Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


I. Епископ Игнатий о состоянии христианства в его время




Епископ Игнатий был невысокого мнения о христианства своего времени.

Он считал, что христианское общество должно быть соединено в одно духовное тело, иметь один образ мыслей, один дух, одну общую Главу – Христа Спасителя.

Идеалом христианского общества во все века будет первохристианская иерусалимская община, у которой все было едино (Деян. 2: 44). Когда в обществе усиливается грех, то исчезает это дивное единство и вместо него появляются чуждые христианскому духу раздробленность, разномыслие и неприязнь.

Епископ Игнатия всей душой любил свою Родину, свой народ и от всей души желал ему всестороннего прочветания. Но когда вопрос касался религиозно-нравственного состояния всего русского общества, то здесь Владыка с болью в сердце всегда признавал, что общество его времени далеко отступило от первохристианских идеалов. Своим духовным взором Святитель видел то, что обычному чело­веку было неприметно — грех во всем его ужасающем много­образии глубоко проник во все слои общества того време­ни. Греховная порча проникла всюду: от крестьянской избы до царского дворца.

В великосветском обществе ревнитель благочестия видел лицемерие, постоянные интриги, карьеризм и полное без­различие к религии. Среди интеллигенции процветали нигилизм, скептицизм и наряду с ними грубые суеверия. В простом народе Святитель видел крайний недостаток в духовных познаниях, приверженность к форме, суеверия, ослабление вековых христианских устоев, страсть к винопитию, упадок нравственности, следствием чего всегда бы­вает отступление от веры.

Высшая иерархия, по весьма осторожному, но меткому замечанию епископа Игнатия, была слаба духом и в духов­ной жизни имела темные, сбивчивые понятия по букве, которые всегда убивают духовную жизнь. Низшее духовен­ство было малообразованно и не отличалось ревностью в назидании пасомых. Страсть же к деньгам, по словам Епис­копа Игнатия, «прокралась во все сословия и саны» и за­глушила все благие побуждения и священные обязанности.

В 1847 году архимандрит Игнатий, направляясь в Ба-байки, посетил многие города, села и монастыри. Результат своих наблюдений за духовной жизнью народа он изложил в одном из писем. «Во время странствования моего я имел возможность довольно подробно взглянуть на землю Израилеву — на Церковь. Что сказать о ней? О ней надо ска­зать слова пророка... «Бысть пуста весьма» (Иез. 38, 8)»[1699], — писал о. Игнатий. Не в том смысле были сказаны эти сло­ва, что не встретил архимандрит Игнатий благочестивых людей. Нет, он сам говорил, что в это путешествие «видел людей набожных посреди мира и в монастырях», но эти люди встречались крайне редко. Всюду, и даже среди луч­ших христиан, он встречал оскудение истинного духовного знания и недостаток правильного духовного руководства.

Беседуя со многими пастырями, истинный ревнитель чистоты православия убедился, что многие из них имеют понятия о христианстве «сбивчивые и темные». «Видим в настоящее время многих, считающих себя христианами и даже учителями Христовой Церкви, — писал он, — из них иной не верит чудесам Христовым, исчисленным в Еванге­лии, — другой верит одной части учения Христова, а дру­гую отвергает, не верит существованию демонов; опять иной думает, не умея различать дел веры от дел естества, что все спасутся за свои добрые дела...»[1700].

Очень редко пастыри возвещали пасомым истинное Сло­во Божие и не поучали их регулярно истинам веры и благо­честия. От этого все с большей силой в народе нарастал глад слышания Слова Божия. Епископ Игнатий как никто другой сознавал, сколь велико это бедствие. «Глад слыша­ния Слова Божия, — писал он, — вот бедствие, несравненно тягчайшее бедствие всех бедствий, которые когда-либо были попущены на христиан»[1701]. Почти полное отсутствие духо-носных пастырей, оскудение проповеди Слова Божия, умень­шение количества приходских священников, повсеместное охлаждение в вере привело к тому, что многие христиане перестали сознавать себя членами единого мистического тела Христова — Святой Церкви, утратилось знание Истины и люди стали чуждыми друг другу. «Ныне всякий имеет бо­лее или менее свой образ мыслей, — пишет Владыка, — свою религию, свой путь, принятый произвольно и случай­но, признаваемые правильными или только оправдывае­мые. Это бесчисленное стадо представляет духовному на­блюдателю вид величайшего беспорядка: каждая овца бре­дет в свою сторону, никто о ней не заботится; люди уже более не слышат — так отяжелел их слух — спасительного гласа истинного Пастыря, раздающегося из Его Святой Церкви,...оглушил их шум земных, лютых попечений, шум увеселений чувственных, шум земного преуспеяния. Прильпе земли душа их, неспособна к восприятию впечат­лений духовных»[1702].

