ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития творческих способностей детей и подростков интересовала и интересует многих. В школах и в учреждениях дополнительного образования существует множество учебных групп и студий, уделяющих внимание занятиям по декоративно-прикладному искусству.
Сегодня ручное ковроткачество не самая распространенная техника для воплощения детских фантазий. Связано это, прежде всего, с трудоемкостью процесса ткачества, требующего большого количества времени, терпения и усидчивости. Кроме того, в связи с быстрым развитием машинного ковроделия старый ручной способ (вместе со своими достоинствами и недостатками) отошел на задний план, и на сегодняшний день мы имеем незначительное количество специалистов, работающих в этой области. Исключения составляют традиционные районы ковровых промыслов: Курская, Курганская, Тюменская области, Северный Кавказ, Дагестан.
Ручные ковры несут в себе вековые традиции художественной культуры, воплощенные в передающихся из поколения в поколение образах, символах, цветовых сочетаниях.
Передавая сегодняшним школьникам наивные (с высоты XXI века) секреты древней техники, педагог формирует целостную художественную культуру учащихся как неотъемлемую часть культуры духовной. Ребята учатся видеть в старинных и, может быть, запутанных ковровых рисунках целые рассказы о жизни крестьян, учатся отличать особенности ковров разных районов России, Кавказа, Средней Азии. Этому способствуют посещения музеев, выставок, просмотр слайдфильмов, художественных альбомов. Ребят привлекают яркие, самобытные рисунки народных ковров, интерес вызывают также современные декоративные панно-гобелены.
Техника ковроткачества развивает мелкие движения пальцев, внимание, усидчивость, а также художественный вкус.
Кроме непосредственного ткачества, которому посвящено данное пособие, занятия должны включать в себя работу над декоративной композицией (общие сведения о составлении коврового рисунка и переработка собственной оригинальной композиции для воплощения ее в материале), а также работу над цветовым колористическим решением.
В задачи преподавания входит формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в декоративно-прикладном искусстве, формирование художественно-творческой активности учащихся, овладение образным языком ковра и гобелена.
И пусть ручные ковры никогда уже не займут того важного и необходимого места в каждой семье, в каждом доме, но традиция ручных художественных изделий, украшающих наш интерьер, хранящих тепло человеческих рук должна быть нами сохранена и передана нашим детям.
В учебной группе по ручному ковроткачеству могут быть с успехом заниматься как мальчики, так и девочки возраста 10-15 лет.
У младших школьников трудность состоит в необходимости длительное время повторять однообразные движения, кроме того, чем младше ученик, тем быстрее ему хочется увидеть свою работу завершенной, а в ковроткачестве до результата бывает довольно далеко. Однако терпение часто побеждает.
У старших школьников сейчас ярко выражена профессиональная ориентация. Если декоративно-прикладное искусство не связано с будущим занятием, то учащийся может потерять к нему интерес. Однако на увлекательное хобби найдет время каждый.
Для ребят, серьезно увлекающихся рисованием, гобелен – новое, необычное поприще для воплощения своих замыслов.
Огромную пользу приносит копирование фрагментов народных образцов с их самобытными представлениями о красоте.
На мой взгляд, прежде чем рисовать собственную композицию, учащийся должен поработать на ткацком станке, поэтапно изучить различные техники и особенности рисунка разных видов ковров и гобелена. В этом случае он почувствует специфические возможности ткачества и потом учтет их в своей творческой работе.
ВИДЫ КОВРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
Ковровые изделия можно разделить на два основных вида: гладкие и ворсовые.
Гладкие, в свою очередь, делятся на односторонние (рисунок прочитывается только с лицевой стороны) – это кавказские ковры сумахи и ямани, поверхность которых напоминает вязанную на спицах, гобелены – декоративные настенные панно со свободным рисунком; двусторонние (рисунок можно читать с любой стороны, изнанка отсутствует) – это, прежде всего, паласы с геометрическим или цветочным узором и килимы, которые ткались в южных районах: на Украине, в Молдавии, Румынии, для их рисунка характерны плавные растительные линии и силуэты, которые, однако, могут сочетаться и с геометрическими.
Ворсовые ковры имеют мягкую ворсовую поверхность, которую образуют ковровые узлы, завязанные на нитях основы. Такие ковры делятся на собственно ворсовые (высота ворса 4-10 мм) кавказские и среднеазиатские с геометрическим рисунком; махровые – более рыхлые сибирские ковры с высотой ворса 20-30 мм, чаще с растительным узором; прибалтийские ковры в технике рю-ю с длиною ворса 70-80 мм.
