В начале 1917 всеобщее недовольство, вызв. усталостью от войны, ростом цен, спекуляцией, очередями, ещё более усил. из-за пост. перебоев в поставках продовольствия в Москву и Петроград. В ряде мест хлебные очереди начинают громить лавки и магазины. Погромные настроения привносятся и на произ-во. 28 февраля 1917 Петроград оказ. в руках восставших. Прав-во было арестовано. В стране возн. двоевластие. Были образ. два //-х органа власти: Совет рабочих и солдатских депутатов и комитет Гос. думы, сформир. Временное прав-во. Попытка послать на подавление восстания части с фронта оконч. неудачей. В этих условиях под давлением обстоят-в 2 марта Ник. II отрекся от престола. Эпоха самодержавия в России законч.
Казалось бы, длительный период непоследовательных попыток либер.-демокр. преобразований подошел к концу. Россия не только вошла в круг европ. держав, и приблизилась к полит. и соц.-экон. стандарту европейских стран. Было провозглашено полное равенство граждан, всеобщее и равное избир. право, свобода слова, печати, собраний, забастовок. Власть перешла в руки буржуазии и поддерж. её сил, в том числе правосоциалистических партий. Это делало возможным появление новой традиции упр-я страной, при кот. большую роль играли бы обществ. орг-и, такие как земское и городское самоупр-е.
Однако в расколотой надвое культуре России сущ-ли 2 образа револ-и и 2 представления о её задачах. Для крестьянства это была не бурж.-демокр. револ., а победоносная крест. война за идеал “правды”, возрождавшая надежды на приход Распутиных и Пугачевых, истребление господ и чиновников, прекращение тягостной войны, возвращение земель общинам и, наконец, воцарение “справедливого царя” как гаранта этих преобразований. Буржуазия и правые социалисты видели все в совсем другом свете. Они не считали нужным разд. крестьянам помещичьи земли, кот. составляли 1/10 земельного фонда страны, и при этом сохранять общину, уничтожение кот. могло бы дать неизмеримо больший экон. эффект. Они не могли понять, зачем прекращать войну, победа в кот. давала России новые рынки, значит. улучшала условия предпринимательства.
В России вновь началось столкновение монологов обществ. сил, но на этот раз водораздел не м/у властью и общ-м, а внутри самого общ-ва. Взаимодействия, компромисса между ними быть не могло. Теперь тяжесть пол-я была обусловлена тем, что на эту ситуацию наложились сложнейшие соц.-экон. проблемы развития России XIX-XX вв. В России из-за догоняющего типа развития одновр. необх. было решать вопросы первонач. накопления капитала, индустриализации и развитого монополистического капитализма. Все это обостряло экон. положение, созд. впечатление безвыходности ситуации. К тому же русская буржуазия недаром долго пребывала в сост. зависимости от царизма. Это выраб. в ней неспособность отстаивать свои интересы и установить свою диктатуру. В глазах народа это свидет. о порочности пути буржуазного развития как такового, делало очевидным и выводы теории марксизма о необх-ти свержения власти буржуазии и построения нового, социалистического общ-ва.
Отсутствие диалога м/у бурж. интеллигенцией и народом приводило к тому, что борьба монологов внутри общества превращ. в борьбу монологов партий и органов власти. Временное правительство, во главе которого стоял Львов, выдвинуло лозунги: “Война до победного конца”, “Мир и согласие в тылу”, “Свобода и порядок”, “Осущ-е реформ после окончания войны и созыва Учред. собрания”. Но солдаты требовали немедленного заключения мира. Крестьяне развернули массовый захват помещ. земель. Ими было засеяно до 20% полей в имениях помещиков. Рабочие самовольно ввели 8-часовой рабочий день, постоянно требовали увеличения заработной платы, т.к. условия в растущей инфляции (400% за полгода) деньги постоянно обесценивались. В рез-те экон. пол-е в стране ухудшилось, настроение общ-ва приобретало экстремистский характер.
В преодолении трудностей Временное прав-во надеялось на инициативу мест. Но местные Советы, отказываясь признавать власть чиновников, присылаемых из центра, вместе с тем, как и прежде, видели в центральном прав-ве распределителя средств из неимущей казны. Идеал бурж. предприимчивости столкнулся с традиц. идеалом “справедливого распределения” гос. доходов. Но так и не дождавшись денег, поняв бессилие Врем. прав-ва, Советы стали объявлять о своей незав-ти от центр. власти. Это подрывало гос. единство России. Собств. незав. республики были провозглашены не только в Финляндии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, на Кавказе, но и в др. областях – у казаков, в Екатеринбурге, Царицыне, Красноярске, Енисейске и даже в Петроградском и Шлиссельбургском уездах Петроградской губернии.
Власть Врем. прав-ва от времени к времени слабела. Неоднократная смена состава кабинета министров не решала проблемы. Правительственные кризисы становились все более затяжными и глубокими. Скоро выяснилось, что возглавить народ сможет такой лидер, кот. потребует прекращения войны, ликвидации бурж. гос-ва и частной собств-ти: передачи заводов рабочим, а земли крестьянам. На это были готовы пойти лишь незначит. по численности левые группы: партии большевиков, левых эсеров и анархисты. Наиб. акт. из них были большевики во главе с Лениным.
В 1905-1917 большевики проявили полит. гибкость. Они пошли на принятие крест. лозунга конфискации всей помещ. земли и её национализации. В 1917 они заимствовали лозунги эсеров, в частности о передаче земли крест. общинам, а заводов – рабочим. Это была прямая опора на силы традиционализма, лозунги “крестьянской войны”. Выдвигая такие требования, большевики, уступив инициативу в дни Февральской револ. и уступившие влияние в Советах правым социалистам, к лету 1917 превратились в одну из осн. полит. сил страны. С именем Ленина связывались надежды на полную справедливость, народ. власть и окончание войны. В глазах народа он стал вождем, имеющим чудесную, всепобеждающую силу, наследником Разина и Пугачева. В самом начале сентября происходят перевыборы Петроградского Совета. Большевики получают в нем большинство. А председателем избирается Троцкий.