Вопрос Подсистема, иерархическая система. Функциональный и агрегирующий типы взаимодействий в иерархии систем, классов и объектов.
Многоуровневая система (иерархическая) – это сложная система, структура которой такова, что управление передается от вышестоящего уровня к нижестоящему, а обрабатываемая информация от нижестоящих к вышестоящим уровням.
ПОДСИСТЕМА — часть системы, которая изучается самостоятельно и сама обладает системными свойствами. Каждая П. является в свою очередь системой, которая сама может делиться на более частные П.
Существует 5 типов иерархий:
1. по управлению (каждый последующий уровень подчинен управленческой ин-
формации),
2. по информации (каждый уровень зависит от информации предыдущего),
3. по функциям (каждый уровень – это своя функция),
4. по времени (каждый уровень привязан по его активизации к следующему интер-
валу времени, когда работает только один уровень, а другие не работают),
5. по деятельности (каждый уровень определяется видом деятельности, работы),
иначе по “стратам”.
Преимущества иерархической системы:
1. высокая надежность (возможность введения дополнительных уровней-дублеров),
2. высокая пропускная способность,
3. универсальность (возможность введения новых уровней-функций),
4. высокая эффективность.
Функциональный и агрегирующий типы взаимодействий в иерархии систем, классов и объектов.
Он на лекции говорил пример,когда 2 человека смотрят на кошку.Один видит в ней мягкость,можно погладить и т.д.(функциональный тип),второй видит её скелет,строение(агрегирующий,композиционный тип)
вопрос Классы систем в теоретическом и прикладном аспектах.
5 вопрос Объектно-ориентированный подход в моделировании. Понятия «объект» и «класс». Свойства (атрибуты) и функции (методы) объектов.
Объектно-ориентированный подход в моделировании – подход, использующий объектную декомпозицию(Декомпозиция — научный метод, использующий структуру задачи и позволяющий заменить решение одной большой задачи решением серии меньших задач, пусть и взаимосвязанных, но более простых.)
Объектно-ориентированная модель представляет собой совокупность диаграмм, описывающих с использованием языка UML различные аспекты структуры и поведения информационной системы.
Диаграмма в UML — это графическое представление набора элементов, изображаемое чаще всего в виде связанного графа с вершинами (сущностями) и ребрами (отношениями).
В процессе объектно-ориентированного проектирования определяются логические программные объекты, которые будут реализованы средствами объектно-ориентированного языка программирования. Эти программные объекты включают в себя атрибуты и методы.
n Объект – осязаемая реальность, имеющая четко определенное поведение.
n Объект обладает состоянием, поведением, индивидуальностью
n Структура и поведение схожих объектов определяют общий для них класс
n Множество объектов со схожими свойствами (состояние, поведение, индивидуальность) = КЛАСС
Свойства объекта:
n Состояние объекта – перечень всех возможных (статических) свойств объекта и текущими (динамическими) значениями каждого из этих свойств
n Поведение – воздействие объекта на другой объект и наоборот, а также относительное изменение состояний этих объектов и передачу сообщений между ними
n Индивидуальность – это свойство объекта, отличающее его от других объектов
Объекты и их атрибуты
Наиболее часто в сценариях javascript нам придется обращаться к объектам, представляющим собой элементы веб-страницы. С одним из таких элементов командной кнопкой, вы уже познакомились ранее. Кнопка относится к элементам управления формы, среди которых еще есть текстовые поля, флажки, переключатели, списки и пр. Базовые объекты часто объединяются в объектах-контейнерах. Например, таким объектом является форма, содержащая коллекцию элементов управления.
Форма, в свою очередь, может быть элементом объекта рамки, а рамка элементом объекта document, содержащего все элементы веб-страницы, отображенные в объекте еще более высокого уровня, window. Даже абзац или выделенный фрагмент текста также являются объектами. Таким образом, все, что мы видим на веб-странице, это объекты разных типов.
Объекты не ограничиваются только "видимыми" элементами. В сценариях придется использовать объекты, представляющие собой коллекции полезных функций, или точнее методов.