Существуют также ручные ковры с комбинированной техникой: паласы с ворсом, паласы с настилом и др.
Промыслы ковроткачества возникли еще в XVII веке, а техника, как разновидность ткачества, еще раньше. Традиционными районами ворсовых ковров и сумахов были Кавказ и Средняя Азия, где ковры являлись неотъемлемой частью быта. Коврами утепляли и украшали интерьер, покрывали лошадей, верблюдов. В России существовали безворсовые ковры-паласы, которыми устилали пол в избах, закрывали лавки, сундуки. Махровые русские ковры продавали на ярмарках и использовались они на санях зимой во время длинных поездок.
Название «гобелен» сегодня укрепилось за декоративным текстильным панно, выполненным в самых различных техниках. Проще говоря, гобелен – это текстильная картина, имеющая, однако, свои особенности и подчиняющаяся законам декоративной композиции.
Откуда же пришло слово «гобелен»?
Настенные гладкие ковры – шпалеры – появились в Европе во времена Крестовых походов, однако, современные произведения роднит со старинными образцами подчас лишь название. Одна из первых шпалерных мануфактур в Париже заняла помещение мастерской красильщиков по фамилии Гобелен, и это имя распространилось на вырабатываемые ею шпалеры. Композиции гобеленов были рассчитаны на большие плоскости стен замков (которые они утепляли и украшали), фасады домов, балконы. Гобелены могли служить перегородками в залах. Обычно они заказывались сериями, как, например, серия «Дама с единорогом».
По сравнению с современными гобеленами в те времена использовались более тонкие шерстяные и шелковые нитки.
Спустя несколько веков производство ручных шпалер потеряло свое значение, перестало быть необходимостью, старые рисунки и старая техника изжили себя. К началу ХХ века большинство шпалерных мануфактур было закрыто.
Возрождение искусства гобелена связано с именем француза Жана Люрса. Он взял за основу средневековую технику и благодаря силе своего таланта и усилиям других художников его мастерской дал гобеленам новый оригинальный символический язык. Яркость и декоративность его работ оказали огромное влияние на художников-гобеленистов ХХ века.
Появление и последующее широкое распространение искусства гобелена в Прибалтике связано с творчеством художницы Мари Адамсон и ее учеников.
Путь развития современного гобелена насчитывает всего около пяти десятилетий. Художники, как правило, сами создают композицию и сами выполняют панно на ковроткацком станке.
Все многообразие типов современного гобелена можно условно разделить на три группы.
Основное место занимает так называемый плоскостной гобелен, имеющий традиционную форму прямоугольника и выполняемый в технике паласного переплетения, иногда в сочетании с ворсом, сумахом, ажурным плетением, что придает работам особые декоративные эффекты.
Второй тип – это объемная или рельефная форма, то есть тканая скульптура. Она выполняется по выкройке и потом собирается на каркас.
Третий тип – это «мини-гобелен», то есть декоративное панно маленького размера (обычно не более 300 х 300 мм).
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
- Учебный ковроткацкий станок. Устройство его весьма примитивно: четыре деревянные планки прямоугольные в сечении сколачиваются внахлест в виде рамы (рис. 1). Можно использовать готовый подрамник. Оптимальный размер для начинающих – 700 х 500 мм. На две противоположные (короткие) планки набиваются гвозди (рис. 2). Расстояние между гвоздями определяет плотность основы, которая будет натягиваться между ними. Чем чаще натянута основа, тем выше плотность и тем более сложные рисунки можно на ней выполнять. Оптимальная для учащихся - плотность № 20, то есть 20 гвоздей на 1 дм. Набиваем гвозди на расстоянии 5 мм друг от друга так, чтобы они торчали на 10-15 мм. Чтобы шляпки гвоздей не «толкались» разносим их через один в две линии. Станок для работы можно закрепить в вертикальном положении или положить горизонтально на стол перед собой.
- Ремизная планка – деревянная, гладкая, прямоугольного сечения (20 х 10мм, длиной 550 мм).
- Плотная (но не гофрированная) картонка 50 (40) х 500 мм.
- Ножницы.
- Вилка (потяжелее).
- Бумага для эскиза.
- Простой карандаш, ластик, линейка.
- Гуашевые краски, кисти.
- Нитки для основы: прочная, крученая нить х/б или лен. Можно использовать вязальные нитки типа «пион», «тюльпан», «ирис».
