Понятие и виды этносов. Некоторые особенности русского этноса. Условия и этапы формирования русского этноса.
По 5 вопросу читать:
Радугины Социология. – М., 2001. С.101-104.
Социология / Под ред. Лавриненко. – М., 2005. С. 154-171.
Рассадина Т.А. Трансформации традиционных русских ценностей в нравственных ориентациях россиян: Монография. – М.: Прометей. МПГУ, 2004. – 409 с.
2.4. Содержание традиционных нравственных русских ценностей в аспектах отношения к человеку, коллективу, государству. С.102-133. В библиотеке УВАУ ГА (абонемент).
Понятие и виды этносов. Особенности русского этноса.
Национальные общности (этнические).
На планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа – нация, народность, племя.
Разведем понятия.
Расы – общности, отличающиеся наследственными чертами (цвет кожи, структура волос, черты лица, телосложения). Черт, конечно, больше. Индия, Малайзия – кто?
Этнос – с греч. племя, народ. Этнографическая общность. Исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык), психологического склада, самосознанием.
Имеют группы признаков:
1. биологические (родство),
2. культурные – ценности, традиции,
3. лингвистические,
4. структурные – строят взаимоотношения на иной основе, чем другие (в поезде – знакомятся. Американцев интересует, каков доход? русских – кем работаешь).
Мы - не-мы. Свои – чужие.
Этнофоры – члены этноса.
В рабовладельческую и феодальную эпохи складывается второй тип этноса – народность.
Народность – этническая и социальная общность людей, которая исторически следует за племенем и предшествует нации.
Народ –
Подходы к пониманию:
1) население государства, страны;
2) в историческом материализме – субъект истории, совокупность классов и социальных групп данного общества, которая является его основной производительной силой, главной движущей силой общественного развития.
3) в конкретно-социологическом ключе – совокупность социальных групп, занятых в массовых видах деятельности в системе общественного разделения труда. Единое социальное целое, поскольку имеет общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни и нравов, а также чувство принадлежности к единой исторической общности.
В капиталистическую эпоху возникает третий тип этноса – нация (англ. – 16-17 вв., нем.- 19 в).
Нация – от лат. народ. – исторически складывающийся тип этноса.Складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры. Формируется с появлением государства.
Определяющую роль в становлении и развитии нации играют социально-экономические факторы.
Национальность – выражает этническую общность, является более узким, чем понятие «нация». Различение их позволяет объяснить, почему группы людей, имеющие общую национальность (этнические особенности языка, культуры) с той или иной нацией, но не живущие на ее территории, не являются представителями данной нации.
В современном мире наблюдается явление политизации этничности.
Политизированная этничность – личность, которая идентифицирует себя с нацией-государством. Происходит использование этничности в политических целях.
Двоякая роль:
- в условиях политически стабильного государства - способствует усилению стабильности;
- в кризисные периоды – дестабилизирует (активизирует национальное самосознание, противопоставляет другим нациям – мы-не-мы-, неудачи- удачи приписывает фактору национальному).
Пример, Северный Кавказ.
В структуре национального самосознания выделяются:
Национальный интерес – отражает объективные связи и отношения, субъективные представления, установки. Получает соответствующую интерпретацию. Становится программой деятельности партий, организаций, движений. Входит в содержание национальной идеологии (национальной идеи).
Историческая память – память о событиях, системе ценностей, смыслов общности. В кризисы давление национальной среды может быть большим, чем социальной среды (профессиональной, классовой). Может искажаться (Прибалтийские республики, Украина).
Абсолютизация и гиперболизация национальных ценностей приводит к национализму.
Одной из причин формирования является отсутствие или недостаточная эффективность государственных институтов, которые обеспечивают разностороннее развитие нации.
Инкультурация – процесс “врастания” личности в другую культуру, в результате формируется маргинальная личность – личность, сформировавшаяся на стыке двух и более различных культур, одна из которых может являться родной.
Развитие наций происходит противоречиво.
С одной стороны, у каждой этнической группы немало общего с другими. Но каждая обладает самобытностью.
Иван вряд ли станет Гансом, а Настя – Анастаси. И не надо.