Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 4. Буржуазные преобразования на первом этапе войне за независимость




Первый этап освободительных войн в Испанской Америке (1810-1815): особенности и причины поражения. Начальный этап войны в Венесуэле и Новой Гранаде. Майская революция 1810 г. на Ла-Плате.

Национально-освободительная революция 1822 г. в Бразилии.

 

Хотя колониальное ополчение являлось достаточно мощным и надежным орудием в руках креольских латифундистов, война на два фронта против войск из метрополий и против своего народа была и ему не под силу. Потому крайне важное значение для успеха революций имел благоприятный внешний фактор, сложившийся к 1808 г., когда поднятая Францией волна европейских революций и войн докатилась до обеих метрополий Ибероамерики. Наполеоновские войска оккупировали Португалию и почти всю Испанию. Но королевский двор Португалии успел бежать в Рио-де-Жанейро, и Бразилия на полтора десятилетия фактически превратилась в центр всей империи, что отсрочило независимость страны. Испанский же монарх Фердинанд VII был пленен и увезен во Францию, а Испания, вынужденная вести отчаянную борьбу за собственное выживание, по крайней мере до 1815 г. была не в состоянии посылать войска за море. Ее владения в Америке оказались таким образом предоставленными самим себе, и этим не могла не воспользоваться креольская верхушка.

Желая заручиться поддержкой или хотя бы нейтралитетом низших классов, эта верхушка в течение одного-двух десятилетий широко пропагандировала идею креольско-индейско-негритянского братства. В ход то и дело пускался прием, известный как присвоение истории Америки и имевший целью отвергнуть родство креолов, т.е. американских испанцев, с испанцами, выдав их за потомков индейцев. Так, в памфлете, изданном в 1809 г. лаплатским патриотом Монтеагудо в форме диалога между тенью последнего Инки Атауальпы и плененным испанским монархом Фердинандом, устами инкского императора испанцам инкриминируются злодеяния против индейцев. Любопытно, что в их перечень включены запреты на создание мануфактур, торговые монополии и другие ограничения, касавшиеся не индейцев, а креольских предпринимателей. Интересен и финал документа, в котором, склонив Фердинанда горячей речью к признанию права американцев на независимость, Атауальпа отправляется сообщить добрую весть Моктесуме и другим королям Америки. В Письме ибероамериканцам мексиканец Х.П. Вискардо-и-Гусман обосновывал право креолов на обладание Новым Светом именно тем, что он составлял богатейшее наследство наших предков индейцев. В Плане управления для свободной Америки венесуэлец Ф. Миранда отразил это братство чисто индейскими названиями государственных должностей инка, кураки и т.д.

Вряд ли эффект от этого присвоения был высок слишком уж очевидно в нем проглядывали логические неувязки. Скажем, если для индейцев в ход пускалась версия об их родстве с креолами, то для испанцев прямо противоположная. Мы, гласил Мемориал обид новогранадца Камило Торреса, дети, мы потомки тех, кто пролил свою кровь ради обретения этих земель для короны Испании; тех, кто расширил ее границы и придал ей в политическом раскладе Европы такой вес, которого сама по себе она иметь не могла. Завоеванные и ныне покоренные испанскому владычеству аборигены крайне малочисленны или почти отсутствуют вовсе в сравнении с сыновьями европейцев, населяющими сии владения... Так что не будем заблуждаться на сей счет: мы такие же испанцы, как и потомки дона Пелайо, и столь же достойны отличий, привилегий и прерогатив остальной части нации, как и те, что, спустившись с гор, изгоняли мавров и постепенно заселяли полуостров. Разгром конкистадоров в XVI в. арауканами всю войну служил революционерам Чили поводом называть свою страну колыбелью независимости Америки и гордиться этим так, словно не индейцы, а они одержали тогда победу. Сами же арауканы, которых военные донесения то и дело обнаруживали в рядах роялистов, оставались для них варварами и дикарями.