Несмотря на ошеломляющее разнообразие объектов, между ними есть много общего. Работа с объектом всегда начинается с создания его экземпляра. Для управления объектом используются его атрибуты, представленные свойствами, методами и событиями объекта.
Свойства определяют вид и особенности (поведение) объекта. К свойствам относятся такие атрибуты, как ширина и высота рамки элемента в окне обозревателя, цвет, текст и пр. Все свойства могут устанавливаться и изменяться динамически во время просмотра веб-страницы с помощью сценариев javascript.
Методы представляют собой встроенные функции, предназначенные для выполнения объектом определенных задач. Например, методы объекта Math используются для выполнения математических вычислений, а метод focus элементов веб-страницы выделяет соответствующий экземпляр объекта цветом, рамкой и переносом курсора.
События устанавливают взаимосвязь между действием пользователя над объектом и внешней функцией обработки события.
Синтаксис обращения ко всем атрибутам объектов одинаков: имя экземпляра. Атрибут. Можно использовать не только готовые встроенные объекты, но и создавать свои пользовательские объекты, например для временного сохранения промежуточных данных.
7 вопрос Понятия «сведения», «данные» и «информация». Различия в подходах к определению информации. 8Критерии полноты информации (целостности данных).
Сведения(сообщения) - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.
Данные - это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.
Информация - это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач.
Атрибутисты полагают, что информация как семантическое (смысловое) свойство материи является неотъемлемым атрибутом всех элементов и систем объективной реальности. Информацию несут не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест травы. Информация не может существовать вне материи, а значит, она существовала и будет существовать вечно.
Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация через информационные процессы реализует функцию управления (самоуправления) в биологических, социальных и социотехнических системах, т. е. информация – это одна из функций жизни, основное отличие живого от неживого.
Антропоцентристы ограничивают сферу информации главным образом социальными системами. В этом подходе информация трактуется как активная, «полезная» часть человеческих знаний, т.е. тех знаний, которые используются для ориентировки, управления и пр. Такую информацию можно понимать как содержание (смысл) сигнала, полученного системой из внешнего мира.
Целостность информации (также целостность данных) — термин в информатике и теории телекоммуникаций, который означает, что данные полны, условие того, что данные не были изменены при выполнении любой операции над ними, будь то передача, хранение или представление.
Полнота – свойство информации, показывающее соотношение имеющейся в наличии информации ко всей полезной информации или свойство информации содержать в себе необходимый минимальный объём информации для принятия взвешенного решения. Критерием полноты информации выступает так называемый период полудоступности: чем данный период меньше, тем медленнее устаревает информация, что, в свою очередь, способствует ее раскрытию в большем объеме.
9 вопрос Понятие «информационная система» в логическом и физическом аспектах.
10Информационный процесс. Типы и виды операций над данными (информацией).
Информационная система (ИС) – это организационно-упорядоченная взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. ИС невозможно представить (немыслима) без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
Процессы, обеспечивающие работу ИС любого назначения, условно можно представить в виде схемы, состоящей из блоков:
· ввод информации из внешних или внутренних источников;
· обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
· вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
· обратная связь - это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
ИС определяется следующими свойствами:
· может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
· является динамичной и развивающейся;
· при построении необходимо использовать СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД;
· выходной продукцией является информация, на основе которой принимаются решения;
· следует воспринимать как автоматизированную, т.е. человеко-компьютерную систему обработки информации.
В настоящее время сложилось мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Хотя в общем случае информационную систему можно понимать и в некомпьютерном варианте.
Внедрение ИС - информационной системы - может способствовать:
· получению более рациональных вариантов решения поставленных задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;
· освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
· повышение качества производимых товаров и услуг;
· обеспечению достоверности информации;
· замене бумажных носителей данных на магнитные/оптические диски, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
· совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота;
уменьшению затрат на производство продуктов и услуг.
· уменьшение затрат на производство продуктов и услуг;
· предоставление потребителям уникальных услуг;
· отыскание новых рыночных ниш;
· привязка к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.
