Вскоре после появления на свет детеныши начинают неотступно следовать за родителями (и друг другом). Обнаружен у гусей, уток, копытных, морских свинок, тюленей, цихлидовых рыб и др. Объектом импринтинга может быть любой представительнее только данного вида, но и любого другого (например, человек), и даже неживой объект (например, коробка, движущийся экран из простыни и даже мигающий огонек). Важно, чтобы это был первый движущийся или, по крайней мере, контрастирующий с фоном объект, увиденный в жизни.
Особенности
· Осуществляется исключительно быстро (с одного предъявления).
· Закрепляется в памяти исключительно прочно. Реимпринтинг практически невозможен. Например, при гибели овцы ягненок может оставаться возле ее трупа даже при его полном разложении.
· Происходит без подкрепления. Если препятствовать или сочетать импринтированный объект с болевыми стимулами, реакция следования даже усилится. Возможно, с этим связан феномен болезненной привязанности детей к жестоким родителям.
· Имеет критические периоды. У зрелорожденных начинается очень рано – с первых часов и быстро заканчивается, у незрелорожденных – значительно позже, обычно через несколько дней и длится дольше.
Примеры: у кур и уток начинается с первого часа после вылупления, достигает пика на 10-й 15-й час, затем сходит на нет.
У морских свинок начинается с 6-7-го дня (когда открываются глаза), достигает пика на 14-й день, заканчивается на 30-й–40-й день.
Продолжительность критических периодов зависит не только от видовой специфики, но и от внешних условий. Так, у цыплят воспитание в условиях изоляции растягивает период импринтинга до семи дней. Удлиняет период импринтинга и действие транквилизаторов.
Р. Хайнд обратил внимание на обратную связь импринтинга с реакциями страха: в период импринтинга страх у детенышей отсутствует. Как только реакции страха (избегание новых объектов) развиваются, импринтинг (стремление к новому объекту) заканчивается. Вероятно, в основе такой реципрокности лежит какое-то общее звено нервных механизмов обоих процессов.
Возможности запечатления имеют видоспецифические ограничения. Например, у лысух и камышниц импринтинг не обнаружен. Вероятно, у них имеется врожденное узнавание облика матери.
Утята, в свою очередь, запечатлевают любые объекты, которые издают короткие крякающие звуки.
Воронята не импринтируются на человека, так как обладают врожденным узнаванием знаковых стимулов особей своего вида (черная окраска, способность летать, возможно, форма тела).
Половой импринтинг.
В основном характерен для самцов, запечатлевающих отличительные признаки матери в качестве образца самки своего вида.
Особенности:
1. Критический период шире, чем у реакции следования.
2. Проявляется с длительной отсрочкой.
Примеры: индюк, вскормленный человеком, избирает его в качестве полового партнера.
Попугаи (в природе) импринтируются на ворон и наоборот.
Снегирь импринтируется на руку человека.
Гуси, селезни легко импринтируются на самок других видов.
Если таких самцов лишить возможности общения с «избранным» партнером, то «нехотя» образуют пару с представительницей своего вида, но при малейшей возможности вернутся к избраннику. Многое зависит от возраста самца. Например, если молодой снегирь, импринтированный на самку другого вида, встретит самку-конспецифика, то вернется к норме. Старый – нет.
У самок узнавание полового партнера, скорее всего, врожденное, их «обмануть» невозможно. Они более избирательны и не импринтируются на другие виды.
3. Родительский импринтинг. У млекопитающих не только детеныш импринтируется на мать, но и мать на детеныша. Критический период материнского запечатления очень короткий: первые часы после рождения. Например, у овец и коз это всего два часа. Если новорожденного на это время изолировать от матери, она его не примет.
В Печеро-Илычском заповеднике многие десятилетия идет эксперимент по содержанию лосиной фермы. Лосиное молоко отличается высокой жирностью и многими целебными качествами. Однако лоси с трудом поддаются одомашниванию. Самцы уходят с фермы, едва достигнув полового созревания. Самки более привязчивы и держатся обычно вблизи. Но они не склонны, как коровы, доиться. Допустить человека к доению лосиха может в одном случае: если сразу после родов он окажется рядом с ней и она импринтируется на него как на своего детеныша. С каждой беременностью фокус приходится повторять. Обычно два человека, мужчина и женщина, «пасут» лосиху до момента родов, после чего мужчина уносит теленка, а женщина остается с роженицей (критический период – два часа). В дальнейшем только ее лосиха допустит к доению. Лосенок же выпаивается, как и теленок коровы, из ведра.
ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ НА РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ)
Мать – первый объект приложения усилий детеныша у млекопитающих. Уже упоминалось, что отрицательные воздействия вызывают усиление реакции следования за объектом привязанности (матерью). По мнению Д. Кинга это связано с тем, что какие-то свойства матери, но не ее способность защищать или кормить вызывают чувство удовольствия, положительное эмоциональное состояние, которое ведет к смягчению или устранению отрицательного эмоционального состояния.
В природе отрицательное эмоциональное состояние возникает в результате встречи с новым незнакомым явлением. С окончанием периода импринтинга появляется страх перед новизной, что свойственно всем детенышам.
У животных, депривированных от внешних воздействий, страх перед новизной либо отсутствует (вспомним, что и период импринтинга у них растягивается) либо они боятся всего. Но есть и врожденные универсальные страхи, например, страх перед быстро приближающимся или резко увеличивающимся объектом.
Предполагается, что существует некий механизм организации опыта, который создает из комплексов внешних раздражителей внутреннее представление о «знакомой среде». Страх возникает в результате нарушения этого сформированного опыта каким-то новым явлением и исчезает, когда вновь создается организация опыта, включающая и это новое.