Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура Возрождения, ее проблемы и противоречия




Значение термина «ренессанс» или «возрождение»: возрождении античных идеалов, как нормативных, определяющих смысл, направление и формы развития культуры. В истории европейской культуры существовало «каролингское возрождение» (8-9 вв.) и «возрождение XII века», которые обращались к античному наследию с той или иной степенью включения античных идей в интеллектуальное пространство средневековой Европы.

Формирование культуры Возрождения происходит в рамках развивающейся и изменяющейся феодальной системы в Европе.

Важнейшей предпосылкой в становлении ренессансных представлений явилось стремление к опытному познанию природы, идейное обоснование которому можно найти в доктрине двойной истины. В ней проводилось различение истины веры, целью ее является забота о спасении человека, его души – и истины знания, которая опирается, прежде всего, на опыт и на логику (эта идея послужила основанием для разграничения власти церкви и власти государства).

Вселенная являет собой иерархию, основанную на нравственном статусе всего сущего в мире, причем человек занимает промежуточное положение между миром земным и миром небесных сущностей. Важнейшая сила- сила любви, симпатии и антипатии. В представлениях этой эпохи важнейшей является идея соответствия макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса человека, поэтому отличительной чертой языка эпохи Возрождения остается символизм, аллегорическое мышление, которое получает свое продолжение в развитии магических практик, алхимии, колдовства, нумерологии.

Идеи античного гуманизма

Другая важнейшая идея - идея божественного начала в человеке. Для средневекового видения идеальный тип поведениясозерцание, следование религиозной догме; для Возрождения познание – это путь к обожествлению человека. Теоцентризм => антропоцентризма, но происходит на основании христианских идей (человек создан по образу и подобию Божьему) => формируется античный гуманизм. Собственно гуманистами в Европе конца XIV – начала XVI веков назывались студенты и преподаватели, изучающие гуманитарные дисциплины и являющиеся носителями идей свободной и самоопределяющейся личности.

Наука и искусство

Природа - источник знаний, из которой художники черпали все новые приемы для создания новых средств выразительности в искусстве.

Особое внимание уделяется изучению математики и геометрии как дисциплин, при помощи которых возможно разгадать объективную сущность.

Из всех способностей человека наиболее ценным считалось творческое начало. Отсюда – стремление реализовать себя в предельно широкой сфере человеческой деятельности.

Общество эпохи Возрождения - это «политическое тело», состоящее из сословий + наличие торговцев.

Существуют Итальянское Возрождение и Северное Возрождение. Итальянское Возрождение, которое началось несколько ранее, чем Северное, демонстрировало свое негативное отношение к средневековью. Итальянское Возрождение обращалось к античности.

Северное Возрождение, к которому относят Францию, Германию, Нидерланды переняло гуманистические идеи итальянского Возрождения, но при этом в культуре этих стран оставались традиционно сильными христианские ценности. Ведущей становится тема нравственного совершенствования, обращение к духовному миру человека. Именно здесь зарождаются идеи Просвещения.

Важнейшей темой в художественной культуре Северного Возрождения становится мир повседневности, в котором особую роль начинают играть предметы обихода, домашние и сельские праздники, встречи с друзьям. Природа – это часть мира человека. Вторая не менее значительная тема в художественной культуре Северного Возрождения – различные нравоучения, иронические произведения, важнейшая цель которых – улучшение, исправление дурной человеческой природы. Кризис официального христианского вероучения и самой Церкви, выразившийся в широко известной Реформации, университетская наука, где науки все более уступали место естествознанию и вообще опытным наукам, географические открытия и астрономические наблюдения, кардинально переменившие представления человека о мире и вселенной, наконец, успехи техники, развитие экономических, хозяйственных, культурных связей – все это не только ломало устои сословного, феодального общества, но и кардинально изменило представления человека о самом себе. Человек, наконец, обнаружил свои возможности и способности как самостоятельной и далее самодовлеющей творческой силы. Способствовали отбрасываемого и изживаемого средневековья к наследию Греции и Рима. Появились совершенно новые по характеру поведения и складу мышления люди, которые стали называть себя “ гуманистами ”. Термин “ гуманизм ”, приписываемый Л.Бруни (конец XIV – начало XV вв.) - в центре мироздания стоял не человек как божье творение, но скорее человек естественный, во всем многообразии его чувств, помыслов, желаний и страстей. Ф.Ницше: “Человеческое, слишком человеческое”.

Аморализммораль оспаривалась или попросту отвергалась, а новые нормы еще не были утверждены как общеобязательные, Кроме того, исчезало с процессом смешения сословий и понятие сословной морали.

Практицизмом и цинизмом. В злет талантов, титанов, дерзнувших соревноваться с Богом и в науках, и в ремеслах, и в литературе, и в художественном творчестве. Идеал – всесторонне развитый человек.

Классические шедевры Леонардо, Микеланджело, Бруналлески, Тициана, Рафаэля. Это было время когда человек брал по максимуму от жизни и требовал по максимуму от себя и в работе, и в развлечениях, и в делах, и в проектах. Зарождающаяся наука ориентировалась на опытное знание, чувственное восприятие, доверяла человеческомуразуму.

Барокко неправильно рассматривать лишь с искусствоведческой точки зрения, т.е. как чисто художественное направление, характерное причудливостью, вычурностью формы, сложными композиционными изысками и трагическим, смятенным настроением. Весь мир представлялся человеку эпохи Позднего Возрождения порочным, в нем не было ожидаемой и чаемой гармонии, его раздирали войны, междоусобицы, эпидемии, продолжавшийся террор инквизиции и религиозные и социальные конфликты.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1245 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.