Лекции.Орг
 

Категории:


Расположение электрооборудования электропоезда ЭД4М


Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация...


Как ухаживать за кактусами в домашних условиях, цветение: Для кого-то, это странное «колючее» растение, к тому же плохо растет в домашних условиях...

Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками

Сюжет и композиция

• В основу сюжета Гоголь положил рассказ о похождениях Чичикова, который приезжает в губернский город с целью приобретения весьма странного товара – «мертвых душ». • Композицию поэмы определяет замысел автора «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» вслед за Чичиковым, покупающим мертвые фактически, но живые по бумагам души.

Герои поэмы

Образы помещиков

Пять глав (2-6) – пять портретных характеристик, построенных по одинаковому плану: – Краткая характеристика помещика (описание внешности). – Описание усадьбы помещика. – Описание совместной трапезы (застолья) – чем и как угощают помещики Чичикова. – Как помещики реагируют на предложение Чичикова о продаже мертвых душ. – Дальнейшие действия помещиков. Порядок следования помещиков неслучаен, автор выводит некую закономерность, которая приводит к экономическому и моральному упадку помещичий класс.

 

Помещик Экономический упадок Моральное разложение
Манилов (2 глава) бесхозяйственный помещик праздный мечтатель, живущий в мире своих грез – «рыцарь пустоты»
Коробочка (3 глава) мелочная скопидомка «дубиноголовая»
Ноздрев (4 глава) безалаберный прожигатель жизни бесшабашный враль, мот и шулер
Собакевич (5 глава) прижимистый и упрямый хозяин оскотинившийся кулак.
Плюшкин (6 глава) скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения «прореха на человечестве»
Общие черты всех помещиков низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными крестьянами, нравственная нечистоплотность, и, наконец, отсутствие элементарного понятия о патриотизме

 

Манилов

Портрет «Был человек видный: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».
Характеристика Восторженная наивность и мечтательность, беспечность «бескорыстно­го философа», изысканность, глупость, несамостоятельность и бояз­ливость. Фамилию своему герою Гоголь дает «говорящую» – от слов «манить, заманивать, обманывать». Две черты в характере Манилова особенно выделяет автор – это никчемность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова нет никаких живых интересов. Хозяйством он не занимается, он даже не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии.
Усадьба О бесхозяйственности и непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей», «щегольский подсвечник, из темной бронзы с тремя античными грациями» стоял на столе, а рядом с ними помещался «какой-то просто медный инвалид, хромой, свер­нувшийся на сторону и весь в сале».
Отношение к ведению хозяйства Не мудрено, что у такого хозяина «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы», а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».
Образ жизни Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами», вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.
Вместо настоящего чувства – у Манилова «приятная улыбка», приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты его «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

 

Коробочка

Портрет «...Вошла хозяйка, женщина пожилых пет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее...».
Характеристика «...Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящичкам комода. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек... бережлива старушка...». Типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных. Коробочка – домовитая хозяйка.
Усадьба У нее «хорошая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья».
Отношение к ведению хозяйства Рачительность Коробочки изображена автором почти абсурдной: среди множества полезных и необходимых предметов, каждый из которых лежит на своем месте, есть веревочки, которые «уже никуда не нужны».
Образ жизни Умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что ее поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится «продешевить» при продаже. Все «новое и небывалое» пугает ее.
«Дубинноголовая» Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

 

Ноздрёв

Портрет «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось так и прыскало с лица его...»
Характеристика Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость и бойкость характера». Он буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа». Он не чужд хлестаковщины – стремление показаться значительнее и богаче.
Усадьба «В доме не было никакого приготовления к их принятию. Посредине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены... Прежде всего, пошли они обсматривать конюшню, где видели они двух кобыл... Потом Ноздрев показал пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади... Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья».
Отношение к ведению хозяйства Свое хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня.
Образ жизни Нечестно играет в карты, всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на все, что хотите». Закономерно, что все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его.
В целом Ноздрев – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрева превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

 

Собакевич

Портрет «Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и за­крыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
Характеристика «Чертов кулак», по выражению Чичикова, это воплощение прочной силы, нельзя не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний.
Усадьба «Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пу­затое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, гово­рил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича».
Отношение к ведению хозяйства У Собакевича тяготение к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению.
Образ жизни Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. Даже своих умерших крестьян он пытается продать как можно дороже, всячески рекламируя Чичикову лучшие качества уже не существующих людей.
Автор подчеркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.

 

Плюшкин

Портрет «Долго он [Чичиков] не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины...» «...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух...»
Характе­ристика В Плюшкине нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.
Усадьба Всюду в доме царил беспорядок: «. ..казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель...» Выразительно описание села Плюшкина, с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой, с «особенной ветхостью» деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с господским домом, который выглядел каким-то «дряхлым инвалидом». Все пришло в полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.
Образ жизни Автор сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он обратился в «прореху на человечестве». Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что «омертвение» души начинается с бедности чувств. Кажется, что человечность недоступна Плюшкину. Не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, образ, созданный Гоголем мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. Пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни.
Автор восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».