Это и есть цели создания ИС (АСОИ) (что можно ожидать (эффект) от внедрения ИС).
Операции и процедуры различаются по ряду признаков и подразделяются на:
· по должностным признакам: творческие; логические; технические. Удельный вес творческих операций у руководителей составляет до 60%, у специалистов - 40%, у технических исполнителей - до 20%.
· по содержанию: информационные; логико-мыслительные; организационные.
· по степени повторяемости: повторяющиеся; неповторяющиеся.
· по уровню механовооруженности: ручные; механизированные; автоматизированные; машинно-ручные.
· по характеру сочетания во времени: последовательные; параллельные; последовательно-параллельные.
12 и 13 и 14.вопрос Теория информации, теория алгоритмов и теория автоматов как кибернетические
дисциплины.
К теории информации относят результаты решения ряда фундаментальных теоретических вопросов:
- анализ сигналов как средства передачи сообщений, включающий вопросы оценки переносимого ими «количества информации»;
- анализ информационных характеристик источников сообщений и каналов связи и обоснование принципиальной возможности кодирования и декодирования сообщений, обеспечивающих предельно допустимую скорость передачи сообщений по каналу связи, как при отсутствии, так и при наличии помех.
В теории информации исследуются информационные системы при четко сформулированных условиях (постулатах):
· Источник сообщения осуществляет выбор сообщения из некоторого множества с определенной вероятностью.
· Сообщения могут передаваться по каналу связи в закодированном виде. Правило декодирования известно декодеру (записано в его программе).
· Сообщения следуют друг за другом, причем число сообщений может быть сколь угодно большим.
· Сообщение считается принятым верно, если в результате декодирования оно может быть в точности восстановлено.
· Количество информации не зависит от смыслового содержания сообщения, от его эмоционального воздействия, полезности и даже от его отношения к реальной действительности.
Теория алгоритмов как отдельный раздел математики, изучающий общие свойства алгоритмов, возникла в 30-х годах 20 века. Алгоритмы, однако, прослеживаются в математике в течение всего времени ее существования. Необходимость точного математического уточнения интуитивного понятия алгоритма стала неизбежной после осознания невозможности существования алгоритмов решения многих массовых проблем, в первую очередь связанных с арифметикой и математической логикой. Для доказательства несуществования алгоритма надо иметь его точное математическое определение, поэтому после сформирования понятия алгоритма как новой и отдельной сущности первоочередной стала проблема нахождения адекватных формальных моделей алгоритма и исследования их свойств. При этом формальные модели были предложены как для первоначального понятия алгоритма, так и для производного понятия алгоритмически вычисляемой функции.
Теория автоматов - это раздел теории управляющих систем, изучающий математические модели преобразователей дискретной информации, называемые автоматами. С определенной точки зрения такими преобразователями являются как реальные устройства (вычислительные машины, автоматы, живые организмы и т.д.), так и абстрактные системы (например, формальная система, аксиоматические теории и т.д.). Наиболее тесно теория автоматов связана с теорией алгоритмов.
Большинство задач теории автоматов - общие для основных видов управляющих систем. К ним относятся задачи анализа и синтеза автоматов, задачи полноты, минимизации, эквивалентных преобразований автоматов и другие. Задача анализа состоит в том, чтобы по заданному автомату описать его поведение или по неполным данным об автомате и его функционированию установить те или иные его свойства. Задача синтеза автоматов состоит в построении автомата с наперед заданным поведением или функционированием. Задача полноты состоит в выяснении, обладает ли множество M' Í M автоматов свойством полноты, т.е. совпадает ли с M множество всех автоматов, которые получаются путем конечного числа применений некоторых операций к автоматам из заданного подмножества автоматов M'. Задача эквивалентных преобразований в общем виде состоит в том, чтобы найти систему правил преобразований (так называемую полную систему правил) автоматов, которые удовлетворяют определенным условиям и позволяют преобразовать произвольный автомат в любой эквивалентный ему автомат (два автомата эквивалентны, если они имеют одинаковое поведение автомата.