Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политические воззрения Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин)




Реформация – общественное движение, охватившее Западную Европу в 16 в. Она заключалась в раннебуржуазном протесте против «дорогой» католической церкви – привилегий духовенства, роскоши религиозного культа. Единственным источником веры деятели Реформации провозглашали Священное Писание – Библию; таким образом, пересматривались взаимоотношения между церковью и обществом, церковью и государством.

Человеком, с деятельности которого началось реформационное движение, был Мартин Лютер (1483-1546 гг.). Это германский монах, который в 1517 г. опубликовал знаменитые «95 тезисов», осуждавшие жадность духовенства и притязания римских пап. Сочинения Лютера, посвященные вопросам государственности права, - «К христианскому дворянству немецкой нации», «О светской власти». Основу учения Лютера (лютеранство) составляет принцип оправдания одной лишь верой: спасение человека зависит не от добрых дел или молитв священников, а лишь от одной человеческой веры. В таком случае все люди оказываются равными перед Богом, надобность в посредниках – какими было католическое духовенство – отпадает. На основе тезиса об оправдании верой Лютер построил и свою концепцию государства. Правление, согласно ей, должно осуществляться с помощью светской власти, которая является независимой от духовной. В ее функции входит управление самыми разными отраслями жизни; лишь область веры находится вне сферы государства. В своей власти государство руководствуется этическими принципами и нормами естественного права. Через последние власть освящена божественным авторитетом; непослушание властям Лютер рассматривал как тяжкий грех.

Главой Реформации во Франции был Жан Ковэн, чья фамилия обычно передается в латинизированной форме - Кальвин (1509-1564 гг.). Главный его труд – «Наставления в христианской вере». Кальвин является автором доктрины божественного предопределения. Согласно ей, Бог изначально предопределил разных людей к спасению души или к ее осуждению. Никакие человеческие усилия не могут изменить судьбы, назначенной Богом. Свободы воли, таким образом, не существует. Поскольку человек не способен узнать свое предназначение и может об этом лишь догадываться, он обязан воздерживаться от дурных поступков и вести себя так, чтобы быть достойным оказаться среди спасенных. Человек должен посвящать себя делу, работе; кальвинизм высоко ставит сочетание умеренной жизни с трудолюбием и предприимчивостью. Фактически деловой успех считался свидетельством богоизбранности человека. В конце жизни Кальвин обосновался в Женеве, где стал фактически руководителем этого города-государства. Реализация его идей на практике привела к установлению в Женеве жесткого режима, при котором частная и общественная жизнь строго регламентировалась, всякое инакомыслие преследовалось. По мнению Кальвина, государство в любой форме имеет божественное происхождение. Протест против власти направлен, таким образом, против Бога; единственное исключение реформатор делал для того случая, когда действия самой власти противоречат Библии. Тогда подданные могли оказать власти сопротивление, но не непосредственно (через восстание), а через своих представителей.

28. Политико – правовые взгляды Ф. Скорины

Франциск Скорина (ок. 1490 – ок. 1541 гг). Родился в г.Полоцке, окончил факультет свободных искусств Краковского университета. Ф. Скорина стоял у истоков зарождения, так называемого буржуазного юридического мировоззрения. Он понимал, что религия является мощным регулятором общественной жизни. Однако в условиях формирования новых общественных отношений она уже давно не справлялась с ролью безусловного социального регулятора, каким была в средневековье. Новые социально-экономические условия требовали и новых механизмов управления обществом. Таким механизмом должно быть, считал Ф.Скорина, право.

Ученый различал законы неписаные и писаные. Сначала люди жили по неписаным законам взаимодоверия и справедливости. Лишь с усложнением общественных отношений возникают законы писаные. Из этого можно сделать вывод, что Ф.Скорина является сторонником «естественного права», под которым понималась совокупность вечных и неизменных принципов, правил, ценностей, вытекающих из самой человеческой природы. Эти естественные, неписаные законы фигурируют у него под названием «прироженый закон». «Прироженый закон» должен быть фундаментальным основанием писаного права, которое, являясь человеческим установлением, формируется у народов не одновременно и в первую очередь зависит от уровня развития форм государственной жизни. Само право он рассматривает во взаимосвязи и единстве с моралью, поскольку у них единая основа – «прироженый» закон, написанный Богом в сердце каждого человека и запечатленный в его разуме.

К законам и праву Ф. Скорина выдвигал ряд обязательных критериев, актуальных и для современного законотворчества. Закон будет уважаться в обществе, если он будет справедливым. Несправедливый же закон озлобляет человека, позволяет его перманентно (постоянно) нарушать. Справедливость, таким образом, у Скорины приобретает статус универсальной этико-правовой категории. Закон должен быть прагматичным и работающим, соответствовать времени и обстоятельствам, открытым, направленным на достижение общего блага.

По Ф. Скорине можно выстроить следующую логическую связь оснований закона: разум – общественная необходимость – время и место действия – справедливость – общее благо – прагматичность – открытость для его изучения, и, как следствие, нормальное функционирование.

Основная задача права – гармонизация отношений между всеми слоями и классами общества. Право – не воля господствующего класса, а особый надсоциальный институт, учитывающий интересы всех людей.

Справедливость и общее благо у Ф. Скорины, таким образом, - не только этические понятия, но и фундаментальные юридические категории. Здесь автор высказывает гениальную догадку возможного совпадения закона и права на основе юстиции (справедливости), общего блага и разума.

С практической точки зрения такая постановка вопроса ориентирована на гуманное судопроизводство, в основе которого, по Ф. Скорине, находится та же справедливость. Мыслитель утверждал, что судье необходимо быть не только высоконравственным и беспристрастным профессионалом, но и советчиком.

Задолго до возникновения в Европе развернутых правовых теорий Ф.Скорина объявляет закон и право основой гармоничного развития общества. Беззаконие, несовершенное судопроизводство разрушают общественный мир. Законность же – величайшее общественное благо.

Представляет интерес и скорининская классификация права. Он выделяет неписаное и писаное право. Последнее подразделяется на право божеское, церковное и земское. Право божеское изложено в Библии, церковное – в документах соборов, земское, или светское, - наиболее просвещенными людьми и государя. Высказывается также идея о большой роли народа как в правотворчестве, так и в государственной жизни.

Ф. Скорина представляет классификацию земского права. Сначала он говорит о «посполитом праве», которое фиксирует общие принципы жизнедеятельности общества. Следом следует языческое право, в котором говорится о правилах ведения военных действий между государствами. Непосредственно за языческим правом следует рыцарское, или военное. Оно, говоря современным языком, являет собой своего рода устав армии, так как в нем регламентируется боевое построение войск, тактика ведения боевых действий, поведение на поле брани.

Далее он выделяет царское, местное, морское и купеческое право.

Ф. Скорина предпочитает просвещенную, гуманную и сильную монархию другим формам государственного устройства. Государь должен правит страной в соответствии с законами, контролировать исполнение правосудия. Главнейшей его задачей является обеспечение мирного течения жизни.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 996 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2321 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.