Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антропологический материализм Фейербаха




1. Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Основными чертами материализма были:

• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

• попытка объяснить Бога и религию с материал-ой точки зрения, исходя из челов-ой природы;

• материал-ое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окруж. мира и человека;

• большой интерес к социально-политическим вопросам;

• убеждение в познаваемости окружающего мира.

2. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

• единственно существующими реальностями являются природа и человек;

• человек является частью природы;

• человек есть единство материального и духовного;

• человек должен стать главным интересом философии;

• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

• Бога как отдельной и самостоят-ной реальности не существует; Бог-плод воображения человека;

• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.

Коль скоро человек — наиболее совершенная часть вечной природы (а не творение Бога), то задача философии заключается, согласно Фейербаху, не в том, «чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей». Человек, прежде всего материальное тело (а не только «мыслящее существо») и потому он обладает способностью ощущать и чувствовать. Духовное начало в человеке не может быть, по Фейербаху, отделено от телесного, дух и тело — две стороны человеческого организма. Однако в единстве указанных двух сторон именно тело в его целостности (а не мышление) составляет сущность человеческого Я. В целом Фейербах толковал человека преимущественно биологически и не дошел до понимания общественной сущности человека и его сознания.

3. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, Фейербах:

• выступает с атеистических позиций; • тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Можно выделить след-ие основ. положения атеистическо-антропологической теории Фейербаха:

• Бога как самостоятельной реальности нет;

• Бог — порождение сознания человека;

• религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

•распростран. религии стало возможным благо-ря невежеству человека, его тяжелым жизн. усл-ям;

• корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;

• мысль о Боге — сверхсильном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

• Бог — идеал-ый образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

• Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.

4. Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:

• человек — уникальное биолог-ое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

• полнокровная реализация человеком своего "Я" возможно только во взаимодействии с "Ты" (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе;

• стержнем общества должна стать религия, которая должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах;

• необходимо отбросить традиц. религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи;

• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 658 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.