С целью укрепления братства применялась также весьма хитроумная тактика: в воззваниях повсеместно заявлялось, что низложение колониальных властей и учреждение революционных правительств совершались не ради независимости, а для защиты законных прав нашего любимого монарха Фердинанда VII. Многим историкам это внушило мысль, будто революционеры боялись почти уже поверженной Испании. На самом же деле эта тактика была призвана вводить в заблуждение не власти метрополии, а народные массы в колониях. Мексиканский революционер Игнасио Альенде в письме своему соратнику Мигелю Идальго прямо сообщал, что в заговоре решено действовать, тщательно маскируя наши цели, ибо, если движение будет откровенно революционным, его не поддержит основная масса народа, что, поскольку индейцы безразличны к понятию свобода, им надо внушить, будто восстание осуществляется исключительно ради пользы короля Фердинанда.

Таким образом, оккупация Испании французами дала креольской верхушке возможность легко взять власть в свои руки, не боясь прибытия войск из метрополии. Поскольку для спокойствия в массах тоже было сделано, как казалось, все необходимое, то революционеры могли позволить себе полную откровенность в реальных делах по переустройству общества. Поэтому начальный этап войны за независимость Испанской Америки (1810-1815) имеет исключительно важное познавательное значение. Он позволяет понять сущность истинно буржуазной революции как революции буржуазии и для буржуазии без всякой примеси результатов деяний параллельных народных движений. В свою очередь, это могло бы привести к обоснованным сомнениям в универсальности народнического восприятия буржуазной революции, навеянного опытом якобинской Франции.

Однако до сих пор в изучении первого этапа войны в Испанской Америке все делалось как раз наоборот: истинность офранцуженных критериев принималась на веру, мерки якобинской Франции как непогрешимый эталон попросту прикладывались к событиям 1810-1815 гг., на их основе перед руководителями войны за независимость формулировались эталонные задачи, а затем начиналось выяснение, почему же они их не выполнили. Заявлялось, например, будто социально-экономические задачи войны за независимость по своему содержанию... совпадали с задачами буржуазных революций и состояли в борьбе за подлинное социальное равенство, за полную и безусловную отмену рабства, за землю, а их выполнение было немыслимо без обращения к народным массам и превращения войны в социальную, гражданскую. При таком понимании буржуазной революции креольские латифундисты превращались в нечто вроде феодальных оков на руках и ногах революционного народа. Они и добивались-де только установления своей власти и сохранения прежних форм эксплуатации зависимого населения. Они даже в декларативной форме не ставили вопроса о земле и не стремились к радикальному решению социальных проблем, стоявших перед обществом. Они и именем Фердинанда VII прикрывались будто бы из боязни порвать с Испанией, тогда как народ рвался к независимости. Они не понимали необходимости ведения войны по-революционному и не встали во главе народных масс на борьбу за подлинное социальное равенство, за полную и безусловную отмену рабства, за землю.

И все это писалось как раз о той эпохе и о тех странах, в которых социально-экономические преобразования, и в особенности насильственный переворот в отношениях собственности на землю, креольские революционеры вершили не таясь, нагло и цинично, уверенные в полной безнаказанности. Что эти деяния остались вне поля зрения ученых, лишний раз показывает, насколько порочна методология исследования, которая даже в вопросе о земле великое многообразие решений сводит к одному лишь якобинскому варианту крестьянской реформы.

А между тем над приведенной интерпретаций событий 1810-1815 гг. вот уже третье десятилетие, будто Дамоклов меч, висит весьма неудобный вопрос французского историка Пьера Шоню, который, указав на оккупацию Испании войсками Наполеона, резонно вопрошал: кто же и с кем воевал в Испанской Америке? И сам же на него ответил, назвав эти события не войной за независимость, а войной гражданской между креольскими сепаратистами и верноподданническими народными массами.

Но если вспыхивает ожесточенная гражданская война и в ней массы горою встают на защиту статус-кво, то это явно говорит о том, что ее причиной стало не бездействие, а скорее наоборот, слишком буйная деятельность революционеров по изменению этого статус-кво. А если правительственные хунты в самом деле вершили крутые изменения в обществе, то в чем же тогда заключались и что означали осуществляемые реформы?

Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем абстрагироваться от мерок якобинской Франции и вместо выяснения того, что креольскими правительствами было не сделано или сделано не так, разберемся в их конкретной преобразующей деятельности, которая отражена и сохранена для истории в бесчисленном множестве законодательных и иных документов.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 521 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.