Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема: «Целостный анализ рассказа И.А. Бунина




«Господин из Сан-Франциско»

План:

1. История создания рассказа. Литературные и реальные источники рассказа.

2. Социальная проблематика в рассказе И.Бунина.

3. Философские проблемы в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

4. Особенности сюжета и композиции рассказа.

5. Художественная символика в рассказе Бунина. Функции второстепенных персонажей в произведении. Символика названия парохода.

6. Литературные традиции в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

 

Литература

1. Бабореко А.К. И.А.Бунин. Материалы для биографии с 1870 по 1917 год. М., 1983.

2. Горелов А.Е. Звезда одинокая... (И.Бунин) //Горелов А.Е. Избранное. Л., 1988. С.259-272.

3. Злочевская Л.В. Роль мистико-религиозного подтекста в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» //Русская словесность. 2005. №5.

4. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: книга для учителя. М., 1991.

5. Яблоков Е.А. Пожар на ковчеге (рассказы И.Бунина и проза М.Булгакова начала 1920-х годов) //Царственная свобода. О творчестве И.А.Бунина. Межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж, 1995. С.96-106.

 

Творческие задания

1 подгруппе – сделать сравнительно-сопоставительный анализ рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско» и стихотворения И.Бунина «Берег».

2 подгруппе – выявить и проанализировать библейские реминисценции в рассказе.

3 подгруппе – выявить, как изменялся текст рассказа в ходе его публикаций и чем вызваны эти изменения.

Темы сообщений

1. Образы Востока в рассказе «Господин из Сан-Франциско» и рассказах «Братья, «Сны Чанга».

2. Геокультурное пространство в рассказе Бунина (образ Америки и образ Италии).

3. Миф об Атлантиде в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско». Рассказ в контексте книги О. Шпенглера «Закат Европы».

 

Семинарское занятие №3

Тема: «Роман Ф. Сологуба «Мелкий бес». Проблематика и поэтика».

 

План:

1. История создания и публикации романа. Основные редакции текста.

2. Социально-этическая и философская проблематика произведения.

3. Традиции и новаторство Ф. Сологуба. Мифопоэтический аспект поэтики произведения.

4. Жанровое своеобразие романа. «Мелкий бес» как философский роман.

Литература

1. Евдокимова Л.В. Мифопоэтическая традиция в творчестве Ф. Сологуба: Монография. Астрахань, 1998.

2. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.

3. Ерофеев В. На грани разрыва. «Мелкий бес» Федора Сологуба и русский реализм // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990.

4. Розенталь И., Фоули Х.П. Символический аспект романа Ф. Сологуба «Мелкий бес» //Русская литература ХХ века. Исследования американских ученых. СПб., 1993.

5. Силард Л. Поэтика символистского романа конца Х1Х - начала ХХ ека (В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Белый) //Проблемы русского реализма Х1Х века. Л., 1984.

Творческие задания

1 подгруппе - Сопоставить текст романа «Мелкий бес» со стихотворениями Сологуба. Выявить общие мотивы и образы.

2 подгруппе – Сравнить тексты романа «Петербург» и романа «Мелкий бес», выявить соотношение реального и фантастического в двух текстах.

3 подгруппе - Сопоставить роман «Мелкий бес» с фактами биографии Сологуба и выявить, какие реальные факты из биографии писателя отразились в романе.

Темы сообщений

1. Авторское мифотворчество в романе «Мелкий бес». Характер и специфика авторского мифотворчества в поэзии и прозе Ф. Сологуба.

2. Тема провинции в русской литературе 1910-х годов (Ф. Сологуб «Мелкий бес», М.Горький «Городок Окуров», Е.Замятин «Уездное» и др.)

3. Генезис и художественнее функции темы бесовства в романе Сологуба в контексте литературной, фольклорной и художественной традиции.

 

Семинарское занятие №4

Тема: «Целостный анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка»

 

План:

1. Место стихотворения «Незнакомка» в творчестве А.Блока.

2. Реальная основа стихотворения.

3. Субъектно-объектная организация произведения. Двоемирие в стихотворении «Незнакомка».

4. Система символов в стихотворении А.Блока.

5. Стиховая организация текста.

Литература

1. Горелов А.А. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. Л., 1970.

2. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981.

3. Долгополов Л.К. Александр Блок: Личность и творчество. Л., 1978.

4. Вайскопф М. «Пьяное чудовище» в стихотворении Блока «Незнакомка» // Новое литературное обозрение. 1996.№21. С.252-257.

5. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999.

Творческие задания

1 подгруппе - Прочитать 1 и 2 главы «Генриха фон Офтердингена» Новалиса и раскрыть символическую природу образа «голубого цветка». Определить, в чем заключается символическое значение использованной Блоком аллюзии в создании образа «цветущих синих очей».

2 подгруппе – Сделать макет отдельного издания стихотворения Блока. Подобрать формат издания, шрифт, заставки, концовки, иллюстрации.

3 подгруппе - Сопоставить стихотворения Блока «Незнакомка» и «В ресторане». Выявить, как изменились основные образы, характер лирического субъекта.

 

Темы сообщений

1. Стихотворение Блока «Незнакомка» и пьеса Блока «Незнакомка»: их сопоставление.

2. Тема города в поэзии Блока.

3. Элементы гностической картины мира в стихотворении Блока «Незнакомка».

 

Семинарское занятие №5

Тема: «Проблематика и поэтика романа А. Белого «Петербург»

План:

 

1. История создания и публикации романа А. Белого «Петербург».

2. Сквозные мотивы творчества А. Белого в романе «Петербург».

3. Художественное новаторство романа А. Белого «Петербург».

4. Литературные традиции в произведении.

5. Петербургский миф в романе.

Литература

 

1. Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург»: Монография. Л., 1988.

2. Никитина М.А. 1905 год в романе Андрея Белого «Петербург» // Революция 1905-1907 годов и литература. М., 1978.

3. Пискунов В. «Второе пространство» романа А. Белого «Петербург» // Андрей Белый: проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сб. М., 1988.

4. Постникова Т. К вопросу о трансформации некоторых черт поэтики в романе А.Белого «Петербург» //Из истории русского реализма конца Х1Х - начала ХХ в. М., 1986.

5. Фиалкова Л.Л. Художественное пространство и время в романе А. Белого «Петербург» // Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1986.

6. Целкова Л.Н. Поэтика сюжета в романе Андрея Белого «Петербург» // Филологические науки. 1991. №2.

7. Эртнер Е.И. Пушкин в романе А. Белого «Петербург» (звукопись и пародия) //Пушкин и славянский мир. Симферополь, 1995.

 

Творческие задания

1 подгруппе - Составить по карте Петербурга маршрут передвижения героев романа А.Белого «Петербург».

2 подгруппе – Сопоставить текст романа «Петербург» и лирических стихотворений А.Белого. Выявить общие мотивы.

3 подгруппе - Выявить элементы карнавала, маскарада, commedia dell,arte в романе и подтвердить свои наблюдений примерами из текста.

 

Темы сообщений

1. Роман А. Белого в контексте петербургского мифа и петербургского текста русской литературы.

2. История создания романа «Петербург»: герои и их прототипы.

3. Тема востока и Запада в романе «Петербург». (по материалам статьи Н.А. Бердяева «Астральный роман» (размышления по поводу романа А. Белого «Петербург»)).

 

Семинарское занятие №6





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 927 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2539 - | 2234 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.