Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Объективный идеализм Платона




Платон изменчивому миру вещей противопоставляет неизменный мир идей (эйдосов) как мир истинного бытия. Вещи – это лишь тени мира идей. Идея-активное начало, материя- страдательное начало, их единство – мировая душа. В своем взаимодействии идея, материя, душа выступают причиной предметного мира, порядок которого обеспечивает создатель. Человеческая душа является отраженным светом мировой души. На этом основании выстраивает свою концепцию познания. Душа включает разум, волю и чувства. Какая часть выступает доминантной, из этого и складывается установка человека на отношение к миру. Разум нацелен на познание, воля- на благородные желания, а чувства- на низменные влечения. Считал, что в мире царит не знание, а мнение. Чувственное познание опирается на веру в адекватную предметную реальность, поэтому оно ориентировано на мнение, а интеллектуальное познание- на знание. «Знание- это припоминание (анамнезис)», отсюда ставка на интуицию. Он создает образец совершенного госадарства: Каждый должен исполнять свой долг, каждое сословие имеет свой образ жизни, сообразуясь со своей природой; где философы должны управлять, воины защищать, а земледельцы и ремесленники производить необходимые блага, но с другой стороны: нет искусства, людей не лечат, нет семьи и частной собственности. Данная модель отпугивала современников философа.

Этический рационализм Сократа.

Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н.э.) впервые заметил, что предшествующие философы не отвечают на вопросы: «как жить?» и «как мыслить?».Истинное познание предполагает познание человеком самого себя. Отсюда знаменитая формула: «Познай самого себя». Философия Сократа знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Всю жизнь Сократ провел в диспутах и беседах. Считал, что на путях монолога, одинокой мысли лежит ложное знание, мнимая мудрость. Сократ открыл метод маевтики – метод отыскания истины путем сталкивания противоположных мнений о предмете, устранение их посредством постановки новых вопросов. Человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Человек для Сократа – микрокосмос, отражающий социальный космос. Важно то, чтобы человек имел осмысленную картину этого космоса. Дурные поступки рождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле. Самопознание – это работа над собой; оно лежит в основе всей культуры, всей практики и творчества. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях.. Свои приемы исследования С. сравнивал с “искусством повивальной бабки”; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название сократовской “иронии”. Этика С. рационалистична: по С., дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.

Метафизика Аристотеля.

Аристотель форма делает материю действительностью, конкретной вещью. Аристотель признавал четыре рода причин(метафизика): 1) материальные причины – то, из чего состоят вещи, их субстрат; 2) формальные причины – эйдосы, сущность, идея вещи; 3) действующие причины – источник движения; 4) целевые или конечные причины, отвечающие на вопрос «почему» и «для чего». Считая душу началом жизни, он дает типологию уровней души; выделяет растительную, животную и разумную душу.Политика – учение о разумном устройстве государственной жизни. Аристотель считал человека политическим животным, социальным существом, т. е. изначально существующим в тех или иных политических образованиях, склонным к «совместному жительству с другими людьми».В этике – в учении о морали, нравственном поведении людей – Аристотель видит высшее благо, цель человека в достижении счастья, человеческих добродетелей.В общем, для всей философии Аристотеля характерна идея реализации формы, парадигмы разума как в самих вещах, так и систематическом мышлении. Он – основатель формальной логики.

10. Правовые учения античных мыслителей. Основой античности является целостный взгляд на мир. Платон -«Государство» и «Законы» в виде диалогов. Философия – учение об эйдосах –идеях, идеальных формах. По его мнению,наряду с видимым миром вещей, существует некоторое постоянное и вечное бытие –живое царство идей. Поскольку между миром идей и вещей непроходимая пропасть,то любое изменение – всегда ухудшение,распад идеального порядка. Отсюда основная политическая идея - задержать все политические изменения. А это возможно только в том случае,если у власти будут находится мудрейшие-философы; жёсткое разделение на классы, равенство вследствии отмены денег, частной собственности, система воспитания. В работах «Государство» и «Политик» - превосходство знаний над законами. Смягчает проект идеального гос-ва в диалоге «Законы». Он связывает волю правителей и граждан свыше данным и священным для них законодательством, которое должно быть строго охраняемо от всяких нововведений. Аристотель –«Политика». Его теория изменения основывается не на соответствии земного эйдосу, а на конечной причине –цель,к которой стремится всякое движение. Цель госуд-ва – всеобщее благо,поэтому этика,эстетика и политика слиты воедино. Закон выражает справедливость. Право разделяет на естественное(действующее везде) и условное (законодательство и соглашения). Описал формы государства. Три правильные: монархия,аристократия и политею. Три неправил. - тирания, олигархия и демократия. Цицерон - «О законах», «О гос-ве». Оптимальной формой гос-ва он считал смешанную(3 правильн.формы А). Гос-во – это соединение людей, связанных согласием в вопросах права. Право устанавливается природой. Консенсус в вопросах права выражается в согласованном правовом общении граждан гос-ва,в общем правопорядке.

