Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 8. Культура современности и постсовременности




Понятие «современность» в приложении к западной культурной традиции: сбой в хронологии. Семантические особенности в словоупотреблении терминов «современность» и «модерн». Классическая (модернистская) модель культуры как форма самоидентификации европейской культурной парадигмы. Рационализм, историзм, гуманизм как ее конститутивные логико-культурные основания.

Европейский XIX век – переход «от культуры к цивилизации». Социокультурные доминанты эпохи – прогрессизм, демократия, индустриализация. Идеологема либерализма и утилитаризм сферы повседневности.

Расширение сферы художественного. Литературоцентризм и «социальность» художественной культуры XIX столетия. Романтический вызов культу «рацио»: романтический бунт, романтическая ирония, романтический эскапизм. Национальные особенности романтизма (романтизм в Германии, во Франции, в Англии) и специфические черты романтического мироощущения в литературе, музыке, живописи, философии. Реализм в художественных практиках XIX в.: пафос антибуржуазных настроений; принцип отражения объективных законов общественной жизни; описание «типических характеров» в «типических обстоятельствах». Художественные течения второй половины XIX столетия в поисках путей преодоления духовного кризиса: натурализм, импрессионизм, символизм, декаданс. Художественная культура на путях создания нового «большого стиля».

Культура XX века и формирование актуальной социокультурной парадигмы. Стилевая типология культуры современности: модерн, авангард, постмодерн.

«Закат Европы» на рубеже XIX-XX вв. Экономические, политические, идеологические потрясения эпохи. Две мировые войны и эффект «потерянных поколений» (Г. Стайн). Судьба буржуазной демократии и буржуазного либерализма в XX веке: культ силы, тоталитаризм, терроризм. Европейский союз как «комфортабельный концлагерь». (Ж. Бодрийар).

«Продолжающийся проект Просвещения»: революционное преобразование действительности; технологический оптимизм; «демократизация» культурных ценностей (культура большинства, культура «среднего класса», кассовая культура); глобализация экономики, политики, культуры.

Авангард художественный и политический. Эстетический разрыв с традицией: абстракционизм, дадаизм, сюрреализм. Сближение искусства и политики: единство идейно-художественных и идеологических оснований.

Постмодерн как «состояние культуры и жизни». Симптомы постмодернистской культурной ситуации. «Постмодерн» как теоретическое понятие и теоретический концепт. Зависимость постмодернистской культуры от постмодернистской философии. «Знаковое» содержание понятия «постмодерн»: тотальное переопределение культуры в рамках постсовременного социогуманитарного знания. Художественная культура постмодернизма как «истощение» классической художественной образности. Кризис сакрального отношения к творчеству. Цитация, повтор, мультипликация художественного приема. Новые правила дискурса. Новая тематизация телесности, сексуальности, повседневности. Теория литературы (французский и американский вариант) как предпочтительная либеральная сфера гуманитарной критики. «Постмодернизм» – метаисторический концепт и метаисторическое понятие.

Философский постмодерн: единство методологии анализа социокультурной реальности в программах постструктурализма и деконструктивизма. «Постмодернизм» как художественное течение и теоретическая рефлексия. Критические школы постмодернизма: от структурализма к постструктурализму. Классическое и неклассическое истолкование знака. Средневековая концепция символа и теория знака Ф. де Соссюра. Постструктуралистская рецепция знака: семантическая неустойчивость; бесконечность интерпретации; наивность герменевтических ожиданий. Семиотическая модель как самодостаточный инструмент описания. Критика гипостазии трансцендентального означаемого (Ж. Деррида, Ю. Кристева). Агональный характер дискурса (Ж.-Ф. Лиотар) и понятие языковой деятельности как материи социальной коммуникации. Производство субъекта и смысла в дискурсе и в культуре. Принцип превосходства означающего как определяющий в понимании современного культурного текста (Р. Барт, Ж. Бодрийар). Культурный плюрализм, полистилизм, релятивизм. Требование культурной открытости, деканонизации, контекстуальное. Идея «конца культурной истории»: за и против.

Мировое культурное пространство: итоги развития и перспективы; футурологический аспект проблемы.

 

Планы практических занятий

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 498 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.