Во третьем классе можно использовать:
-«Ежедневные упражнения» для развития техники и упражнения для развития пальцев правой руки» Е.Шилина;
-упражнения в стиле кантри и три упражнения в стиле рок-н-ролл. Журнал «Гитарист» 1994 г.;
-Несложные этюды Д.Агуадо, А.Лоретти, Ф.Карулли, Д.Фортеа.
Рекомендуемые ансамбли
Итал. нар.песня «Санта Лючия», Э.Торлакссон «Гитарное буги», И.С.Бах «Менуэт», этюды А.Виницкого, Ф.Дуранте «Гальярда».
Примерные исполнительские программы
1 вариант
И.Рехин. «Грустная песенка для Лауры».
Л.Иванова. «Маленькая вариация».
2 вариант
Ю.Литовко. «Маленький гитарист».
М. Каркасси. Рондо.
3 вариант
Т.Хренников. «Лодочка» из к/ф «Верные друзья», обр. Л. Шумидуба.
Ф.Карулли. Рондо.
4 вариант
В. Ерзунов. Этюд №2.
Ф.деМилано. Канцона.
5 вариант
Г.Перселл. Менуэт.
Д. Агуадо. Этюд e–moll.
6 вариант
А.Иванов – Крамской. Прелюдия.
П.Агафошин. Обр. англ. нар.песни «Зеленые рукава».
По окончании 3-го года обучения обучающийся:
- играет разнохарактерные мелодии,
- применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты
- знаком с позиционной игрой,
- владеет приемом малое барре, ознакомлен с большим баре,
- знает основные музыкальные термины,
-аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе бардовские песни в тональностях Em, Аm, Dm.
За учебный год учащийся должен исполнить
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь – академический концерт (2 разнохарактерные пьесы) | Март – технический зачет (1 гамма, 1 этюд) Апрель - Май – академический концерт (2 разнохарактерные пьесы). |
Год обучения
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Развитие техники барре. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки произведения с элементами полифонии.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-9 различных произведений, включая ансамбли и этюды.
Рекомендуемые упражнения и этюды
-упражнения и этюды М.Каркасси,
-упражнения иэтюды М.Джулиани,
-этюды Н.Паганини, Ф.Молино, и т.д.
Рекомендуемые ансамбли
В.Ерзунов «Танец прошедшего лета», «Испанский танец», обр. Д. Лермана, М.Теодоракис «Сиртаки», В.Козлов «Неаполитанские ночи», А.Виницкий «Лирическая мелодия».
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Ф.Карулли Этюд
А.Рамирес. «Странники».
М.Каркасси. Прелюд.
2 вариант
М.Каркасси Этюд
И.Рехин. Маленький блюз.
В.Козлов. Вальс из сюиты «Трик-трак».
3 вариант
Ф.Сор Этюд
А.Диабелли. Менуэт
«Клен ты мой опавший», обр.П.Иванникова.
4 вариант
М.Каркасси Этюд
Л.Шумеев. «Испанские мотивы».
Л.Иванова. «Меланхолический вальс».
5 вариант
М.Агуадо Этюд
А.Виницкий. «Маленький ковбой».
А.Варламов. «То не ветер ветку клонит».
6 вариант
А.Иванов-Крамской Этюд
В.А.Моцарт. Аллегро.
М.Шишкин. «Ночь светла».
Для продвинутых учащихся, а также с учетом возрастных возможностей может использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
По окончании 4-го года обучения обучающийся:
- разучивает пьесы из репертуара классической гитары,
- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами,
- используетприемы: арпеджато, glissando, legato, staccato, vibrato,
- аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.
За учебный год учащийся должен исполнить
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь – прослушивание 2 пьес из выпускной программы | Апрель – прослушивание выпускной программы Май –выпускной экзамен (этюд, 2 разнохарактерные пьесы). |
III. Требования к уровню подготовки обучающегося
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
- владеет навыками аккомпанирования, игры в ансамбле.