11. Средневековая западная Ф. Патристика и схоластика. Философия Средних веков — это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии.Основной частью феодальной культуры была религия. Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был теоцентризм — обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира. Патристики - учение «отцов церкви», заложивших канонические основы христианского вероучения. Патристика выполняла задачу систематизации религиозных и философских взглядов христианского монотеизма. Большую роль в ее формировании сыграл патриарх Александрийский Афанасий, боровшийся против взглядов пресвитера из Александрии Ария. Арий доказывал неравенство Бога-сына Богу-отцу, а Афанасий отстаивал идею единосущности Бога-отца и Бога-сына. Схоластика (от латинского «схола» – школа, так называли в Западной Европе университет). Задача преподавания христианской философии требовала дальнейшей ее логической проработки и обоснования. На Западе среди представителей схоластики развертывается борьба между сторонниками реализма (считали, что общие понятия, такие как человек, дом, существуют в реальности наряду с единичными явлениями) и номинализма (полагали, что реальны только единичные вещи, а общие понятия – это лишь слова, названия, с помощью которых люди обобщают единичное) по вопросу понимания природы так называемых «универсалий» (общих понятий). К реалистам относились Иоанн Скот, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, к номиналистам – Росцелин из Компьени), Дунс Скот, Уильям Оккам. Примирить номинализм и реализм пытался Пьер Абеляр

12.Основные направления и проблемы схоластики. Схоластика (от греч. schole — школа) — это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики — обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов. Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский.Все проблемы можно свести к 3: 1-соотношение знания и веры, 2-природа общих понятий-универсалий, 3-соотнош-е сущности и существования.

1. Вечная Истина уже дана человеку в библейских текстах, но она дана ему откровением, то есть нелогическим актом сознания, и задача философиисостоит в рассудочном её обосновании,а не в поиске какой-то новой истины.
2. Всякое знание имеет два уровня. Один верхний – откровение Библии, полученное сверхъестественным путем. Другой низкий – это знание, полученное естественным путем человеческого разума. Оба этих уровня не противоречат друг другу, но низкое человеческое знание подчиненно верхнему, и предназначено для того, чтобы сделать сверхъестественное содержание веры доступным человеческому уму, как это сделано в догматах, разработанных Отцами Церкви.
 
На Западе среди представителей схоластики развертывается борьба между сторонниками реализма (считали, что общие понятия, такие как человек, дом, существуют в реальности наряду с единичными явлениями) и номинализма (полагали, что реальны только единичные вещи, а общие понятия – это лишь слова, названия, с помощью которых люди обобщают единичное) по вопросу понимания природы так называемых «универсалий» (общих понятий). К реалистам относились Иоанн Скот, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, к номиналистам – Росцелин из Компьени), 13. Теоцентрическое мировоззрение.Средневековое правосознание.Теоцентризм –признание Бога в качестве источника и первопричины всего сущего. Бог одновременно и центр мироздания, активное, творящее начало. Весь окружающий мир представляет собой его творение. Бог сотворил мир из ничего воздействием своей воли благодаря своему всемогуществу. (креационизм), осуществление заранее продуманного замысла, проявлении божественной воли. В целом христианскому религиозно-философскому мировоззрению присущи следующие черты: 1) теоцентризм – творец, определитель всего сущего – Бог; 2) идея творения мира из ничего; 3) идея греха и идея спасения, ориентированная на «спасение души»; 4) богооткровенность, т. е. раскрытие Божественной тайны через пророков и апостолов, Священного писания; 5) своеобразный антропологизм – «человек – образ и подобие Бога»; 6) провиденциализм – мир, человеческая история развития согласно промыслу Божьему; 7) эсхатологизм – учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде; 8) идея богопознания через богоуподобление, веру и любовь; Ф.Аквинский.: гос-во-некая часть универсального правопорядка, создателем и правителем которого является Бог. Всякая власть имеет божественную природу. Законы он так же выводит из божественного миропоядка..В основе всех законов-вечный, выражающий божественный разум, являющийся абсолютным правилом и принципом.   14.Возрождение. Гуманизм и антропоцентризм. 1.Как возрождение античных ценностей в общественном сознании, культуре и искусстве.2.Как возрождение приоритета человека в социальном укладе и в общем смысле жизни. философия Возрождениябыла антропоцентристской, где человек понимается как высшее творение, цель и центр всех мировых процессов, которые осуществляет Бог.Если ранее человек понимался, как существо, отпавшее по своей воле от Бога в первородном грехе и недостойное лучшей доли, то теперь человек – это любимое творение Бога и создан для счастья и радости в земной жизни.Мировоззрение философов эпохи Возрождения исходило из принципа – Бог начало всех вещей, а человек центр всего мира. Мировоззрение, таким образом, приобрело в эту эпоху ярко выраженный гуманистический характер,где главной ценностью мира признавались личность человека, его права на свободу и счастье. Человек в новых условиях стал творцом окружающей среды, ее преобразователем, а успех человека впервые стал определяться не его знатностью или положением, а предприимчивостью, умом, знаниями, трудолюбием, волей. Каждый человек стал пониматься как самоценное явление, способное внести неповторимый индивидуальный вклад в преобразование общественной жизни. Необходимость любви и дружбы между людьми, например, обосновывается не морально-этическими установками, а критериями пользы: любовь и дружба всем людям приносят радость, а это приносит пользу, как каждому человеку, так и всему обществу в целом, поэтому любовь и дружба моральны, а неприязнь и вражда аморальны. Гуманистическое мировоззрение не признавало больше над собой церковного надзора, ему претили догматические ограничения мысли, в результате чего в философии возобладал принцип двойной истины – учение о разделении философских и богословских истин,согласно которому истинное в философии может быть ложным в богословии и наоборот. Благодаря этому восторжествовало право на свободное научное исследование, возникла светская наука, литература и искусство. Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела подтолкнулразвитие науки и техники, что оказало большое влияние на философию Возрождения, которая вновь обращается к изучению природы. Господствующие позиции в натурфилософии (науке о природе) Возрождения занял пантеизм, философское учение, отождествляющее Бога и мир. В пантеизме Бог утрачивает свой внеприродный характер и сливается с природой, благодаря чему последняя обожествляется и приобретает разумные черты и одушевленностьАнтропоцентризм — учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.Гуманизм —разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. Петрарка, Пико дела Мирандола, Николло Макиавелли,Томас Мор, Кампанелла Кузанский, Бруно, Давинчи.  




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 737 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.