- Нитки для ткачества: вязальная шерсть, полушерсть и все виды искусственных волокон. Чтобы было легче подобрать гамму цветов для каждой работы, нужно иметь в наличии богатый выбор окрашенной пряжи. Если нитки разной толщины, то их следует привести к единой толщине, сложив более тонкие в несколько концов. Чем тоньше нитки для ткачества – тем тоньше и изящнее получается рисунок и тем кропотливее работа. Из толстых ниток эффектно выглядят крупные фактурные детали.
РУЧНОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО
Методические рекомендации
СНОВКА И ЗАПРАВКА СТАНКА
Процесс натяжения нитей основы ковра называется сновкой. Для всех видов ковровых изделий принцип сновки и заправки станка одинаковый.
Возьмем конец основной нитки (от клубка) и привяжем его к первому гвоздю узлом. Затем протянем нить до противоположного гвоздя, обведем ее вокруг него и, сильно натянув, закрепим на исходном гвозде двумя кольцами без узлов. В результате между одной парой гвоздей на противоположных планках станка должна быть натянута одна пара нитей основы. Переведем нить на следующий гвоздь (он в другом ряду) и повторим операцию (рис. 3). Ширина натяжки основы должна точно соответствовать ширине будущего изделия. Дойдя до последнего гвоздя, привяжем к нему нить и отрежем конец.
Во время сновки необходимо следить за натяжением нитей. Оно должно быть очень сильным и абсолютно равномерным по всей ширине станка.
Теперь разберем нити основы на верхние и нижние, просовывая между ними ремизную планку. Первые две и последние две пары остаются сдвоенные, а на основной рабочей ширине в каждой паре одна нить становится нижней, а другая верхней. Начинаем по порядку: первую пару нитей на планку, вторую – под планку, дальше – первую нить (из третьей пары) вверх, вторую – вниз, так повторяем до последних двух пар, из которых первую – целиком вверх (на планку), вторую (последнюю) – вниз (рис. 4).
В образовавшийся между нитями зев просовываем картонку и опускаем вниз, вплотную к гвоздям. Она помогает поддерживать край ковра ровным.
Теперь настала очередь закрепляющей «косички». Она плетется той же ниткой, которой выполнялась сновка.
Возьмем конец нитки (не отрезая от клубка) и пропустим позади всей натянутой основы. Справа из короткого конца сделаем небольшую петельку, скрестив нить несколько раз, затем втянем нитку, пропущенную позади основы, между первой и второй парой. Подтянем первое кольцо «косички». Левой рукой нужно постоянно придерживать нитку «косички», идущую к клубку слева от основы. Для следующего кольца вытянем указательным пальцем нитку между второй парой и третьей. Каждое кольцо «косички» должно обхватывать одну пару нитей основы (рис. 5). Левой рукой можно подрегулировать размер колец, они должны быть одинаковыми, не стягивая при этом общую ширину ковра. Обхватив поочередно все пары, включая последнюю, сделаем еще два кольца в воздухе, отрежем конец от клубка и вытянем его из последнего звена на себя. «Косичка» закреплена. В готовом виде она выглядит так, как будто ее связали крючком.
Теперь выполним ремизки – приспособления для притягивания нижних нитей основы.
Основную нитку нарежем на равные отрезки длиной 140-160 мм по количеству пар основы. Надеваем отрезки петельками поочередно охватывая все нижние нитки основы, включая крайние нижние сдвоенные пары (рис. 6). Свяжем концы петелек по 6-8 штук узлом вместе. Потянув за такую ремизку на себя можно поднять нижние нити основы, образуя второй зев.
Теперь станок готов к работе (рис. 7).
ТЕМА 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПАЛАС
Первая тема самая простая. Она знакомит учащихся с самой распространенной, основной техникой ковра: паласным или гарнитуроным переплетением.
Рисунок паласа может быть геометрическим или цветочным.
Палас – счетная техника, то есть узор создается путем подсчета нитей основы и уткa.
Когда-то каждый дом начинался с длинной паласной дорожки, которая вела от входной двери в комнаты. Полосатые ковровые накидушки покрывали сундуки и лавки. Простые геометрические узоры украшали жилище, согревая его теплотой рук мастерицы-хозяйки.
Рис.8а
Первый образец лучше выполнить без орнамента, взяв для рисунка просто ритм полос в 3-5 цветов. Во второй работе целесообразно взять образец с полосками в начале и в конце, а в центре изобразить традиционный ковровый ромб.
Если студия имеет хотя бы один большой станок, то можно предложить группе выполнить коллективно одну длинную полосатую дорожку. Главное, чтобы учащиеся освоили простейшие навыки ткачества на простом образце.
