из этих культурно-исторических типов про­шел в своем развитии период рождения, станов­ления, расцвета и упадка. Ни одна цивилизация при этом не может считаться высшей точкой развития по сравнению с другими. Каждый культурно-исторический тип вносит свой уни­кальный вклад в мировую историю.

Идеи Данилевского получили затем разви­тие в трудах зарубежных ученых — О. Шпенг­лера, А. Тойнби.

Ковалевский Максим Максимович (1851-1916) — российский правовед, этнограф, исто­рик и социолог позитивистского направления. Основные труды по социологии: «Современные социологи», «Социология» в 2 томах, «Очерк истории развития социологии в конце XIX века и в начале XX века» и другие.

К концу XIX в. влияние натуралистических концепций снизилось. Стало очевидно, что при решении сложных социальных проблем нельзя полагаться на какой-либо один фактор, а необ­ходимо учитывать всю совокупность и взаимо­действие социальных явлений. Так в российской социологии выдвинулся плюралистический под­ход к изучению общества, основателем которо­го стал Ковалевский. Он применил многофак­торный подход к изучению общества и считал, что необходимо брать общество во взаимосвя­зи всех его сторон и строить сравнение на пре­дельно широком материале. Признавая цен­ность разных социологических школ и пара­дигм, он полагал, что ни одна из них не должна господствовать, а необходим органический син­тез, интеграция лучших достижений.

Одним из важнейших методов Ковалевский находил сравнительно-исторический метод. В соответствии с этим методом у различных на­родов можно выделить группы, институты, сходные по своим политическим, историческим, юридическим процессам и дающие возможность установить факт прохождения различными на­родами и государствами одинаковых стадий раз­вития. Сравнительно-исторический подход ос­новывается на признании единства и целостно­сти человеческого общества и исторических за­кономерностей его развития.

Общественные явления (семья, собствен­ность, государство) Ковалевский пытался объяснить путем анализа их происхождения. Свой метод он назвал «генетической социологи­ей». Происхождение государства он объяснял психологическими факторами, а происхожде­ние классов, групп, сословий — экономически­ми (разделение труда) и биологическими (рост плотности населения).

Основным законом социальной жизни Ко­валевский признавал социальный прогресс. При этом прогресс он отождествлял с расширением сфер солидарности как в психологическом пла­не, так и в виде роста объединения людей, их социального единства. Важнейший социальный закон, по Ковалевскому, есть закон «роста че­ловеческой солидарности». Закон солидарно­сти универсален и относится к обществу в целом. На смену классовым войнам идут гармо­ния и дружба людей. В том числе между тру­дом и капиталом, по его мнению, разобщенность не растет, а уменьшается. Солидарность Кова­левский считал нормой, а классовую борьбу, ре­волюции — отклонением, которое появляется в случае ошибок правительства.

Субъективистское направление в социоло­гии возникло в конце 60-х гг. XIX в. и существо­вало до начала XX в. Ведущие представители — Петр Лаврович Лавров (1823-1900) и Николай Константинович Михайловский (1842-1904). Наибольшее внимание они уделяли соотноше­нию социального и исторического, теории про­гресса и роли личности в истории.

П.Л. Лавров стремился выявить связь и раз­личие между социологией и историей. Общество и его законы могут быть познаны лишь в той сте­пени, в какой осмыслена сама история. Социо­логические вопросы тесно переплетаются с ис­торическими, т. к. и социология и история начи­нают изучение общества с изучения человека как естественного явления. Лавров определял соци­ологию как науку, исследующую формы прояв­ления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями.

Он считал, что в общественном развитии происходит одновременно усиление сознатель­ности личности и солидарности в обществе. Эти два взаимосвязанных процесса и есть объектив­ные признаки социального прогресса. По его мнению, прогресс осуществляется при росте и укреплении солидарности. Цель прогресса — до­стижение солидарности во всех сферах обще­ственной жизни. Капитализм, по мнению Лав­рова, не создает условий для установления ис­тинной солидарности. Только новое, социали­стическое, общество в состоянии установить прочную солидарность.

Ведущей силой социального прогресса у Лав­рова является личность с ее критическим мыш­лением, которую он называл «орган прогресса». Историческая жизнь человечества начинается с появления критически мыслящей личности. Личность, по мнению Лаврова, — создатель и носитель нравственных норм и сила, способная изменить общественную жизнь.

Н.К. Михайловский много внимания уделял проблеме «великой личности, «героя» и «толпы». Он различает «героя» и «великую личность». «Герой» — это тот, кто может увлечь своим примером как на хорошее, так и на дурное. А «вели­кие личности» должны рассматриваться в связи с ценностями, которые они вносят в сокровищ­ницу человечества. В переломные моменты ис­тории они выступают как люди, наиболее полно осознавшие потребность общества и сумевшие их выразить. «Толпа» растворяет в себе индивиду­альные черты человека, лишает его воли. Народ до тех пор будет «толпой», способной на слепое подражание, пока каждый человек не станет раз­витой индивидуальностью. Развитие цивилиза­ции у Михайловского не есть нечто фатально обреченное, поскольку в исторический процесс входит сознательная деятельность человека.

