Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия марксизма и ее основные представители




В марксистской Ф (к. 30-х - н. 40-х годов 19в) появляется новое содержание, отсутствующее в прежних философских системах. Маркс и Энгельс провозгласили главным назначением Ф быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством созидания коммунального общества.

Основные черты марксизма:

1) единство партийности и научности;

2) революционность;

3) гуманистичность.

Это единство 3 принципов вытекало из нового понимания практики в марксизме. Маркс подверг критике прежний материализм и идеализм за сведение практики к чисто теоретической деятельности. Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания. Практика у него - это исходный пункт, движущая сила, критерий истины, цель познания. Практика - это процесс труда в единстве социально-исторических условий его функционирования. Она невозможна вне связей и общения между людьми. Практика является сферой приложения знания. Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина – соответствие наших мыслей, знаний о мире самому этому миру, объективной реальности. Маркс и Энгельс считают, что любая истина объективна, т.е. содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания Ч. Но в то же время истина субъективная по форме выражения. Абстрактная истина не достигаема, так как мир бесконечен и неисчерпаем, т.е. человечеству невозможно получить полные и достоверные знания о мире. Маркс и Энгельс разработали на базе материализма законы диалектики, которые связали между собой 3 основные сферы реальности: природу, общество и мышление.

Маркс и Энгельс – основоположники диалектического материализма. Предпосылки зарождения диалектического материализма:

1) социально-политическая (2 класса: буржуазия и пролетариат; переход капитализма в крайнюю стадию развития – империализм);

2) естественнонаучные открытия: открытие живой клетки, доказывающей наличие родства между растительным и животным миром; открытие электрических полей; теория Дарвина о происхождении видов;

3) теоретические источники: источники французских утопических социалистов Сен-симона и Оуэна, утверждали, что капиталисты добровольно передадут в руки рабов свою частную собственность.

Маркс отчужденный труд (труд по принуждению) рассматривает в 4 аспектах:

1) исходный материал и продукция не принадлежат Ч, чужды ему;

2) сам процесс трудовой деятельности для трудящихся принудителен;

3) он отнимает у него родовую жизнь – жизнь по природе;

4) подневольный труд порождает отчуждение между людьми, эксплуататорско-социальные отношения.

Энгельс – главный труд его - " диалектика природы ". В этой работе есть глава «Роль труда в процессе превращения обезьяны в Ч», где он доказал, что возникновение создания связано с систематическим и целенаправленным возникновением орудий труда.

 

Философия Ф. Ницше.

Ницше Фридрих (1844-1900).Претерпел эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику европейского нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основные положения:

1) все существующее есть воля к власти и могуществу;

2) перспективизм --- сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти(силы).

Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического.В основе морали 'он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. В том же смысле значима и любая рациональная аргументация. В любой фил полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении одной стороны за счет противоборствующей. Аналогично наука, ценности, все это суть субъективные интерпретации внешнего мира, за которыми стоит цель сохранять некие формы жизни..

Увязывает критику метафизики с критикой ее языка.Подчерк несоизмеримость категориальной схемы описания.мира реальному положению дел, отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-либо знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия и воли. Все всеобщие и необходимые истины и тд. всего лишь удачные находки в борьбе за жизнь и власть, в тоже время он не совсем произвольны, так как определяются органическими чертами человека как вида и его ресурсами, причем они постоянны. Всякие понятия определены полезностью в рамках трансцендентального жизненного процесса.

Вводится понятие "родового субъекта", цели и интересы которого скрыты от отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда, фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн, иллюзий. Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость(в тч и через воспитание, и через селекцию) преодоления свойств человеческой природы, например, структуры чувственности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 754 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.