 

Павел Иванович Чичиков

История Чичикова (см. 11 главу)

Этапы жизни  
Детство Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, все было серо, уныло, болезненно – «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память».
Образование а) наказ отца б) обретение соб­ственного опыта Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальни­кам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успе­ешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или при­ятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой». Сумел построить отношения с товарищами по классу таким образом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к оставленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности: – слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал; – накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одно­классникам из тех, кто был побогаче; – выдрессировал мышь, научил ее вставать на задние лапки и продал; – был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.
Служба а) начало службы б) продолжение карьеры «Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков». Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» – дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным». Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капитального строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хороший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб­ретение пары лошадей... Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два-три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.
Приобретение «мертвых душ» Как появилась идея приобретения. После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного».
Появление Чичикова в губернском городе Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остается только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения».
«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

 

Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками

Помещик и его отли­чительная черта Как это черта проявляется в характере Чичикова
Манилов – «слащавость», приторность, неопределенность Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор – что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек председатель палаты – что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер – что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера – что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны... сказал ей [жене]; «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»
Коробочка – мелочная скаредность Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой все разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки.
Ноздрев – самовлюбленность Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех – вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную: раскланивался направо и налево, по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех...»
Собакевич – грубая прижимистость и цинизм Даже Ноздрев замечает, что в Чичикове нет «...никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».
Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хра­нение Во время осмотра города N «...оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а затем герой «...свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось».
Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встре­чается, потому что в нем есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

 

Губернское общество

Гоголь в заметках к первому тому поэмы пишет: «Идея города – возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы. Как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до делания совершенных глупостей». Это тоже царство «мертвых душ», праздности, внутреннего убожества.

 

Иван Антонович «кувшинное рыло» Именно о нем в 3 главе мы читаем рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения». Это о нем Гоголь пишет: «Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, – да просто от страха и слова не выговоришь! Гордость, благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи...»
Полицеймейстер «чудотворец» «Полицеймейстер, точно, был чудотворец, ... в ту же минуту кликнул квартального, и, кажется, всего два слова шепнул ему на ухо да прибавил только: «Понимаешь!»... а уж там, в другой комнате, появилась на столе белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, – это все было со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны... Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. Вообще он сидел на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места, или место для него».

Роль чиновников в «Повести о капитане Копейкине»
и в истории приобретения мертвых душ Чичиковым

Капитан Копейкин Павел Иванович Чичиков
участник героической войны 1812 г. приобретатель, подлец
простой и честный, наивный и пострадавший лицемер, подхалим и авантюрист
ищет справедливости у чиновников в Петербурге старается сыскать знакомства с чиновниками а губернском городе
не удостоен вниманием чиновников присутственных мест Петербурга принят и «обласкан» чиновниками всех уровней губернского города
равнодушие, бюрократическая канитель, презрение к искалеченному бедняку внимание к благообразному авантюристу
не вызвал к себе, своей участи не сострада­ния, не понимания сумел добиться признания себя в городе как значительного лица
капитана Копейки не судят Чичикова славят
сначала его не хотели замечать, но он заставил не только заметить, но и бояться себя сначала осчастливил, а затем привел в смятение губернский город
Взятки, воровство, чинопочитание, круговая порука – все это не случайные явления в среде чиновников как в губернском городе N, так и в Петербурге.

 

Лирические отступления

Гпава Лирические отступления и вставные эпизоды
Первая Рассуждение о толстых и тонких.
Вторая Рассуждение о двух типах характеров.
Третья Рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения».
Четвертая Мысль о живучести Ноздревых.
Пятая Размышление Чичикова о «славной бабешке». Думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме».
Шестая Воспоминания автора о юности. Размышление о человеке («И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек...»).
Седьмая О двух писателях. О крестьянах, купленных Чичиковым.
Восьмая О силе власти исправника.
Девятая О бунте крестьян селения Вшивая-Спесь.
Десятая Повесть о капитане Копейкине.
Одиннадцатая «Русь! Русь!...» Дорога. Рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне. Рассуждение о добродетельном герое и герое-подлеце. Тройка.

 

Тема России и русского народа занимает одно из главных мест в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Посмотрим, как он изображает крестьянство. Автор совсем не склонен его идеализировать, он рассказывает и о достоинствах русских людей и об их недостатках. В начале поэмы, когда Чичиков въехал в город, два мужика, рассматривая его бричку, определили, что одно колесо не в порядке и, что Чичиков далеко не уедет. Н. В. Гоголь отметил, что мужики стояли возле кабака.

Бестолковыми показаны в поэме также дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной Манилова, просящийся на заработки, а сам идущий пьянствовать. Девочка Пелагея не умеет отличить, где право, где лево. Прошка и Мавра забиты и запуганы. Автор не обвиняет их в невежестве, это не их вина, он просто добродушно смеется над ними.