Марксистское направление в русской соци­ологии — направление, получившее распростра­нение в России в конце XIX в. Главные предста­вители — Плеханов Г. В. и Ленин В. И.

Марксисты развивали социологические идеи марксизма в свете материалистического понима­ния истории, разрабатывали вопрос о соотноше­нии роли личности и народных масс в истории. Плеханов Г. В., выясняя общие предпосылки раз­вития капитализма в разных странах, делал вы­воды об ошибочности противопоставления России Западу. Он показывал, что капиталистиче­ские отношения пробивают себе дорогу как в го­роде, так и в деревне, ведут к разложению общи­ны, которую он считал отсталой и реакционной.

Большой вклад внес Плеханов в разработку вопроса о роли народных масс в истории. Он критиковал субъективистов по вопросу о роли «героя» в истории. Не отрицая значение лично­сти, считал, что народные массы игршот реша­ющую роль в историческом развитии. Выдаю­щаяся личность лишь в том случае может сыг­рать большую роль в истории, если ею правиль­но поняты условия развития общества.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924) много внимания уделял отстаиванию мар­ксизма в борьбе с субъективной социологией. В работах «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?» и «Разви­тие капитализма в России» он обосновывал ис­торическую миссию пролетариата, ведущую роль народных масс, отстаивал в духе марксиз­ма материалистическое понимание истории. Он больше внимания уделял политическим пробле­мам, чем научным, и не создал самостоятельной развернутой социологической теории.

Психологическое направление представлено двумя именами:

Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931), правовед, социолог и психолог, считал, что изу­чать человеческое участие в процессах обще­ственной жизни нужно опираясь на субъектив­ную психологию человеческих мотивов. В качестве основного понятия в социологии он при­знает «социальное поведение» и его мотивы. Со­циальное понятие «мотив» у него равнозначно понятию «эмоции». Рассматривая эмоции как главную причину социального поведения, Пет­ражицкий провозглашает предметом социоло­гии понимание социального действия.

Для изучения широкой системы социальных отношений он вводит понятие групповой, на­родной психики. Посредником между «народ­ной психикой» и конкретным поведением явля­ются социальные нормы (нормы-законы, по определению Петражицкого). Будучи продук­том прогресса «народной психики», нормы-за­коны изменяются, развиваются вместе с ней. История человечества, по Петражицкому, — это постоянный рост разумных норм (правовых и моральных).

Кареев Николай Иванович (1850-1931) все социальные явления рассматривал как продукт духовного взаимодействия людей, социальную организацию — как продукт коллективной пси­хологии, показатель положения личности, пре­дела индивидуальной свободы. По его мнению, никакое социальное явление не может быть понято вне субъективного к нему отношения. Со­циальную психологию он считает основой соци­ологии и в классификации наук помещает ее между социологией и биологией. Критерием со­циального прогресса полагает степень свободы человеческой личности.

В 20-е гг. XX в. советская социология порвала с традициями дореволюционной социологической мысли. Только во время хрущевской "оттепели", в конце 1950-х годов начинается новый период в развитии социологии.

В это время в науке господствовали догматизм и схоластика. Социологические методы конкретного исследования общества не использовались, изучение явлений и процессов социальной жизни было запрещено.

Для широкого развертывания эмпирических исследований необходимо было в первую очередь реабилитировать социологию, вернуть ее в лоно марксизма, то есть объявить, что исторический материализм это собственно социология, а саму социологию рассматривать только как проведение прикладных исследований.

Это привело к тому, что сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, проводились социологические исследования, а с другой стороны, социология как наука не признавалась.

В 1960-е годы прошел ряд дискуссий, направленных на выяснение предмета социологии, на доказательство того, что социология не противоречит марксистской философии и марксистскому мировоззрению. К 1965 году уже сложилось мнение, что социология - наука о законах и движущих силах развития общества, предмет которой - исследование исторически сменяющих друг друга общественных формаций. Данная точка зрения полностью отождествляла социологию с историческим материализмом. Но данный подход не устраивал многих ученых, которые стали делать разные попытки, чтобы найти компромиссный вариант.

Была предложена трехуровневая концепция социологии:

1. общая социологическая теория как философская наука (исторический материализм)

2. частные социологические теории (рассматривались как разделы научного коммунизма)

3. конкретные социологические исследования выступали в качестве прикладного инструментария сбора эмпирической информации.

Социология воспринималась как часть партийно-государственной системы. Ее деятельность сводилась к социальному проектированию, не имевшему под собой реального основания. Активное участие в возрождении социологии приняли А.А. Зворыкин, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.Н. Шубкин В.А. Ядов. Восстановление социологии, вовлечение ее в сознание нового общества требовали обращения к опыту западных исследователей. Однако на этом пути советские исследователи встретили трудности в виде идеологии и различных запретов.

С 1972 г. намечается выход социологии из кризиса. В начале 80-х гг. начинаются расширенные исследования по систематизации социологических понятий. В 1984 г. было принято решение о создании на базе Института социологии АН СССР Центра опросов общественного мнения. Сегодня социологические исследования обретают актуальность в связи с необходимостью успешного общественного развития.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модификация идей позитивизма в российской социологии | Придаточные предложения с союзами ut и ne
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 554 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2239 - | 2072 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.