Идея утверждения права в общественной жизни родилась в тот период истории человечест-ва, когда начали возникать первые государства. Древнейшие памятники письменности отразили процесс имущественного и социального расслоения первобытных коллективов и возросшую вследствие этого потребность в нормативно-властном упорядочении общественных отношений. Они зафиксировали, как на смену первобытной организации власти пришло государство и что са-мо его формирование потребовало проведения законодательных реформ, положивших начало правовой регламентации механизма государственного управления. С момента своего возникнове-ния право, таким обра-
Подробнее об этом см.: Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания.М,1989.
зом, выступает не только инструментом воздействия на общественные отношения, но и средством обеспечения нормального функционирования государственной власти. Для того чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституиро-. вать себя законодательным путем.
Итак, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установле-ния взаимных связей, зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В общем ключе углублявшихся представлений о праве и государстве сравнительно рано сформировалась идея о разумности и справедливости организации такой политической формы общественной жиз-ни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке власти, становится властной си-лой (то есть общеобязательным законом), а публично-властная сила (с ее возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная, а следовательно, ограниченная и оправданная им одно-временно, – справедливой (то есть соответствующей праву) государственной властью. Такое по-нимание государства как правовой организации публично-властной силы является основной идеей правовой государственности2.
Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги». Аналогичные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми...» Согласно Цицерону, государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право же является, по его мнению, необхо-димым конституирующим источником государственности вообще.
Идеи древнегреческих и древнеримских мыслителей, воплощавшиеся в характерных для той эпохи понятиях, не имели еще логически завершенной формы, поэтому «говорить о становле-нии концепции правового государства во времена античности – значит делать очень большое до-пущение...»•. Однако в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они не имели шансов получить последова-
* См.; Воротшии Е.А. Идеи правового государства и истории политической мысли // Политология: Курс лекций. М., 1993. С. 33-ЗА.
2 См.: Иерсесянц К.С. Идеи и конструкции правовой государственности: история и современность // Социалистическое правовое государ-ство: концепция и пути реализации. М., 1990. С. 7.
3 Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996. С. 28.
тельного обоснования. Существовавшая в те времена действительность не могла еще дать необходимой информации.
В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформ-лены гораздо позже – в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского дес-потизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж Руссо, А.Н. Радищев и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, осво-бодили ее в значительной части от религиозного мировоззрения.
В их трудах проявились стремления ввести государственное властвование в правовые гра-ницы и прозвучало отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. Соответст-венно радикальные изменения претерпела и трактовка государства. Поскольку праву отводилась роль ведущей нормативной системы, постольку государство предстает в теоретическом понима-нии в виде организации власти, призванной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать возникающие между ними споры в законном порядке. Государство оказывалось средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом. В трактовку соотношения государства и права в XVI–XVII вв. были привнесены идеи, не-известные предшествующей общественно-политической мысли, а именно: идеи правового (кон-ституционного) закрепления государственного строя; единой для всей страны законности; верхо-венства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав лич-ности; взаимной ответственности индивида и
государства.
Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, кото-рый рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым зако-нам», и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа».
Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции пра-вового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное на-правление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определенность и получили ши-рокое распространение.
• См.: Воротшин Е.А. Указ. соч. С. 37-38.
В России данная концепция развивалась в трудах ученых-юристов либеральной школы – Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Б.А. Кистяковского. Специальные иссле-дования посвятили этой теме, в частности, В.М. Гессен (Теория правового государства. СПб., 1913), С.А. Котляревский (Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915) и др.
Второе рождение эта идея обрела в современном мире в период развала диктаторских, ав-торитарных режимов в Германии и Италии, Испании и Португалии, колониальных империй, ут-верждения демократии. Концепция правового государства в странах, переживающих кризис в их духовной жизни, в политике и экономике (как, например, сейчас в России), является эффективным орудием борьбы за права человека, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства, творческого саморазвития.
Теория правового государства вовсе не застывшая догма. Она раз- вивается и сегодня, по-стоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридиче-ской науке никогда не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной концепции правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренче-ских позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных нацио-нальных политических и правовых систем и т.д.1