А вот рассказывая о кучере Селифане и лакее Петрушке – дворовых слугах Чичикова, писатель проявляет к ним доброту и понимание. Потому что Петрушка охвачен страстью к чтению, хотя его больше привлекает не то, что написано в книге, а сам процесс чтения, как это из букв «вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит».

А раскрывая образ Селифана, Гоголь показывает душу русского мужика и пытается ее понять. Вспомним, что он говорит о значении почесывания в затылке у русского народа: « Что значило это почесывание? И что вообще оно значит? Досада ли на то, что вот не удалась задуманная на завтра сходка со своим братом... или уже завязалась в новом месте какая зазнобушка сердечная... Или просто жаль оставлять отогретое место на людской кухне под тулупом, с тем, чтобы вновь тащиться под дождь и слякоть и вся­кую дорожную невзгоду? »

 

Истинный образ народа видится, прежде всего, в описании умерших крестьян. Ими восхищаются и автор, и помещики. В их памяти они приобретают некий былинный образ, они наделены сказочными, богатырскими чертами. Мертвые крестьяне как бы противопоставлены живым крепостным с их бедным внутренним миром. Этот народ хоть и состоит из «мертвых душ», но обладает живым и бойким умом, это народ, «полный творящих способностей души...».

 

Вот как хвалится своими умершими крестьянами Собакевич: «Милушкин, кирпичник, мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо и хоть бы в рот хмельного! А Еремей Сорокоплехин! Да тот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! А каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные» . А когда Чичиков отвечает ему, что они уж давно умерли и не могут стоить дорого, что это только «мечта», Собакевич возражает ему: «Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщите: машинища такая, что в эту комнату не войдет... А в плечищах у него была такая силища, ка­кой нет у лошади...». И сам Чичиков, разглядывая списки купленных крестьян, видит их будто наяву, каждый мужик в его глазах приобретает «свой собственный характер»: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?». Привлекает внимание образ плотника Степана Пробки, наделенного богатырской силой, который, вероятно, исходил все губернии с топором за поясом: «Пробка Степан, плотник, трезвости примерной... А! Вот он... вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!».

 

В имении Плюшкина крестьяне, доведенные до крайней степени нищеты, «мрут как мухи», бегут от помещика. Рассматривая список беглых, Чичиков де­лает заключение: «Вы хоть и в живых еще, а что в вас толку! То же, что и мертвые... по тюрьмам ли сидите или пристали к другим господам и пашете землю?». Дворовый Плюшкина Попов предпочитает жить в тюрьме, чем вернуться в имение своего барина. Автор на протяжении многих страниц своего произведения знакомит нас с разнообразными судьбами простых людей.

В эпизодах убийства заседателя Дробяжкина автор рассказывает о случаях массового возмущения крестьян против своих угнетателей.

 

Вместе с тем Н. В. Гоголь видит и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в трудолюбии русских людей, в их способности не падать духом при любых обстоятельствах. Народ он изображает бодрым, живым, талантливым и полным сил.

Обсуждая переселение в Херсонскую губернию крестьян, купленных Чичиковым, чиновники рассуждают: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».

 

Образ народа в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя постепенно перерастает в образ России. Здесь тоже можно увидеть противопоставление настоящей России – России будущей, идеальной. В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской земли. Россия встает перед нами во всем своем величии. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?»

Писатель видит страну великой, указывающей путь другим, кажется ему, как обгоняет Русь другие страны и народы, которые, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу». Образ птицы-тройки становится образом будущей России, которой будет принадлежать главная роль в мировом развитии.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обследование собственной речи (экспрессивная речь) | РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОТЛИВКИ В РАЗОВОЙ ПЕСЧАНО-ГЛИНИСТОЙ ФОРМЕ

Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 7200 | Нарушение авторских прав


Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. A) Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями
  2. Cравнение Арболита с другими материалами
  3. II. Личные отношения между родителями и детьми, законными и другими
  4. А) Золото и серебро в сопоставлении с другими металлами
  5. Автостереотип, содержащий преувеличенное представление о значимости собственного народа и его культуры по сравнению с другими народами и культурами
  6. Амфотерными называются такие гидроксиды, которые способны отдавать в реакциях с другими соединениями как атомы (ионы) водорода, так и гидрокси-группы (анионы гидроксила)
  7. Анализ литературной сказки «Конёк-Горбунок» Павла Петровича Ершова
  8. Аналогия(от греч. analogia — сходство) — сходство различных явлений в каких-либо отношениях, на основе которого делается
  9. БИБЛИОГРАФИЯ ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ ТРУДОВ ПРОФЕССОРА, ДОКТОРА ПРАВА ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА СИНАЙСКОГО
  10. Библия о статусе. Бичевание ап. Павла
  11. Биология как наука. Связь биологии с другими науками. Место и задачи биологии и подготовке врача. Новая биология
  12. Взаимодействие валеологии с другими науками


Поиск на сайте:


© 2015-2019 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.