Духовные бедствия христиан, по словам епископа Игна­тия, усугубились еще и обилием лжеучителей и книг, со­держащих душепагубные учения. Сравнивая свое время с временем свв. Апостолов, епископ Игнатий говорил, что и в те времена было много лжеучителей, но «в наше время число лжеучителей бесконечно расплодилось, расплодились зараженные лжеучением и сообщающие лжеучение; страш­но расплодились книги, содержащие и сообщающие лже­учение»[1703]. Проповедь лжеучителей имела немалый успех — многие члены Церкви совращались в раскол и различные секты.

Видя всеобщее ослабление в вере, Владыка, как истин­ный сын Церкви Христовой, весьма скорбел, но он по­нимал — рукой невозможно остановить течение реки. Зная из Священного Писания, что наступят времена всеобщего отступления от веры, он не предвидел восстановления Церкви в ее древней красоте и предполагал, что всему церковному зданию предстоит еще «поколебаться страшно и быстро»[1704].

Сознавая истинное положение христианства, Преосвя­щенный Игнатий не приходил в уныние. Его твердая вера говорила ему: необходимо предаваться воле Божией и в самих попущениях Божиих, и даже благоговеть пред ними. Он неоднократно говорил о том, что нужно видеть и пони­мать истинное положение вещей, но не осуждать тех, кто сбился с истинного пути, и с большим вниманием заботить­ся о своем спасении. «Очевидно, — писал он, — что христи­анство — этот таинственный духовный дар человекам — удаляется неприметным образом для не внимающих своему спасению из общества человеческого, пренебрегшим этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обманутыми акте­рами и актерством благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтобы не подвергнуться пороку осуж­дения ближних, надо обратить взоры на самих себя, поза­ботиться о собственном спасении»[1705].

Как ни трудны были времена епископа Игнатия для хри­стианства, но он сознавал и неоднократно писал о том, что как в его время, так и во все времена Господь дарует воз­можность спасения тем, кто всей душой ищет спасения. Он видел вокруг себя многих избранников, которые слышали глас истинного Пастыря — Христа Спасителя и шли на Его голос. Правда, им приходилось, по словам Святителя, про­биваться «с величайшим усилием и трудом сквозь густую толпу, несвязно шумящую, их окружающую»[1706]. В сравнении с людьми, избравшими широкий, но пагубный путь жизни, число идущих по узкому трудному пути, ведущему в жизнь вечную, было невелико, «но, — пишет епископ Игна­тий, — Господь ободряет их: «Не бойся, — говорит Он (Гос­подь), — малое стадо, яко благоволи Отец ваш дати вам Царство» (Лк. 12. 32)»[1707].

В своем взгляде на положение Церкви епископ Игнатий не был одинок. Лучшие представители духовного мира того времени также видели тяжкие недуги, которым было под­вержено христианское общество. Подвижник Никифоров-ской пустыни старец Исайя в откровенной беседе однажды сказал архимандриту Игнатию: «Пойми время. Не жди бла­гоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено, в частности, спасаться людям, же­лающим спастись»[1708].

Сознавая внешние и внутренние трудности своего време­ни, епископ Игнатий из опыта собственной жизни видел, что при почти полном отсутствии духоносных наставников единственными руководителями в духовной жизни для хри­стиан остаются на все времена творения святых Отцов.

Написанием, а затем изданием своих сочинений, преис­полненных святоотеческим духом и имеющих практичес­кую цель — помочь христианам на трудном пути духовного совершенствования, епископ Игнатий показал свой опти­мистический взгляд на будущие времена.

Несмотря на все трудности окружавшей его жизни, он видел перед собой многих истинных христиан; некоторых из них он сам воспитал и направил по истинному спаси­тельному пути, и несомненно Святитель верил, что и в бу­дущие времена найдутся люди, которым его творения по­служат на пользу.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 480 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2304 - | 2184 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.