КО́СВЕННАЯ РЕЧЬ — один из способов передачи чужой речи, при котором ее содержание оформляется как придаточная ч. при глаголе речи или мысли; ср.: "Он сказал, что хочет ее видеть", "Он думал, что уже не вернется".
Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор): Владимир Сергеевич с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шепотом проговорил: «Поди узнай, кто это». Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире: Никита, поклонясь в землю, сказал:
- Прости, батюшка.
Независимо от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется, как правило, внутренняя речь, невысказанные мысли, например: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?»; «Что-то в ней есть жалкое все-таки», - подумал он.
Кавычками же выделяются передаваемые на письме звуки эха и слова из из продуктора: «Ау, где вы?» - громко повторило эхо; Голос диктора звучал отчетливо: «Передаем последние известия». Для передачи разговора по телефону используется более обычная для оформления диалога пунктуация и тире между репликами.
Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающимися кавычками, а точка - после них: Наконец, я ей сказал: «Хочешь, поноем прогуляться на вал?»; Лежа на тюке и плача, он дергал руками и ногами и шептал: «Мама! Мама!»; Закричали: «Двоих... Санитары... Гляди, гляди-еще летит... Лезь под вагоны...»; Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли».
Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда. Двоеточие ставится, помимо обычных случаев, когда авторские слова содержат себе глагол со значением речи или мысли (сказать, спросить, ответить, подтвердить, начать, продолжать, прервать, подумать, вспомнить и другие), либо же аналогичное по значению имя существительное(вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, звук, шепот, крик, мысль и тому подобное), также в тех случаях, когда в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние (обрадоваться, огорчиться, обидеться, ужаснуться и другие), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, нахмуриться, вздохнуть, подойти, подбежать и другие). Подобные глаголы допускают возможность добавить к ним глагол речи (обрадовался и сказал, улыбнулся и ответил, подбежал и воскликнул), поэтому они воспринимаются как вводящие прямую речь: Oн глянул с усмешкой: Ничего, до свадьбы заживет; Пока откапывали увязшие в песке колеса, к нам подошел милиционер: Кто такие?
Мать нахмурилась:
- Опять двойку получил?
Все ужаснулись:
- Неужели это правда?
Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь: А тот ему: «Этот дом наш общий».
Если же вставка слов и сказал, и воскликнул, и спросил и тому подобное после авторских слов невозможна или затруднительна, то двоеточие не ставится:
Ему все стало ясно.
- Говорить нам больше не о чем.
Никому не хотелось уходить.
- Расскажите еще что-нибудь о ваших путешествиях.
Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь:
Он вырвал из блокнота несколько листов бумаги и протянул мне их.
- Запишите подробно свои замечания, - сказал он спокойным голосом.
Билет № 23
Междометие.
Междометие — часть речи, включающая неизменяемые слова и словосочетания, обычно морфологически нечленимые и выступающие в речи как односоставные предложения, служащие для выражения эмоций (радость, удивление, возмущение, раздражение, злость, боль, отвращение, недоумение и др.), ощущений, душевных состояний и других реакций, не называя их. Междометия тесно связаны со звукоподражанием и выступают как слова-сигналы, используемые для выражения требования, желания, побуждения к действию, а также для быстрого реагирования человека на различные события реальной действительности. Звукоподражание различным природным явлениям, животным и т. д. изучает раздел лингвистики — ономатопея. У, какие страсти! (Даль)Фи, мерзость! Как я мог не видеть всей гадости этого тогда... (Л. Толстой)Здравствуй, счастливое племя! (А. Пушкин)Ау, дружки! Лешутки, Лесовые! Заснули что ль? Проснитесь, отзовитесь на голос мой! (А. Островский)Я подумал: "Цыц! Не смей этим шутить!" (Лесков)