Правовая охрана программ и данных. Защита информации
Правовая охрана информации
С 1 января 2008 года вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку круг правоотношений, регулирующих интеллектуальную собственность достаточно обширен, рассмотрим основные моменты, связанные с договорными отношениями при реализации прав на использование программ для ЭВМ.
До последнего времени связанные с интеллектуальной собственностью правоотношения регламентировались целым пакетом специальных законов об охране авторского права - Патентным законом РФ от 23.09.92 г. № 3517-1; Законом РФ от 23.09.92 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; Законом РФ от 23.09.92 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; Законом РФ от 23.09.92 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Законом РФ от 9.07.93 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»).
С принятием Федерального закона от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 231-Ф3) с 1 января 2008 г. названные законы утратили силу, а указанные правоотношения регулируются гражданским законодательством (ст. ст. 1225 - 1551 ГК РФ).
Статьей 1225 ГК РФ «Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», которая содержит перечень из 16-ти объектов, получающих правовую охрану, установлено, что результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются в том числе программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ).
Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, а другие лица не вправе без согласия правообладателя не могут использовать охраняемый законом объект (п. 1. ст. 1229 ГК РФ).
Программы для ЭВМ
Программы для ЭВМ по своей правовой природе они относятся к объектам авторских прав и охраняются как литературные произведения (п. 1. ст. 1259, 1261 ГК РФ).
Определение термина «программа для ЭВМ» законодатель установил в ст. 1261 ГК РФ – это «представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения».
Что касается государственной регистрации программы для ЭВМ, то правообладатель в течение срока действия исключительного права на данную программу (исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора; исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти (п. 1. ст. 1281 ГК РФ)) может по своему желанию зарегистрировать такую программу в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 1. ст. 1262 ГК РФ).
Представляется, что государственную регистрацию программы для ЭВМ может произвести и наследник (наследники) автора, к которому исключительное право на программу для ЭВМ переходит без заключения договора с правообладателем в порядке универсального правопреемства (ст. 1241 ГК РФ), а также правообладатель – юридическое лицо.
В случае государственной регистрации программ для ЭВМ правообладателем наступают правовые последствия: при отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности по договору, залоге этого права и предоставления права использования такого результата по договору, такие действия также подлежат государственной регистрации. При этом государственная регистрация отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности по договору, государственная регистрация залога этого права, а также государственная регистрация предоставления права использования такого результата по договору осуществляются посредством государственной регистрации соответствующего договора.
При несоблюдении требования о государственной регистрации договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности либо договора о предоставлении другому лицу права использования такого результата влечет недействительность соответствующего договора. При несоблюдении требования о государственной регистрации перехода исключительного права по договору или при внедоговорном переходе права такой переход считается несостоявшимся (п.п. 2., 3., 6. ст. 1232 ГК РФ). Основанием для внедоговорного перехода прав является соответствующее решение суда или свидетельство о праве на наследство (п.п. 4., 5. ст. 1232 ГК РФ).
Таким образом, при состоявшейся государственной регистрации программы для ЭВМ любой договор об отчуждении, залоге, предоставления права на ее использование без его государственной регистрации делает эту сделку ничтожной, недействительность которой установлена законодателем с момента ее свершения (ст.ст. 167, 168 ГК РФ).
Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки (п. 1. ст. 181 ГК РФ).
Распоряжение исключительным правом на программу для ЭВМ
Часть четвертая ГК РФ вводит два основных вида договоров по распоряжению исключительным правом:
- договор об отчуждении исключительного права;
- договор о предоставлении другому лицу права использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах (лицензионный договор). При этом заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату (п. 1. ст. 1233 ГК РФ).
Пунктом 2. ст. 1233 ГК РФ установлена взаимосвязь договоров о распоряжении исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, в том числе договоров об отчуждении исключительного права и лицензионных (сублицензионных) договоров, с общими положениями об обязательствах (ст. 307 – 419 ГК РФ) и о договоре (ст. 420 – 453 ГК РФ), что является несомненным преимуществом по сравнению с ранее действующим законодательством, регулирующим эти отношения.
Статья 1234 ГК РФ регулирует предмет, форму и частично содержание договора об отчуждении исключительного права. Предметом такого договора является передача или обязанность передачи правообладателем принадлежащего ему исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне (приобретателю).
Форма такого договора только письменная, а сам договор подлежит государственной регистрации в случае, если программа для ЭВМ зарегистрирована уполномоченным государством органом. Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет недействительность договора (п. 2. ст. 1234 ГК РФ).
Исключительное право передается только в полном объеме, без каких-либо оговорок. Причем данное условие должно быть обязательно включено в текст договора. Договор, в котором подобное условие отсутствует, будет считаться лицензионным договором (п. 3. ст. 1233 ГК РФ).
Договор об отчуждении исключительного права может быть как возмездным, так и безвозмездным. При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3. ст. 424 ГК РФ (если в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги), не применяются (п. 3. ст. 1234 ГК РФ).