После младенчества начинается новый этап развития человека - раннее детство (от 1 года до 3 лет). В младенчестве ребенок научился смотреть, слушать, пытался овладеть своим телом, управлять движениями рук. Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми.
Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи (Рене Заззо, французский психолог), размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам.
Предметная деятельность как ведущая в раннем детстве.
Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Поэтому переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов - ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Специфика предметной деятельности заключается в том, что здесь ребенку впервые открываются функции предметов. Например, ложкой – едят, расческой – расчесываются, зонтом – укрываются от дождя.
Поэтому ведущий вид деятельности в раннем возрасте – предметно-манипулятивная деятельность, которая направлена на овладение ребенком предметами как социальными орудиями.
Ребенок поглощен предметом, взрослый выступает как носитель общественного выработанного способа действий с предметом и как человек, который оценивает ребенка.
Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, поэтому предметно-орудийные действия усваиваются только в сотрудничестве и общении ребенка со взрослым и проходят несколько этапов:
вначале предметная деятельность осуществляется ребенком вместе со взрослым,
затем совместно-разделенная (т.е. ребенок делает по образцу взрослого, а взрослый контролирует и оценивает),
и третий этап ребенок самостоятельно действует, сам оценивает и контролирует.
Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок — предмет — взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе.
Противоречие социальной ситуации развития: при освоении предметного мира ребенок должен выполнять индивидуальные действия, а способ освоения принадлежит взрослому (ребенку протягивают предмет и говорят, показывают, как надо действовать). Ребенок благодаря взрослому, сразу входит в мир постоянных предметов. Он усваивает постоянное назначение предметов, закрепленное за ними обществом и в целом не изменяющееся в зависимости от данного момента.
Например, возьмем чашку, мы можем научить обезьяну пить из чашки. И если животному хочется пить, и оно видит воду в чашке, то пьет из нее. Но с таким же успехом оно будет пить из ведра или с пола, если вода в этот момент окажется там. Точно так же и саму чашку в другое время, при отсутствии жажды, обезьяна будет употреблять для самых разнообразных манипуляций - бросать ее, стучать ею и т.п. Обезьяна может научиться пить из кружки, но кружка не приобретает для нее постоянного значения предмета, из которого пьют.
Это, конечно, вовсе не означает, что, усвоив то или иное предметное действие, ребенок всегда употребляет предмет только по назначению. Так, научившись черкать карандашом по бумаге, он сможет вместе с тем катать карандаши или строить из них колодец. Но важно то, что ребенок при этом знает истинное назначение предмета. Когда двухлетний шалун, например, надевает на голову свой ботиночек, он смеется, так как понимает несоответствие выполняемого действия назначению ботинка.
Связь действия с предметом проходит три фазы развития.
На первой с предметом могут выполняться любые известные ребенку действия. Например, ложка, на этой фазе ребенок может ложкой бить по столу или с ее помощью притягивать далеко лежащие предметы.
На второй фазе предмет употребляется только по прямому назначению.
Например, Если ему предлагают, например, причесаться палочкой или попить из кубика, он оказывается просто не в состоянии выполнить просьбу - действие распадается.
Наконец, на третьей фазе происходит как бы возврат к старому, свободному употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета.
Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия.
Орудийно-предметные действия — это действия, в которых один предмет - орудие - употребляется при воздействии на другие предметы. Примеры орудийных действий — пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко. Орудие выступает в качестве посредника между рукой ребенка и предметами, на которые нужно воздействовать, и то, как происходит это воздействие, зависит от устройства орудия. Орудийными действиями ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого, который показывает действие, направляет руку ребенка, обращает его внимание на результат.
Например, Петр Яковлевич Гальперин описывает такой пример, — овладение ложкой как орудием приема пищи. Проходит длительный период обучения: вначале ложка выступает как простое замещение руки — ребенок пытается поднести ложку ко рту по кратчайшему расстоянию, так же как зажатый в кулаке сухарь. Лишь постепенно ребенок осваивает орудийную логику: зачерпнув из чашки, держать ложку строго горизонтально, сначала поднять вверх вертикально, а затем уже поднести к губам.
Орудийные действия, которыми овладевает ребенок раннего возраста, весьма несовершенны. Они продолжают отрабатываться в дальнейшем.
Но важно чтобы ребенок усваивал сам принцип употребления орудий, являющийся одним из основных принципов деятельности человека.
Соотносящие действия - действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения. Это, например, складывание пирамидок из колец, использование всяческих сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками.
Зарождение новых видов деятельности. К концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности,: игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Скажем, кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в глазах мальчика в машину. Такие игры непродолжительны и возникают эпизодически, для них характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Но на следующем возрастном этапе они станут одним из источников сюжетно-ролевой игры.
Для развития игры важно появление символических или замещающих действий. Когда, например, кукла укладывается на деревянный брусок вместо кровати — это замещение.
Помимо собственно предметных действий, для развития ребенка раннего возраста важны и такие, как рисование и игра. Рисунок ребенка до 2 лет трудно назвать рисунком, это, скорее, каракули. Но на третьем году уже появляются формы, обладающие сходством с изображаемым объектом. В 2,5 года, в частности, дети могут вполне отчетливо нарисовать человека. На таком рисунке кроме круга-головы различаются мелкие детали — глаза, нос, рот.
Предпосылки формирования личности в раннем возрасте.
Центральное новообразование – возникновение сознания. Обнаруживается осознание себя как активного субъекта деятельности.
В этом возрасте зарождается самосознание. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2 лет никак не реагировали на свои испачканные носы, не относя к себе красные пятна, увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа,— следовательно, узнавали себя.
Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания.
Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «я».
В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу, что создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам. Осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Так, например, Саша, обходя комнату, делал то, что ему запрещалось, — брал мамины лекарства и другие вещи. Положив их на место, он с удовлетворением констатировал; «Теперь хороший». Оказавшись с родителями в поезде, он плюнул с верхней полки. Мама сообщила ему, что она об этом думает, и спросила, что нужно сказать. Мальчик тихо, для себя проговорил: «Молодец я», — а затем громко, для взрослых: «Больше не буду».
В раннем возрасте начинают формироваться зачатки нравственных чувств. Это происходит в том случае, если взрослые приучают малыша считаться с другими людьми. «Не шуми, папа устал, он спит», «Подай дедушке туфли» и т.д.
Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период — кризис 3 лет.