Выполним эскиз в размер будущего изделия в цвете на бумаге кистью гуашевыми красками, свободно чередуя широкие, средние и узкие полосы, симметрично от центра. Подберем подходящие цвета (3-5) ниток для ткачества.
Затем начертим технический рисунок на бумаге в клетку. Его язык условен.
По горизонтали каждая клетка соответствует одной паре нитей основы. Как было сказано выше, на каждый 1 дм у нас идет плотность 20 пар, значит, если мы задумали образец шириной 200 мм, ширина сновки будет 40 пар и на техническом рисунке ширина по горизонтали – 40 клеток.
При использовании двадцатой плотности и стандартной бумаги в клетку (5 х 5 мм) размер получится натуральный. Для первого образца чертим полоски, располагая их симметрично от центра (рис. 8а). Для второго образца на центральной самой широкой полосе выстраиваем силуэт коврового ромба (рис. 8б). Силуэт обводим черной ручкой.
Теперь можно приступать к ткачеству.
Гладкое паласное переплетение осуществляется путем проброса цветной шерстяной (или искусственной) нити – уткa – поочередно в первый зев (образованный ремизной планкой) от одного края изделия до другого, а затем в обратную сторону через второй зев (образованный натяжением ремизок). Таким образом, утoчная нить будет овивать нити основы в шахматном порядке.
Возьмем небольшой моточек утoчной нити соответствующий по цвету первой полосе изделия и, не закрепляя конец, пробросим его через первый зев, образованный планкой от одного конца до другого (рис. 9). Нитку не нужно подтягивать, она должна лежать без напряжения, волнами. Теперь повернем нить и пробросим ее через второй зев в обратном направлении, поднимая поочередно ремизки. Нитка должна свободно овивать основу – в этом залог качества изделия. Каждый проброс цветной утoчной нити нужно плотно усаживать вниз рукой или вилкой, прибивая ряды к «косичке» и картонке. Нитей основы не должно быть видно.
Чтобы укрепить края изделия через 1-3 прокидки, обматываем дополнительно сдвоенные пары на манер «восьмерки» (рис. 10).
Первая полоса будет окончена, когда ее высота на станке будет соответствовать высоте на рисунке. Нужно учесть, что все последующие ряды прокидок тоже будут на нее давить, то есть усаживать, поэтому сделаем 2-3 прокидки сверх кажущейся высоты. Теперь прижмем тканую полоску рукой вниз и в таком состоянии измерим линейкой. Это фактическая высота работы.
За шириной тоже нужно следить. Если работа начала сужаться, значит пробрасывать утoк нужно еще свободнее.
Менять нитку (если она кончилась или на другой цвет) нужно не с краю, а где-нибудь в середине изделия. Для этого пробросим кончик до самого конца, новую нитку вработаем с этого же места, постаравшись не оставлять хвостик ни спереди, ни сзади. Последующие ряды сами прижмут концы.
Перед выполнением узора нужно заготовить несколько моточков ниток соответствующих цветов. Во время работы ткачество разбивается на несколько участков, на которых одновременно работают разные концы уткa.
По техническому рисунку отсчитываем от края количество клеток фона, которое будет соответствовать количеству пар нитей основы (рис. 8в). Теперь, делая прокидку уткoм нужно ограничиться этими парами и повернуть нить обратно, воспользовавшись другим зевом (рис. 11). На втором участке берем утoк другого цвета и работаем им на 16 парах ромба. На третьем – снова фон (третий моток). По высоте количество прокидок (в зависимости от толщины нити) должно образовывать после усадки заданные техническим рисунком 10 мм. Это количество следует запомнить и использовать для всех остальных высот в 10 мм.
Желательно работать равномерно по всей ширине ковра и следить за усадкой, тогда уступы должны получится одинаковые по высоте. На стыке цветов получаются вертикальные прорези (но не дырки!).
Когда изделие готово, мы снова выполняем «косичку», чтобы закрепить край сотканного паласа. Затем вынимаем планку и срезаем основу со станка у самых гвоздей ножницами или макетным ножом, оставляя концы как можно длиннее. Ремизки теперь можно тоже снять.
Завязываем нити основы узлом вместе по две нитки из разных колец «косички» (рис. 12) или для быстроты по две пары. Узлы подтягиваем к самой «косичке», подравниваем хвосты основы.
Рис. 12
Так у нас получился образец паласа, у которого обе стороны – лицевые. Если остались кончики цветного уткa, их можно срезать. Если изделие плотное (то есть во время работы ему давали хорошую усадку), то концы уткa не должны вылезать наружу.
Образец хорошо отпарить утюгом через мокрую ткань.